Секция –  Психофизиология

                  

                 Корбан Юрий Викторович,  Корбан  Анна  Владимировна

                     Одесское художественное  училище  им. М.Б.Грекова

 

               Психофизиологическое  воздействие  живописи  на

 эмоциональную сферу человека

 

         Творчество художника–живописца является не только создание картин как образа, состоящего из различных цветов, но и концентрации в ней энергии различного уровня. Причем энергетическое воздействие написанной картины зачастую более сильное, чем восприятие образа. Ведь недаром говорят, что данное написанное художественное произведение обладает удивительной энергетикой. Невольно возникает вопрос – откуда берется эта энергия, где её источник? Ответ один – источником является художник, который сумел создать такое сочетание цвета картины, что излучающий ею свет в определённом диапазоне волн вызывает положительные (иногда отрицательные) психические эмоции.

         Ведь ещё в 1810 году великий немецкий поэт И.В.Гёте описал психофизиологическое воздействие цвета на человека. При этом он делил все цвета на возбуждающие, оживляющие, бодрящие,  и способные вызвать печально-беспокойное настроение [1].

         В зависимости от сочетания цветовой гаммы в  живописном произведении можно ожидать определенный психофизиологический эффект. Так, преобладание в картине красно-желтого цвета у одних вызывает возбуждение, вдохновение, у других – агрессию и ненависть. Сине-фиолетовые цвета картины вызывают у одних печально-беспокойное настроение, у других раздражительность и безумие. В тоже время преобладание зелёного цвета способствует состоянию спокойной умиротворённости. Связь ассоциаций цвета и эмоций, по М.Лютеру, уходит корнями в историческое прошлое и основывается на особенностях деятельности человека в определённых условиях внешней среды: день предоставлял возможность действий (желтый цвет), ночь принуждала к пассивности (синий цвет).  Цвет заключает в себе символический смысл (код) взаимосвязи субъекта (в данном случае посетителя картинной галереи) и образа, представленного на полотне картины художника-живописца.

         Ведь если присмотреться к посетителям картинной галереи, то мы увидим, что у одних картин долго задерживаются посетители, энергетика которых резонирует с данным цветом картины, и не задерживаются у картин, где резонанс слабый, или его вообще нет. При этом цветовая гамма картины оказывает положительное психологическое воздействие. От другой картины такой посетитель быстро уходит или вообще находится на расстоянии. Здесь явный признак отрицательного психологического эффекта. Ведь мы часто совершаем непростительные ошибки, покупая к юбилею товарища, сослуживца картину без учёта энергетической связи цветовой гаммы картины и эмоционального состояния будущего владельца живописного произведения. Как с точки зрения медицины, так и психолога такие необдуманные  действия могут нанести серьёзный вред здоровью владельца картины.

         Замечено обратное воздействие психических явлений на эмоциональную сферу человека. Так дети Южной Осетии рисуют разрушенные войной дома. Таким детям необходимо показывать картины с положительной символикой цвета – бело-коричневого, вызывающего такие положительные эмоции, как материнство, чистоту, гармонию. Однако и здесь к  каждому ребёнку необходимо подобрать цветовой тест в соответствии с его эмоциональным состоянием и восприятием цвета. Ведь и в школах на уроках рисования каждый ребёнок выбирает свою гамму цветов на выполненном им рисунке. Опытный педагог не станет укорять ребёнка о несоблюдении определённых требований к рисунку. Ведь главное в картине – символика цвета.

         Цветовая гамма широко использовалась гениальными живописцами при оформлении православных храмов. Мы считаем, что существует тесная связь между значением цвета и психологическим восприятием человека. Эту взаимосвязь необходимо широко использовать как воспитательную функцию подрастающего поколения, начиная с детского садика и до окончания высшего учебного заведения. Ведь цвет картины равносилен слову и несёт в себе символические, коммуникативные, различительные и выразительные функции.

           

                                  Список  использованных  источников:

 

1. Адашинская, Г.,  Мейзеров У., Фадеев А.  Цвет боли. - "Наука и жизнь", № 8, 2008.  – 108 с.