Бурова Л.А

Лопата В.В

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса

Формирование религиозных и философских представлений

 

      Религия,   как   и   философия,   является   мировоззрением,   правда, специфическим и  одновременно  включает в себя  определенное  поведение  и действия,  которые  основываются  на вере   в   существование   нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то  есть  такого  начала, которое является «священным», сверхъестественным,    недоступным пониманию человеческим разумом. «...Всякая религия, — отмечал Ф. Энгельс,    является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних  сил, которые господствуют над ними в  их  повседневной  жизни,    отражением,  в котором земные силы принимают форму неземных».

     Религиозное мышление,  по  существу,  стало  первой  формой  осмысления человеком  мира  и,  возможно,  оно,  согласно  последним  научным   данным, возникло около 40    50  тысяч  лет  тому  назад.  Появление  религии  было обусловлено  таким  уровнем  и  качеством  человеческого   мышления,   когда человеческий интеллект  оказался  способным  отделить  свою  мысль    виде образа, фетиша,  слова)  от  окружавшей  его  реальной  действительности.  В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать  собственные представления об окружающей его  среде,-  опираясь  не  на  предметы,  вещи, явления, а оперируя продуктами умственной деятельности,  то  есть  образами, фетишами, словами.

       В   течение   многих   тысячелетий   религиозные   верования   носили

политеистический характер. Это  означало,  что  у  каждого  рода  и  племени существовало  несколько  богов,  которым  они  поклонялись.  Религию   этого периода в ее  истории,  строго  говоря,  еще  нельзя  считать  концептуально сформировавшимся  мировоззрением.  Это  было  скорее  мироощущение,  которое можно характеризовать как натуралистическую религию, природную религию,  так как в понимании, отражении окружающего мира человек,   был крепко  связан  с  природой.  Если  говорить  более   конкретно,   то   идеи первобытных народов о душах,  духах  и  богах,  как  правило,  выражались  в мифологической форме,  а  основными  сюжетами  мифов  были  такие  природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море, огонь, звезды,  ветер  и  т.п. Следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом  к творчеству и познанию самого себя.

     Первые боги античности были созданы по образу  и  подобию  людей.  Так, древнегреческие боги во многом были очень похожи на людей и обладали  такими качествами, как доброта, великодушие, милосердие, жестокость,  мстительность и коварство. Существенным отличием богов от людей  являлось  их  бессмертие, хотя и они, подобно  людям,  не  могли  изменить  или  повлиять  на  судьбу, которая предопределяла, в конечном счете, их участь.

Известно,  что  философское  осмысление  мира  начинается  значительно позднее  мифологического  и  религиозного.  Это  положение  в  полной   мере распространяется на культурную жизнь Древней Греции.  Задолго  до  появления философов милетской школы (Фа-леса, Анаксимандра  и  Анаксимена)  в  Древней Греции уже существовало мифологическое и религиозное мироощущение, что  само по себе неудивительно, так как философское осмысление —  это  более  высокий уровень постижения мира и вполне закономерно его более  позднее  по  времени появление.

Итак, мифологическое и религиозное мироощущение способствовали  в известной степени появлению философии, но и  философия,  как  к  античности, так и  в  последующие  столетия,  способствовала  становлению  Христианства.

     Известно, что на Руси, как, впрочем, и в большинстве других стран  мира того   времени,   считалось,   что   царская   власть   имеет   божественное происхождение и поэтому изначально русские православные князья  короновались сначала на княжение, а затем на. царствование. Иван IV стал  первым  русским царем, над которым  было  совершенно  высшее  церковное  таинство)  он  стал первым Помазанником Божьим на царском троне. Тем самым единение светского  и религиозных начал достигло своего высшего  уровня.  Соборность  народа,  его державность и святость  как  бы  слетись  воедино.  Вся  деятельность  Ивана Грозного была направлена на укрепление самодержавия, то  есть  силы  и  мощи русского  государства  и  усиление  позиций  Православия.   Благодаря   этой деятельности Россия при Грозном значительно расширила  свои  территориальные границы и превратилась в мощное государство.

     В последующие столетия взаимодействие религии  и  философии  продолжало укрепляться,  что  в  свою  очередь  способствовало  развитию  и  укреплению русского  государства,  его  превращению  в  мощную  державу.   Своеобразным подтверждением  этого  единства  являются  слова  графа  Уварова,   царского министра просвещения, сказанные им в 1855 г. о том, что сущность  и  будущее российского  государства  можно  определить  тремя   словами;   православие, самодержавие, народность.

     В советский  период  развития  нашего  общества  позиции  религии  были серьезно ослаблены, в том числе  и  административными  мерами.  В  последние несколько лет, судя по всему, церковь  получила  некоторые  возможности  для своей деятельности, проводятся, хотя и нечасто, встречи за «круглым  столом» философов и богословов.