Цай Е.Н.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова

К проблеме трансформации этнической идентичности

корейцев в условиях Казахстана

Любой этнос есть динамическая целостность. Каждый народ представляет собой скорее не конечный результат исторического разви­тия, а постоянно изменяющееся динамическое по своей природе образо­вание. Благодаря этому саморазвитию и становлению происходит посто­янная трансформация национального сознания. И национальное созна­ние, и национальная психология, в свою очередь, подвергаются сильному влиянию со стороны многих внешних и внутренних факторов.

С точки зрения американских ученых, если раньше проблемы этнического как источника конфликтов внутри государств и между государствами представлялись всего лишь пережитками прошлого, то теперь необходимо поместить их в самый центр внимания [1,15]. Оказалось, что разнообразные этнические группы не только продолжают сохранять свои специфические черты и устойчивые традиции, но и существенно наращивают в последние годы уровень своего этнического самосознания, обостряются чувства этнической идентичности.

Различные интерпретации понятия "этническая группа", "этнический коллектив", которые даются зарубежными учеными, представ­ляются немаловажными с точки зрения анализа этнических явлений. Канадский политолог Р. Джексон попытался сгруппировать ряд определений этнического и представил следующие типичные определе­ния:

-       этническая группа: человеческая группа, которая придерживается субъективной веры в свое общее происхождение из-за подобия физического типа или обычаев (или того и другого, или благодаря памяти о колонизации и миграции);

-       этничность: специфические узы (основывающиеся на разделяемой культуре), которые заставляют людей считать себя группой, отличной от других;

-       этничность: вид общественного коллектива, который  может быть разделен на типы на основе тех или иных знаков отличия наподобие расы, касты, религии, языка, культуры или той или иной ком-
бинации этих знаков отличия;

-       этнические общности: группы, связанные вместе общими узами расы, национальности или культуры, живущие вместе в окружении чуждой цивилизации, но сохраняющие культурные отличия.

        Следовательно, этническая группа - отличительный вид популяций в более ши­роком обществе, культура которых отличается от культуры этого об­щества [1,33]. В данном контексте определенный интерес представляет концепция профессора Хан В.С.,  который предлагает использовать термин «мета-нация» для обозначения совокупности культурно различающихся этнических групп, исторически принадлежащих к одной нации и проживающих в разных государствах. Главными признаками «мета – нации», по мнению учёного, являются:

·        общие исторические этнические государственные корни;

·        наличие самой нации со всеми её атрибутами и, прежде всего, национального  государства;

·        высокий уровень миграции за пределы национального государства;

·        образование за пределами национального государства общин, с одной стороны интегрированных и ассимилированных к новой среде, а с другой - сохраняющих свою историческую, культурную, генетическую идентичность;

·        наличие этнического самосознания, и, следовательно,  в какой-то мере, этнической традиции;

·        наличие взаимосвязей и взаимоотношений между родственными этническими группами,   придающих «мета - нации» черты устойчивого образования как общности [2].

Понятие «идентичность» в этнологии понимается как процесс перенесения индивидом на самого себя качеств и особенностей своего внешнего окружения, стремление актуализировать в своей личности такие черты, которые имеют важное и жизненно необходимое значение в данных условиях. Устойчивые этнодифференцирующие признаки, такие как историческая память, миф об общих предках, ценности и нормы, религия, язык, народное искусство, фольклор, обычаи, обряды, национальный характер имеют у отдельных народов своеобразные черты – этническую окраску и в межпоколенной трансмиссии образуют этническую культуру, занимающую свое особое место среди других культур. Например, среди них могут оказаться сущие, на взгляд стороннего наблюдателя мелочи, некоторые элементы материальной культуры,  которые члены этнической группы считают значимыми для своей идентификации. Для корейцев, проживающих в Казахстане  - это особое приспособление (терка) для резки овощей, национальный маленький, низкий сто­лик, удлиненные подушки, машинка для резки лапши и т.д. [3]. Но при этом нельзя утверждать, что какой-либо компонент культуры является непременным этнодифференцирующим признаком. Какова же в таком случае конкретная сфера оснований этнической идентичности, обладающая устойчивостью и способностью отличать этносы друг от друга? В этой связи особого внимания заслуживает концепция « центральной зоны » этнической культуры известного этнолога С. Лурье. По мнению С. Лурье, каждый этнос обладает культурным стержнем, в каждом случае уникальным, который определяет согласованность действий членов этноса и обнаруживает себя вовне через различные модификации культурной традиции. Содержанием центральной зоны являются этнические константы – ценности, верования, лежащие в бессознательном слое психики каждого члена этноса и определяющие природу сакрального для каждой культуры.  При всех трансформациях жизни этноса, при любой смене инвариантов культурной традиции присущей тому или иному этносу неизменной остаётся « центральная зона» его  культуры. До тех пор пока «центральная зона» не разрушена, этнос сохраняет свою идентичность. Попадая в иные этносоциальные условия - в результате миграций, депортаций и т. д. -  этнос адаптируется к конкретным условиям существования и кристаллизует вокруг «центральной зоны» инварианты новой этнической картины мира, соответствующие нормам и ценностям, доминирующим у других народов. В этом проявляется защитная функция культуры в её психологическом аспекте [4, 223-227].

      Проблема трансформации этнической идентичности современных корейцев связана, в первую очередь, с естественно-исторической эволюцией корейского этноса, в которой исследователи выделяют два параметра: количественный и качественный. Количественный параметр связан с дисперсностью расселения корейцев по всему миру, а качественный с тем, что, адаптируясь и ассимилируясь в иноэтнической среде, корейцы приобретают всё больше черт, трансформирующих их первоначальные характеристики. Условия образования и существования корейских диаспор в разных странах различны. Это добровольная миграция и насильственная депортация, моно - и полиэтническое окружение, схожесть и разность культур, демократические и тоталитарные режимы и т.д. Поэтому можно говорить, что корейские диаспоры имеют как общие, так и особенные черты. Например, много общего в языке, кухне, обычаях, один антропологический тип. И в то же время оттенки  того же языка, той  же кухни, тех же обычаев различны.

Нельзя не согласится с мнением Хан В.С., который  считает, что культурно-генетический фонд казахстанских корейцев синтетичен, так как он является синтезом корейской и евразийской культур [2,190-191]. Исследование корейских сообществ в разных странах мира показывает, что наибольшее количество параллелей обнаруживается у корейцев бывшего Советского Союза, в том числе корейцев Казахстана, и евроамериканскими корейцами, особенно молодого поколения. Для обеих групп характерны:

1) существенная трансформация культурного генетического фонда     (исходных этнических характеристик);      

 2) протекание этого процесса в полиэтническом окружении;

 3) адаптация к культурам, существенно отличающихся от традиционной корейской культуры и выход за рамки мононационального (восточного) сознания;

4) высокий уровень ассимиляции, динамизм и интенсивность этих процессов;

5)  феномен «model minority» (образцового меньшинства) [2; 5,26-27].

Однако, несмотря на то, что у корейцев Казахстана этническая картина несколько отличается от инварианта культурной традиции материнского этноса и этнодисперсных групп, правомерно утверждать, что неизменными остаются этнические константы (культурные ценности, верования), позволяющие им сохранять сильную этническую идентичность.  При этом значение и роль признаков в восприятии этнофоров меняются в зависимости от стадии консолидации этнической группы, от особенностей исторической ситуации, от специфики этнического окружения.

 

     Литература:

1.   Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской нау­ке.-М., 1985.

    2. Хан В.С. Корейское международное сообщество: Утопия или 

         перспектива?- Известия корееведения в Центральной Азии .- 2005 , №1 – 2    

         (10) . - С. 188-197.

    3.Левкович В.П., Мин Л.В. Особенности сохранения этнического

        самосознания корейских переселенцев Казахстана //Психологический

        журнал.- 1996, Т.17. №6.- С. 72-81.

     4.  Лурье С.В. Историческая этнология. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 448с.

     5. Тен В.А. Корейская диаспора в  США в 20 веке: формирование и

         адаптация. - Автореферат на соиск.учён. ст. д.иcт.н., 2000.- 32с.