Турлаев А.В., Ахметова Н.С.

Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова

Закономерности развития гражданского общества

в Казахстане

 

В настоящее время в Казахстане определяются основные направления становления гражданского общества. Разработана Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы, в которой определяется гражданское общество как общество, в котором главным действующим лицом и субъектом общественных процессов выступает человек со всей системой его потребностей, интересов и ценностей. Гражданское общество подразумевает такой уровень развития общества, при котором обеспечиваются права и свободы граждан, созданы условия для их самоорганизации в целях реализации своих прав и интересов, участия в процессе принятия государственных решений. Становление правового государства обусловлено формированием адекватного ему гражданского общества. Это является определяющим условием развития правовой государственности в Республике Казахстан. Реформы, осуществленные в течение последних десяти лет, заложили политико-правовые и институционально-организационные основы гражданского общества – неправительственные организации, которые в настоящее время принимают активное участие в общественной и политический жизни казахстанского общества. Следует отметить, что гражданские (негосударственные) институты развивались в Казахстане в разные исторические периоды, формируя свою собственную гражданскую культуру как систему ценностей и ограничений, которые определяют основы самоорганизации конкретно-исторического общества. К таким историческим институтам следует отнести суды биев, институт старшинства, институт примирения конфликтующих сторон и иные общественные институты, находящиеся в основе самоорганизации казахского общества. Однако, в современных условиях, преобладающее значение принимает концепция гражданского общества, основанного на универсальных правах человека, рассматривающая взаимоотношения государства с негосударственными институтами как результат исторического развития западной Европы. При этом многие политико-правовые и религиозно-культурные институты, имевшие место в истории отдельных государств, как правило, не учитываются. Наличие в современном мире различных цивилизаций и разного культурного уровня развития народов мира не позволяет рассматривать современную концепцию гражданского общества как единственную концепцию, определяющую универсальные принципы взаимоотношений между людьми, а также основы взаимодействия общественных институтов и государственных органов.  Тем не менее, современный мир переживает период глобализации - эпоху всестороннего объединения человечества в едином пространстве информации и коммуникаций, превращения всей планеты в единый экономический рынок, что предполагает также сближение культур разных стран. Соответственно, в настоящее время закладываются основы формирования международного, (наднационального) гражданского общества, которое должно складываться из различных национальных гражданских обществ, нашедших компромисс по ключевым вопросам. Однако религиозные и культурные противоречия не позволяют рассматривать процесс развития национальных гражданских обществ как универсальное явление. В сфере развития институтов гражданского общества выделяется две тенденции национального развития: первая связана с глобализацией, интеграционными процессами и, соответственно, интенсификацией развития межкультурных процессов, вторая — с усилением внутреннего развития и даже некоторым обособлением национальных культур. В первой тенденции международные стандарты гражданского общества, продолжая тенденции второй половины XX века, становятся неким общим критерием прогресса. Во второй – центробежные, культурные тенденции ставят под вопрос саму суть доктрины гражданского общества и правового государства как универсальных явлений. Критерием разделения этих тенденций выступают права человека, рассматриваемые в качестве основы взаимоотношений институтов гражданского общества и государством. Очевидно, что культурные противоречия в трактовке прав человека существовали и существуют во многом независимо от того, в какой культурной среде они возникли. Культура лишь накладывает отпечаток на интенсивность этих противоречий. В этом смысле проблема решения противоречий прав человека и культурных особенностей в большей степени лежит не в постепенном переходе (в рамках линейного прогресса) к всеобщему (универсальному) знаменателю трактовки прав человека и не в неком культурном взаимообогащении, а в рамках развития политических отношений. Именно посредством политических согласований между разными странами должна формироваться концепция универсальных прав человека, находящихся в основе концепции гражданского общества. Таким образом, развитие гражданского общества заключается не только в имплементации международных норм, но и в выработке своих собственных, национальных институтов гражданского общества, которые могут и должны обогатить общемировой процесс. Соответственно, при разработке концепции развития гражданского общества в Казахстане следовало бы уделить внимание негосударственным институтам, которые играли важную роль в истории Казахстана. Эти институты представляют не только исторический, но и практический интерес, поскольку принципы, на основе которых они функционировали, являются актуальными и для современных институтов гражданского общества. В настоящее время  дальнейшая разработка концепции гражданского общества и правового государства как явлений сочетающих универсальную и национальную концепции необходима, поскольку, с учетом современных международных политических проблем, иной альтернативы нет. К таким положениям должны придти все культуры и цивилизации, признав, что в условиях глобализации  в сфере экономики, противостояние в сфере культуры и религии является губительным для всего человечества. Следует обратить внимание на то, что противоречия, наблюдаемые в культуре, имеют религиозные истоки и согласование, прежде всего, предполагается на межконфессиональном уровне. В Республике Казахстан представляется необходимым доработка существующей концепции гражданского общества, в которой должны быть отражены не только принципы взаимодействия неправительственных организаций и государства, но и основы межконфессионального согласия. Эта концепция должна быть основана на разрабатываемой в настоящее время евразийской концепции прав человека, с целью определения не только основных целей защиты прав человека, но и путей и методов их реализации. Для современного Казахстана, по нашему мнению, представляется наиболее приемлемым именно этот подход к проблеме развития негосударственных институтов. Исходя из этого, гражданское общество и правовое государство призваны обеспечить права человека исходя не из «общечеловеческих» ценностей, а формировать собственную концепцию прав человека с учетом национальных и культурных особенностей, сформировавшихся в результате собственного исторического развития. Эта концепция прав человека должна стать идеологической основой современного казахстанского гражданского общества. Представляется необходимым критическое осмысление международных стандартов с учетом государственного суверенитета и политико-правовой культуры казахстанского народа. Таким образом, развитие гражданского общества является важным условием для создания демократического, светского, правового и социального государства. Общественный прогресс, демократическое развитие, экономический подъем возможны только при активном участии граждан во всех важных сферах жизнедеятельности общества. Однако достичь этого, в Республике Казахстан можно опираясь не только на результаты мировой политико-правовой мысли, но и на исторический опыт казахского народа, сформировавшего еще в период существования государственно-правовых систем кочевников принципы демократического самоуправления и самоорганизации.