Соискатель Васильева Т.Е., к.ф.н., доц., проф. Панченко О.Г.

Лесосибирский филиал Сибирского Государственного Технологического Университета. Россия

Культурная сущность человека как системообразующий компонент его целостности

Проблему культурологического подхода к образованию изучали представители различных направлений науки: философы, социологи, психологи, педагоги (Платон, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, Н.Ф. Федоров и др.). В контексте культурологического подхода, рассматривающего образование через призму понятия культуры, образование есть культурный процесс, осуществляемый в культуросообразной образовательной среде, где все ее компоненты наполнены человеческими смыслами. В процессе своего образования личность должна пройти и освоить всю историю культуры. Развертывание культуры есть ее «перематывание из безличной формы всеобщности в личностную форму культуры индивида. Анонимно всеобщее здесь переходит в форму индивидуального, субъективного, а индивидуальная жизнь приобретает форму всеобщности, культурности» [1]. Культуросообразность – это эффект соотнесенности и соотносимости образования с культурой как множеством социальных пространств, его включенности в разнообразные текущие культурные процессы и соответствия их особенностям и наоборот [2]. Это преодоление пропасти между феноменами культуры и феноменами образования, просвещения, цивилизации. Это определение образования как привнесения культуры в жизнь общества, как порождение культурных форм, а не просто их трансляция.

Принципиально новым для российского современного менталитета является понимание образования как личностно-ориентированной культурной деятельности. Определяется новая культурная среда образования, соответствующая свободной культуре постмодернизма. Укрепляются позиции культурных типов образования, переносящего акценты с фронтального обучения на различные теории обучения и самообразования, учитывающие творческий характер учебной деятельности как одной из форм культурной деятельности.

Новое гуманистическое сознание, формирующееся в процессе преобразования цивилизации в целом, ориентировано на иной, чем прежде, стиль педагогической деятельности и общения, на диалоговый режим обучения и воспитания, на культурное начало образа жизни на демократические нормы самоорганизации деятельности. В XXI веке «феномен культуры – и в обыденном его понимании, и в глубинном смысле – все более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бытия, пронизывает все решающие события жизни и сознания людей нашего века. Сдвиг культуры в эпицентр человеческого существования происходит по всем направлениям» [3].

Педагогика, ее теории и ценности никогда не существуют в изолированном пространстве, поскольку все локальные системы культур (в том числе и образование) составляют общую открытую и динамичную систему, в которой развитие отдельных элементов ведет к трансформации других, и, в конечном счете, к изменению всей системы. Таким образом, в новых явлениях прослеживается тенденция синтеза гуманистических, демократических и культурных ценностей образования. Поликультурность, многообразие культурных ценностей постепенно становятся приоритетными в образовании [4]. Надеемся, что образование, станет саморазвивающимся, развивающим и по-настоящему культурным процессом, а педагогическая практика перестанет быть совокупностью методов и средств трансляции знаний и установок, и будет развиваться как искусство образования личности в культуре.

Понятие культуры родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию «натура» - т.е. природа. Оно обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противовес «естественному», «дикому», «первозданному». Со временем слово «культура» стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общими свойствами которых были их сверхприродный, так сказать «противоестественный» характер, их человекотворное, а не божественное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец себя самого, попадал в сферу культуры, и понятие приобретало смысл «образование», «воспитание» (немецкое Bildung).

Если образование есть передача знаний, а научение – передача умений, то воспитание – это приобщение к ценностям [5]. Именно «приобщение», ибо передать ценности детям, школьникам, студентам, людям, можно лишь в процессе общения, а не простой коммуникации, передающей знания. В воспитательном процессе диалектически связываются переживание и понимание ценностных позиций, эмоциональное и рефлексивное отношение к ценностям другого и своим собственным, что превращает ценностное отношение в целостно-духовное, а не одностороннее – либо рациональное, либо эмоциональное. Воспитание как целенаправленное формирование ценностного сознания личности – деятельность несравненно более сложная, чем образование как передача знаний или научение. В педагогической науке определяется целое направление, характеризующееся аксиологическим  подходом, в котором исследуется взаимосвязь процесса формирования ценностных ориентаций и педагогического процесса. Данное направление разрабатывали Ш.А. Амонашвили, В.П. Бездухов, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, В.А. Григорьева-Голубева, И.С. Кон, В.В. Соколова, Н.Е. Щуркова, В.А. Ядов и другие [6, 5]. Основными ценностями воспитания называются: человек как предмет воспитания, культура как среда, растящая и питающая личность, творчество как способ развития человека в культуре. Ценности воспитания – это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения. Культурное ядро содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к учащемуся строится исходя из восприятия его как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации. Воспитание при этом не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу над своими действиями и поступками.

Основные функции культуросообразного образования состоят в создании различных культурных сред, где осуществляется развитие человека и приобретение им опыта культуросообразного поведения, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и реализации творческих задатков и способностей. Иначе говоря, это образование, которое всей своей организацией побуждает культурное саморазвитие обучаемого и педагога в социокультурном пространстве. Оно есть диалог культур (говоря языком М.М.Бахтина и В.С. Библера) [7, 3].

У К.Н. Вентцеля есть тонкое замечание о том, что культура предполагает культ человека [8]. Абсолютной ценностью воспитания и является человек как «мера всех вещей». Человек – это и цель, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания. Воспитание в человеческом измерении – это гуманистический, личностно ориентированный процесс. В концепции человека, развиваемой русскими философами Н.А. Бердяевым, Н.Ф. Федоровым, П.Ф. Флоренским, он предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность [9]. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. Из этих положений вытекает вывод о том, что культурная сущность человека является системообразующим компонентом его целостности. Таким образом, опираясь на эти положения, мы считаем возможным в качестве глобальной цели современного образования рассматривать человека культуры [5].

Человек культуры – это:

1.          Свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. С педагогической точки зрения это система таких взаимосвязанных качеств, как чувство собственного достоинства, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентации в мире культурных ценностей, самостоятельность, умение осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, поведения, способов своего развития.

2.          Духовная личность с развитыми потребностями в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве. Образование – основа духовности. Обращение к духовности – это путь возрождения русской интеллигенции, создание предпосылок для развития творческой индивидуальности, подлинной внутренней культуры.

3.          Гуманная личность, способная к сопереживанию, проявлению терпимости и доброжелательности ко всем людям, независимо от их национальности, положения в обществе, личных свойств. Педагогические аспекты воспитания этих качеств состоят в необходимости гуманитаризации содержания образования, гуманизации его методов и всей системы воспитательных отношений. Современную гуманистическую парадигму образования составляют три ведущих, по мнению Н.Б. Крыловой, направления педагогической деятельности: обеспечение внутренних условий, создание благоприятных внешних условий для психического и биологического существования и развития человека, организация очеловеченной микросоциальной среды как продукта активности обучаемых и педагогов [10].

4.          Творческая личность, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. «В процессе культурогенеза у человека сформировалась особого рода потребность выходить за пределы повторения созданного, за пределы репродуцирования известного и созидать новое, разгадывать неизвестное. Проявление этой потребности – стремление каждого культурного человека к творчеству, к внесению своего вклада в культуру. Эта потребность порождает и питает стимулы самообразования, самовоспитания, духовного саморазвития» [11]. 

5.          Практически подготовленная к жизни личность. Адаптация к жизненным условиям рыночного хозяйствования, межнационального общения, диалога культур требует от выпускника вуза практического овладения основами экономики, компьютерной грамотностью, навыками общения, знаниями культурных традиций и умениями их использовать. Б.Д. Эльконин подчеркивал, что образованный человек – это человек, для которого вхождение в различные культурные и социальные общности – есть построение собственного продуктивного действия.

6.           М.М. Бахтин писал, что личность, способная к культурной идентификации, т.е. к осознанию своей принадлежности к определенной культуре, интериоризации ее ценностей (принятию их как своих), выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации в горизонте Большого и Малого времени культуры [7]. «Культура – это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности позволяет отражать, преломлять, преобразовывать все мощные силы детерминации извне, в невероятной мере усиливает слабые возможности индивидуальной самобытийности, но и ответственности за свои поступки как основание возможности самому индивиду свободно предопределять и свободно перерешать свою жизнь, поступки, судьбу.  Только культура образует реальный, необходимый, всеобщий, ответственный смысл действительной свободы человеческого бытия» [1].

Таким образом, необходимость совершенствования образования предполагает подготовку творчески мыслящих и действующих людей, обладающих общекультурной компетентностью. Общекультурная компетентность определяется нами как интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера.

 

Литература:

1.          Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М.: Политиздат, 1991. -  412 с.

2.          Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1995. -  511 c.

3.          Библер В.С. Культура. Диалог культуры. // Вопросы философии, № 6, 1989. – С. 34-41.

4.          Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). М.: Новая школа, 1993. -  186 с.

5.          Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. // Педагогика, № 4, 1995. – С. 29-36.

6.          Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя как система ценностных ориентаций // Развитие творческих и коммуникативных способностей личности. – Самара: Изд-во СамГПУ, 1996. – С. 3-11.

7.          Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – 4-е изд. М.: Сов. Россия, 1979. – 318 с.

8.          Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. М., 1993. – 318 с.

9.          Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.- 480 с.

10.      Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования. // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2, М., 1995. – С. 98-119.

11.       Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. – 416 с.