Эмирова М.Н.

к.и.н.доц.

Пирмагомедов  З.К.

аспирант

ДГПУ

г.Махачкала.РД.

Основные тенденции и проблемы социально-экономического

 и политического развития

Ахваха     в XVIII - XIX  вв..

 

Осмысление достижений сегодняшнего этапа и определения перспектив будущего прогресса невозможны без глубокого объективного изучения и анализа общих черт и особенностей этого развития на каждом его этапе. Этой необходимостью и определяется интерес к тому или иному этапу и вопросу истории народа, в частности к истории Ахвахского союза сельских обществ, без достаточно полного и подробного изучения и освещения, истории которого нельзя говорить вообще об изученности истории Дагестана XVIII-XIX вв., половину территории которого занимали союзы сельских обществ, подобных Ахвахскому союзу.

Безусловно, история каждого народа многонационального Дагестана в частности и ахвахцев, включает особенности, пройденных ими этапов социально-экономического, политического, правового и культурного развития. С учетом реалий сегодняшнего дня современная   наука призвана исследовать и охарактеризовать традиционную культуру и быт народов ,что дает возможность научно проследить на этой основе современные этноконфессиональные процессы и во многом можно  обьяснить внутренную составляяюшую этих проблем процессы во всем их многообразии и объеме.

Следовательно,     изучение социально-экономического и политического развития союзов сельских обществ, известных в исторической литературе как «вольные общества» является одной из актуальных проблем и имеет большое значение для научной разработки социально-экономической и политико-правовой  истории Дагестана.

Также, изучение социальной и политической истории союзов сельских обществ   позволяет полнее раскрыть закономерности их развития, глубже понять соотношение в них общего и особенного и проследить то общее, что имелось в развитии союзов сельских обществ и феодальных образований Дагестана.

Изучение указанных проблем  должно существенно обогатить наши представления об истории Дагестана, в целом даст возможность проследить как особенности, так и общие пути развития разных его политических структур. Фактический материал свидетельствует о том, что развиваясь в общем русле истории большинства дагестанских обществ, Ахвахский союз в тоже время имел ряд отличительных особенностей, связанных с нахождением его в специфических геополитических условиях, в своеобразной естественно-географической зоне, предопределивших и своеобразие пути исторического развития Ахвахского союза сельских обществ.

Образование союза Ахвах, как и многих других аварских союзов, явилось следствие ряда причин внутреннего и внешнего характера. В первую очередь после распада государства Серир. Становление и развитие союза происходило в процессе разложения общинно-родовых и формирования новых земельно-правовых отношений, частной собственности на землю и т.д.

Многое в этих процессах остается неясным. Источниковая база проблемы истории изучаемого союза в средневековый период бедна и не позволяет документировать суть происходивших социально-экономических процессов в ходе формирования и развития Ахвахского союза. Особенно недостаточно известен раннесредневековый период истории обществ Ахваха. В условиях отсутствия письменных сведений ранний период истории можно исследовать только исходя из материалов археологических раскопок и историко-этнографического материала. Но, к сожалению, по этому периоду отсутствуют и археологические материалы, так как остаются вне поля зрения наших археологов. Между тем, на этой территории имеются памятники древней истории, которые, к сожалению, разрушаются и со временем исследователи будут лишены возможности изучить их. В свете сказанного изучения исторического прошлого Ахваха, как и ряда других, ещё слабо изученных союзов сельских обществ, анализ общих закономерностей и специфических особенностей их экономического и специфических особенностей их экономического и общественного развития, является и поныне одной из актуальных задач дагестанской историографии.

В дагестанской историографии давно разрабатывается проблема изучения социально-экономического развития кануна и завершения вхождения Дагестана в состав России. Это было время больших социальных и политических изменений, когда сельская община теряла свои первоначальные черты, и всё более трансформировалось под влиянием новых производственных отношений. Актуальность изучения этой проблемы объясняется также и возросшим интересом, который проявляет ныне народы Дагестана к своему историческому прошлому. 

Все это и предопределило выбор темы диссертационного  исследования, посвященного научной разработке проблем хозяйственной деятельности населения, характеристике общественного строя и системы органов власти и управления сельского общества  Ахвах.

В изучении истории народов Дагестана отечественная историческая наука за последние годы достигла значительных успехов. Тем не менее, имеется еще ряд периодов и вопросов, не ставших предметом специального исследования. Одним из таких неосвещенных вопросов является проблема социально-экономического и политического строя союза сельских общин Ахвах.

До присоединения к России на территории Дагестана находилось от 60 до 90 объединений различных сельских обществ[1], в которых проживало более половины населения Дагестана. «Вольные» общества занимали всю территорию высокогорного, а также часть среднего и Южного Дагестана.

В социально-экономическом развитии «вольных» обществ было много общего – хозяйственная деятельность населения, формы землевладения и землепользования, структура политического управления, существование джамаата и тухума, недоразвитость классовых отношений по сравнению с оформившимися феодальными владениями Дагестана, наличие стойких пережитков родоплеменного строя и т.д.

Конкретное исследование социально-политической истории любого из союзов сельских общин даст возможность проследить закономерности их развития, имеющиеся специфические особенности, объясняемые как внутренними, так и внешнеполитическими причинами, а также общность и различия с феодальными владениями Дагестана. Исследование же группы союзов, составляющих единую и цельную политическую систему, дает возможность сопоставить ее с феодальными образованиями и показать ее роль в сложной политической системе Дагестана.

Проблема  социальных отношений, культурно-бытовых и экономических особенностей жизни ахвахцев отражена и сведения можно почерпнуть из работ античных, дореволюционных и современных авторов. При этом они пракически    не вычленяет Ахвах как самостоятельное историко-культурное или социально-политическое образование. 

Касательно официальных источников статистического характера позволяют нам говорить   ахвахцах, о занятиях населения, об имущественном положении отдельных семей и др. Отдельные сведения о семейных отношениях  можно  найти в этнографических очерках, где они затрагивали   вопросы особенностей земледелия, и скотоводства народа касаются отдельных сторон традиционного сельского управления, судопроизводства, обычаев и институтов взаимопомощи, гостеприимства и куначества, кровной мести, общественных праздников, ритуалов и др. Это прежде всего сборники сводов обычно-правовых норм народов Дагестана, затем исследования об их общественном строе и быте и, наконец, различные статьи типа путевых заметок. Такого же рода литература, где ахвахцы упоминаются, касается отдельных сторон социально-экономических отношений народов Дагестана, их культуры и быта.

Попытки более глубокого изучения горских обществ Дагестана в их числе и Ахваха делалась во второй половине XIX века.

Интересный фактический и теоретический материал, посвященный происхождению, административно-политическому устройству и судопроизводству по адатам содержит труд дореволюционного кавказоведа А.В. Комарова.[2] Важные сведения о политическом устройстве и социальном строе горских обществ Дагестана имеются в работах других кавказоведов Н.Ф. Дубровина[3], А. Берже[4], С. Броневского.[5]

Среди дореволюционных авторов следует выделить выдающегося ученого-историка, юриста, этнографа и социолога М.М. Ковалевского[6], заслуги которого в кавказоведении очень велики.

Дореволюционная местная историография представлена работами А.-К. Бакиханова[7] и Г.-Э. Алкадари.[8] В работе Г.-Э. Алкадари. Охватывающая историю Дагестана от эпохи арабских завоеваний до конца XIX века, затронуты вопросы политического положения, административного управления и взаимоотношений союзов сельских обществ Нагорного Дагестана, в том числе и Ахвахского союза, с феодальными владениями.

С присоединением Дагестана к России и проведением административно-хозяйственных реформ в традиционной общественной жизни ахвахцев, как и других народов края, произошли значительные изменения, что отразилось в документах официального плана.

Дореволюционная историография в целом охарактеризовала общественные отношения в союзах сельских обществ Дагестана. Она не выработала объективных критериев их оценки, не учитывала естественно-географические и конкретно-исторические условия при рассмотрении вопросов истории союзов.

Полноценное  научное изучение истории Дагестана начинается в советское время. В трудах, посвященных социально-экономическому и политическому развитию, этнографическому изучению края в целом, народов аваро-андо-цезской группы или отдельно аварцев затрагиваются и ахвахцы. В 1967 г. появляется монография, посвященная лингвистическому анализу языка народа[9].

Большой вклад в изучение экономического развития общественного строя и политического устройства союзов сельских обществ Дагестана внесли исследователи Х.-М.О. Хашаев, Р.М. Магомедов, В.Г. Гаджиев, Б.Г. Алиев, М.А.Агларов, Д.М. Магомедов, М.-С.К. Умаханов, А.Б. Сайбулаев, А.Г. Мансурова, Ш.М. Мансуров, П.М. Тагирова и др.

Различные  данные об ахвахцах мы находим также в работах советских (главным образом дагестанских, кавказских) ученых, посвященных отдельным проблемам хозяйственно-экономического и культурно-бытового развития аварцев и других кавказцев. Некоторые из работ нами рассматриваются как методологическое руководство при анализе тех или иных этнографических проблем Ахваха. Это труды З.А. Никольской, Е.М. Шиллинга, М.А. Агларова, С.Х. Асиятилова, Д.М. Магомедова и С.Лугуева и др., посвященные проблемам хозяйства, статьи и монографии ряда авторов по этнографическому изучению поселения, жилищ, одежды и др., общественно-бытовых отношений, семейного быта и т.д.

В существующей научной литературе лишь частично, без обобщений и выводов, затронуты отдельные вопросы изучаемой нами темы. Видимо, в силу географической изолированности и труднодоступности, Ахвах, как и многие другие аварские общества, оставался вне поля зрения большинства дореволюционных путешественников и исследователей.

Важную роль в формировании новых взглядов на уровень развития общественных отношений в союзах сельских обществ Дагестана сыграла монография Х.-М.О. Хашаева, посвященная общественному строю Дагестана в ХIХ в.[10] и отвергающая идею господства в союзах сельских обществ Дагестана ещё в XIX в. патриархально-родовых отношений.

В формировании современной историографии проблемы союзов сельских обществ Дагестана, видное место занимаю труды Р.М. Магомедова, который увидел в сельских обществах («джамаатах») и их политические ячейки.[11] В своих работах он исследовал вопросы сословного деления внутри джамаатов, взаимоотношений между ними, системы управления союза сельских обществ. Особое значение для нас имеет его монография, изданная в 1957 году и содержащая богатый фактический материал и ценные выводы по исследуемой теме.

Весьма ценные разработки по средневековой истории сельских обществ и их союзов, несмотря на недостаток источников, сделана А.Р. Шихсаидовым, Б.Г. Алиевым, Ш.М. Ахмедовым, М.-С.К. Умахановым.[12]

Историографию союзов сельских обществ Дагестана значительно обогатила монография М.А. Агларова[13], в которой основательно анализируются хозяйственно-экономические и социальные основы, политический строй и система самоуправления сельских обществ Нагорного Дагестана и цикл работ Лугуева.[14].

Много сделано дагестановедами и для изучения отдельных союзов сельских обществ. В этом плане представляют интерес труды Б.Г. Алиева, И.Г. Нурмагомедова, Ш.М. Мансурова, П.М. Тагировой и др.[15]

Здесь следует обратить внимание на работы Д.М. Магомедова[16], посвященные изучению  союзов сельских обществ Западного Дагестана. В них рассматривалось представляющие интерес и для нашей темы вопрос хозяйственно-экономического развития форм землевладения. Особенно широко нами использовался труд И.Г. Нурмагомедова,[17] содержащий ценные для раскрытия темы нашей работы сведения и выводы, касающиеся истории возникновения, хозяйственной деятельности жителей, форм земельной собственности, структуры и организации административного управления Карахского союза.

Анализируя, исторические корни материальной культуры народа, особенностей духовной культуры, отдельных традиционных обрядовых действ и др., мы обращались к трудам археологов-дагестановедов и кавказоведов. Широко использованы нами материалы Рукописного фонда Института ИАЭ Дагестанского НЦ РАН, ЦГА РД, статьи и публикации, помещенные в Сборниках сведений о кавказских горцах (ССКГ), в Сборниках материалов о местностях и племенах Кавказа (СМОМПК), в Актах кавказской археографической комиссии (АКАК), Кавказских календарях (КК), в Записках Кавказского отдела русского географического общества (ЗКОРГО), в Известиях этого же отдела (ИКОРГО), в Дагестанских областных ведомостях (ДОВ), ежегодных Обзорах Дагестанской области и др.

Значительное по количеству число изданий, монографий и статей использовано нами в общетеоретическом и методологическом плане. Сюда же относятся и фундаментальные монографические исторические и этнографические разработки отдельных авторов. Ряд исследований ведущих ученых, историков и этнографов послужил нам в названном плане при написании отдельных разделов настоящего исследования: экономики и хозяйства, материальной культуры, общественного быта, семейного быта, духовной культуры.

В историко-географической номенклатуре Дагестана и Кавказа в целом своеобразную ландшафтную зону представлял Западный Дагестан. В политико-административном делении народов Западного Дагестана особое  место занимали союзы сельских обществ, главной сущностью и атрибутивной чертой которых была административная автономность и суверенность. Одним из политических образований такого рода был Ахвах. Ахвахцы (самоназвание – ашвадо) один из малочисленных народов Дагестана, исторически ассоциированный с аварцами. Соседние аварцы, каратинцы, багулалы и другие называют их садакълиду, остальным аварцам они известны как гlахъвалал. Прочие дагестанские народы от аварцев их, как правило, не отличают[18]. Говорят они на ахвахском языке, относящимся к андийской подгруппе аваро-андо-цезской группы дагестанской ветви кавказских (иберийско-кавказских) языков.[19]

Территориально ахвахцы делятся на северных и южных. Северные ахвахцы (Цунта-Ахваха) расселялись на северных склонах Богосского хребта, на северо-западе Дагестана, в ущельях, образованных правыми притоками реки Андийское Койсу. Это селения Кванкеро, Цвакилколо. Тад-Магитль, Лологонитль, Кудияб-Росо, Изано и окружающие их хутора (ныне Ахвахский район Р.Д.). К юго-востоку от них, по восточным склонам Богосского хребта, по левым притокам реки Аварское Койсу, были расположены селения южных ахвахцев (Ратлу-Ахвах) – Цекоб, Тлянуб и Ратлуб (ныне Шамильский район). Третья часть ахвахцев проживает в Закатальском районе Азербайджана, либо смешано с местным населением (в селениях Закаталы, Джар и др.) либо особняком, отдельно (селение Ахвахдере).[20]

Северо-западные ахвахцы известны в исторической литературе под общим наименованием «Ахвахское вольное общество», т.е. Ахвахского союза сельских общин Цунта-Ахвах. Юго-Восточные ахвахцы, область так называемого «Ратлу-Ахваха», входила в состав Гидатлинского вольного общаства (селение Ратлуб, Тлянуб, Цекоб).

Имеется разнобой в определении самих союзов сельских общин. А.Неверовский убежден в том, что было два общества Ахвах: Цунта-Ахвах и Ратль-Ахвах[21],  Р.М. Магомедов считает Ахвах единым союзом сельских общин.[22]

Разнобой в количественном подсчете союзов сельских общин на наш взгляд, происходит ещё и потому что не все исследователи учитывают происходящие с течением времени изменения на политической карте Дагестана. Кажется, что некоторые авторы не принимают во внимание тот факт, что по мере усиления соседних феодальных владений, некоторые союзы сельских общин оказались присоединенным к ханствам. И наоборот, с ослаблением ханства образовались новые объединения сельских общин.

Союзы сельских общин являются «объединения и сельских обществ, где господствовали феодальные отношения, хотя они и не везде освободились от патриархально-рядовой оболочки и переплетались с пережитками патриархальных отношений.[23]

Точное время заселения территории Ахваха установить трудно из-за отсутствия достоверных источников, в первую очередь археологических данных. По этому вопросу мы исходим из принципа общности исторических процессов, происходивших на территории Дагестана, в частности в его горной части. Исходную дату заселения изучаемого нами региона относим к IV-II тыс. до.н.э., когда Передняя Азия была охвачена начавшимся ещё в эпоху раннего энеолита массовым миграционным движением в Европу, который со временем охватил и весь Кавказ в частности Дагестан, в силу природно-географических условий и особенностей расположения был наиболее удобным местом на этом пути.[24] Проходя через Кавказ, в частности Дагестан, эти племена «оставляли часть своих собратьев»[25] в этих краях.

Первые сведения о племенах расселившихся на северных склонах Главного Кавказского хребта, восходят к начальным векам нашей эры. Племена андо-цезов известны античным писателям под общим наименованием дидури. Страбон, Клавдий, Птолемей, Плиний Старший и другие локализовали андо-цезов приблизительно на их нынешних этнических территориях, за пределами границ Кавказской Албании.[26] Дальнейшее их проживание на тех же территориях подтверждают армянские и прочие авторы.[27] Археологические материалы дотируемые серединой I тыс. до н.э. говорят о местном населении как о земледельцах, оседлых скотоводах, известных с высокой культурой металлообработки (Бухарабское и Местерухское поселения, Тад-Магитлинский, Кудияб-Росинский, Каратинский могильники.[28]

Размещение на территории Дагестана крупных родственных племен, близких по языку происходила, по мнению Р.М. Магомедова в несколько потоков. По его словам: «Довольно мощный и видимо, ранний поток продвинулся во внутренний горный Дагестан…, разделившись на два направления: северо-западное и юго-западное (верховья Аварского Койсу, включая высокогорье с выходом на юго-западный склон Главного Кавказского хребта вплоть до Алазанской долины)».[29] Этот поток, по мнению Р.М. Магомедова, наряду с другими районами Дагестана захватил и территорию современного ахвахского района.[30] Местные предания связывают освоение этих территорий с грузинами. В них обычно повествуется о борьбе ахвахцев с грузинами, об изгнании последних и образовании на захваченной территории ахвахских селений и хуторов. Подобные предания записаны в селениях Изано, Кудияб-Росо, Тад-Магитль, Цвакилколо, Ратлуб, Цекоб.[31]

Если верить преданиям, праотцом ахвахцев является Тахо, он первым обосновался в ахвахском ущелье. Говорят, что у него не было никакой религии, и он был самым заблудшим грузином. Подтверждением этого служит название главной ахвахской горы и имена его потомков: Туручи, Тураали, Тледахан, Бетлан, Бакур, Чамот, Хабир, Рор, Гожо. Именами этих людей названы также некоторые местности.

Ахвахская земля представляла много удобств для первобытного обитания человека, там произрастали густые леса, травы, имелись обильные источники воды, имелось много солнечных мест, горы были богаты живностью.

Возможен и другой вариант. Проповедовавшие и насаждавшие в горах Дагестана христианство грузины-миссионеры создавали на территории края опорные пункты, представлявшие из себя более или менее крупные поселения, населенные грузинами. Возможно, что в легендах и преданиях отразилась борьба ахвахцев с поселенцами-чужаками.

Исламизация населения Дагестана затянулась, как известно, до XV-XVII вв. и происходила, протекала постепенно. Неудивительно, поэтому, что порой на незначительных по площади территориях временно уживались христианство и мусульманство.

В этих условиях понятия «неверный», «немусульманских», «иноверец» могли ассоциировать с понятиями «грузин», «грузины». Вполне предположительно, поэтому, что борьба укреплявшего свои позиции мусульманства и терявшего их христианства сохранились в памяти народа как борьба ахвахцев и грузин.

Во времена Тахо (или Туричилява), его сына Тураали или Тледахана у ахвахцев не было объединенных сел. Они обитали на хуторах, в пещерах. У Тураали было два сына, одного звали Ашва, а другого Аша. А у брата два сына: Зано и Изано. сын Тураали Ашва выбрал для основания своего села местность, принадлежавшую Гаштиляву на солнечной стороне напротив высокой скалы Чета. Эту местность занимали крупные валуны из белого камня, которые скатились туда в результате землетрясения, оторвавшись от скалы. Временем основания села можно приблизительно считать первый век нашей эры. Село было названо по имени его основателя Ашва. Само название современных ахвахцев «Ашвадо» произошло именно от этого имени. И по сей день ахвахцы называют «Инкlа-гьани», на аварском же языке его перевод звучит Кудиябросо.[32]

Надо отметить, что со временем основания это село претерпело очень много изменений, из-за нашествий Мервана, затем войн казикумухских и хунзахских владетелей. Из-за кровавого нашествия войск Тимура, природных катастроф, землетрясений, оползней и других факторов оно изменилось до неузнаваемости. Село было перестроено к востоку, так как это место было удобнее для обороны.[33]

Второй сын Тураали Аша обосновался по левому берегу Аварского Койсу, у восточных подножий горы Тахо. Аша тоже собрал народ из прежних укрытий-пещер и хуторов в единое село, которое тоже было названо по имени основателя. Современное село Ассаб ахвахцы называют Ашадо.[34]

Село Ассаб таким образом было основано в тоже время что и Кудияб-Росо. Ассабцы в древности были частью ахвахского общества. И по сей день ахвахцы считают их своими родственниками. Оказавшись в окружении авароязычных сел, ассабцам тоже пришлось перенять их язык. Но не смотря на это они имеют одинаковое с ахвахцами обычаи, форму одежды и хозяйственные навыки.

В том же первом веке новой эры возникли села, названные именами внуков Тахо, то есть Занол и Изано. Они были основаны сыновьями Тледахана. Один из них Изано выбрал для села место на восточной стороне и собрал туда людей из окрестных пещер и хуторов. Но село не осталось на изначальном месте. В начале оно было передвинуто к самой скале, а затем вниз к речке. На это повлияло то, что в начальном месте село не смогло выдержать несколько крупных военных столкновений. И по сегодняшний день можно видеть остатки фундаментов на том месте, где изначально село было основано. Но, не смотря на эти изменения, село, осталось на земле, которой владел Изано. Другой брат Зано построил село на Западе ахвахского ущелья с правой стороны горы Тахо[35].

С IV в. до н. э. территория Дагестана входила в раннеклассовое политическое  объединение - Кавказская Албания.

Другие предания повествуют о родоначальниках селения Ахваха, выходцев из районов Аварии, бежавших от кровной мести и заложивших хутора, ставших основой, ядром селений Цунта-Ахваха и Ратлу-Ахваха.

Сохранились предания о том, что селения Ратлуб-Ахвахского участка – Тлянуб и Цекоб основаны переселенцами Лакии[36]. По другим преданиям сначало образовалсь селение Тлянуб, выходцы из которого заложили основу селения Цекоб.

Вполне вероятно, что селений, жители которых говорили на ахвахском языке, в прошлом было больше, чем сохранилось в ХIХ в.

По соседству с обществом Гидатль в конце XVIII- начале XIX в. было расположено феодальное образование с центром в сел. Хучада.[37] Х.М. Хашаев предполагает, что образование это было ахвахским.[38] Материал, проводимый исследователями, позволяет и нам присоединиться к этому мнению. Хучадинский шамхал был желанным гостем сел.Тлянуб.[39] Расширял свои угодья за счет земель хунзахцев и гидатлинцев, потерпев поражение от объединенный сил последних, переселился в Ратлу-Ахвахе;[40] местность, где располагалось сел.Хучада и его угодья, примыкали к территории Ратлу-Ахваха. Ни специальная литература, ни полевые данные не дают нам сведений о наличии на данной территории какого-либо иного феодального образования или «вольного» общества. Скорее всего, в результате бесконечных феодальных усобиц и стычек обществ за границы владений, по соседству с гидатлинцами и ахвахцами, неподалеку от Хунзахского ханства возникло недолговечное феодальное образование с центром в сел.Хучада, объединявшая население джамаатов Ратлу-Ахваха.[41]

С IV в до н.э. территория Дагестана входила в раннеклассовое политическое объединение – Кавказская Албания, по сведениям греко-римских писателей в котором насчитывалось 26 племен, в их числе и племена гелов и легов, которых принято связывать с предками современных аварцев, лакцев, даргинцев и лезгин. Каждая из этих племен говорила на особом диалекте.

Хотя вопрос о вхождении Дагестана в частности горной его части в состав Кавказской Албании окончательно не решен, многие исследователи сходятся во мнении, что Албанское государство, занимавшее на разных этапах своего развития разные территории, в период могущества и расцвета охватывало значительные пределы Азербайджана, Грузии и Дагестана.[42]

Центром Албании, по словам Г.-А.Д. Даниялова была территория нынешнего Тляратинского района.[43] Хотя вопрос локализации центра Албании остается спорным, полагаясь на высказывания указанных, мы считаем что в какой-то период территория Ахваха входила в состав этого политического образования.

В IV в. н.э. из-за внешнеполитических и внутренних социально-экономических причин Албанское государство распалось. На его месте со временем сформировался ряд новых государственных образований, в том числе могучее царство Серир, возникновение которого относится к середине VI в. н.э.[44]

Ш.Исаев в своем труде[45] также указывает на то, что ахвахцы как и все аварские общества были поданными Сахиба ас-Сарира. Можно, поэтому предполагать, что территория Ахваха также входила в его состав.

В ходе исторического развития ахвахцы, как и соседние народности аварской группы, испытали на себе влияние и соседней христианской Грузии, которая особо активно при царице Тамаре распространяла христианство а Дагестане.

Процессу христианизации способствовали и традиционные торгово-экономические дагестано-грузинские связи.[46] По словам профессора А.Р. Шихсаидова «… наличие широких политических связей с Грузией делает вполне вероятным проникновение сюда («аварские районы (Серир)»…) христианских элементов ещё до Х в.».[47]

Процесс исламизации Западного Дагестана в частности Ахваха, не был связан с арабскими завоеваниями. В IX-Х веках арабы «перестали быть носителями ислама в Дагестане где с самого начала IX в. наступила мирная полоса».[48] Их место заняли другие, а именно мусульмане Ширвана.[49] С конца XI века эстафету распространения ислама в Дагестане особенно в его западной части, принял Кумух, куда стекались «борцы за веру» - гази, которые «рекрутировались из обнишавших в результате составления феодальных отношений общинников».[50]

Ахвахцы считают 1470-е годы временем окончательного принятия ими ислама.[51] Как уже раннее отмечалось ещё с XIII века ислам начал распространяться в Дагестане. Но до того, пока ислам закрепился на Западе Аварии, прошло ещё около VII веков. Распространявшие огнем и мечем ислам, завоеватели с Ближнего Востока и Средней Азии силой насаждали религию, но их деятельность не принесла ощутимых результатов.

Основной причиной успеха быстрого распространения ислама в Аварии в XIV-XV века было то, что мусульманские лидеры возникли в самой дагестанской среде, и они стали проповедовать книги в просветительском ключе. В Аварии вместе с исламом распространяется арабская культура и литература. А в 1460-1470-е годы для распространения ислама Шамалинском, Агвалинском и Ахвахском обществах прибыл Хаджи-Али Шафии из Сирии, араба из династии Аббасидов находившийся ранее Казикумухе. Он был близким родственником Казикумухского хана Султана-ахмеда.[52]

Ахвахцы добровольно покорились ему и окончательно приняли ислам. В это же время ахвахское общество оправилось от потерь, нанесенное нашествием Тимура, стало крепким и сильным.

Возникновение союза Ахвах было вызвано как внутренним развитием вошедших в него обществ, так и необходимостью иметь организацию для коллективного отпора наступлению со стороны соседних феодальных владений и отстаивать общими усилиями свою территориальную целостность.[53]

До XVIII века, как пишет Д.М. Магомедов, Цунта-Ахвах и Ратлу-Ахвах возможно некогда составляли единое вольное общество[54], о чем свидетельствует в частности, полевой материал.[55]Б.Г.Алиев пишет «..Южнее Андийского союза находился Технуцал с главным селением Ботлих, куда входило 12 сел. с 1441 дымом и 5070 жителями[56], еще южнее Технуцала на правом берегу Андийского Койсу – общества Карата, Чамалал, Багулал, Ахвах, Тинди, Богос, Цунта-Ахвах, Мукратль, Тлейсрух. В состав этих союзов входило от 3 до 10 сел с населением примерно немногим от более 1 тыс. до 3 тыс.[57].

Горный массив Анчаро-меэр, разделяющий Цунта Ахвах и Ратлу-Ахвах, затруднял общение и совместные действия частей единого вольного общества. Северные и южные ахвахцы шли по сути дела обособленно, самостоятельно решая задачи экономического и оборонного значения. Это привело к этому, что джамааты селений Ратлуб, Тлянуб, Цекоб и двух-трех других отделились вместе со своими пастбищами и сенокосами и образовали самостоятельный союз джамаатов – Ратлу-Ахвах.

Различные формы зависимости северных и южных ахвахцев от феодалов Хунзаха и Гидатля подтверждаются полевыми материалами.[58]  

В существовании их легко убедиться при обращении к адатам гидатлинцев. В них в частности говорится, что «… зачтем, если кахибцы и гоорцы будут посылать своих людей для охраны Гидатлинского места и селения Ахвах, то кахибцам и гоорцам полагается доля дани получаемой от общества Тлебел.[59]

Владея значительными пастбищными массивами и постоянно пополняя их ряд за счет земель соседних джамаатов и «вольных» обществ, хунзахские феодалы ставили эти общества в зависимое положение. «Можно смело утверждать – пишет Р.М. Магомедов, - что пастбищные земли, сосредоточенные в руках феодалов, служили одним из главных средств принуждения крестьянского населения к отбыванию повинности внутри ханства и вместе с тем распространения феодальных прав на население соседних вольных обществ».[60]

Власть свою хунзахский хан пытался распространить и на южных ахвахцев, входивших в общество Гидатль. Часть пастбищ джамаата Ратлуб хану удалось всеми правдами и не правдами присвоить и брать за их использование с жителей овцами. Здесь же находились и ханские сенокосы. Те и другие угодья ратлубцы так и называли, - «ханские», «хунзахские» (ханское пастбище, хунзахский сенокос и т.д.). Ратлубцы при поддержке других джамаатов Ратлу-Ахваха и Гидатли пытались неоднократно возвратить свои земли. Борьба за территорию превращалось порой в длительную тяжбу и документы свидетельствуют, что мотивы прав владения прав собственности на территорию помимо права, наследственного владения использовались все формальные признания этих прав. В рукописном фонде Института ИЯЛ хранится прошение жителей селения Ригьикь на имя генерал-губернатора Дагестанской области по поводу притязаний на часть их земель Ахвахского союза сельских обществ. Из прошения мы узнаем, что еще в начале XIXв на эти же земли  претендовали хучадинцы (Гидатлинское общество). В прошении дословно приводится письмо Шамиля решившего этот спор в пользу с. Ригьикь.

Часть зависимого населения Ахваха была в своеобразных ленных отношениях с феодалами. Своеобразие это заключалось в том, что ленниками выступали не отдельные лица вольного обществ, а отдельные джамааты[61]. Полевой материал, собранный в селениях Тад-Магитль, Кванкеро, Кудияб-Росо, Изано и Лологанитль показывает, что хунзахский  хан сплошь и рядом выделял  пастбища  джамаатом, требуя  от них  поставки для войн и набегов  определенного  числа  вооруженных всадников. Однако, в подавляющем большинстве случаев через некоторое время хан назначал натуральную плату за пользование этими же пастбищами.

В 1828 году в Аварию приезжает прапорщик Хрисанф для приведения к присяге на подданство  русскому императору хунзахского хана. В своих записках он приводит список селений, где  имеются  «служащие войнам Нусал-хану за награды». Всего указано 64 селения, в том числе и селение Ратлу-Ахваха, поставляющих хану войнов от 180 дворов[62]. Как видим, база для бенефициальных  отношений была самая широкая.

В сельской общине ахвахцев господствовала частная собственность на пашни, часть сенокосов и часть леса и общинная – на пастбища выгона и лесов. Состояла община из индивидуальных семей.Наличие общинной собственности тормозило процесс классообразования и, следовательно, процесс дальнейшего социального развития.

Ахвахцы совершали походы в  районы Закавказья, Северного Кавказа, чаще всего в составе войска хунзахского хана. Когда хан объединял для похода хунзахцев, гидатлинцев, каратинцев и ахвахцев, у него собиралось до 2,5 тыс. воинов. Цунта-Ахвах мог участвовать в подходах отрядом в 200 воинов, главным образом всадников, в полном вооружении и в бурках. Отдельные джамааты Северного Ахваха поставляли хунзахскому хану специально для набегов по 20-30 вооруженных всадников. В отдельных случаях северные ахвахцы совершали набеги, объединившись с гидатлинцами и каратинцами.Ратлу-Ахвахцы в таких случаях выступали в составе Гидатлинского войска.

В освободительной борьбе Дагестана и Чечни против царизма ахвахцы принимали самое активное участие. Ещё при первом имаме Гази-Мухаммаде, среди его сподвижников выделялся Алихаджи из Ахваха, который дружил с Гази-Мухаммадом со времен, когда они учились ещё у Саида Араканского, Джамалудина Казикумухского. Гази-Мухаммад поручил ему быть кадием Ахвахского общества. Алихаджи создал отряд из 72 ахвахцев готовых к газавату, и этот отряд принял участие во всех походах имама.[63]

После гибели Гази-Мухаммада кадий Алихаджи отозвал своих мюридов назад.При втором имаме ахвахцы не участвовали ни в одном бою, а к Шамилю они примкнули с начала 40-х годов.[64]

Ахвахцы участвовали на собрании, где избирали Шамиля имамом.  В Ахвах  имам Шамиль был  пять раз.

1.     В 1837 году по пути в Телетль.

2.     В конце июля 1838 года по пути к Верхнему Инхело, где произошла битва с русскими.

3.     В 1840 году по пути из Чеберлоя в Тлайрух.

4.     В 1852 году по пути в Грузию.

5.     В начале августа 1859 года, когда Шамиль отправлялся в Гуниб на последнюю битву газавата.[65]

После окончания боевых действий на Северном Кавказе, 5 апреля 1860 года царский наместник А.И.Барятинский, в целях удержания в подчинении народов Дагестана, принял проект положения, а 18 июня того же года император дал разрешение Барятинскому вести военно-гражданское правление в Дагестане.[66]

Установление единого административного деления в Дагестане дало возможность самодержавию укрепить свою власть. Власть в Дагестанской области была передана военно-гражданским управлением, а сама область поделена на 4 части: Северный Дагестан, Южный Дагестан, Средний Дагестан и Высокогорный Дагестан.[67] Это деление привело к тому, что сёла ахвахцев были разделены и оказались в различных округах.

К верхней части среднего Дагестана на 5 апреля 1860 года согласно положению относились Гунибские и Казикумухские округа, Аварское ханство. В Гунибский округ входили Андалальское, Согратлинсоке, Телетлинское, Карахское, Тлейсерухское, Ратлу-Ахвахское, Кородинское, Салтинское и Койсубулинское общество.Аварское ханство была воссоздано в том же 1860 году на землях, которые входили в состав ханства ещё в 1843 году. В 1860 году аварское ханство было разделено на три наибства: Хунзахское, Цатанинское и Каратинское. Согласно тому же положению в состав Аварского ханства вошли Багвалинское, Ахвахское и Батлухское общество.В первой половине 1861 года наместник Кавказа поднял вопрос о том, чтобы изменить структуру некоторых округов, основываясь на внутреннюю этническую ситуацию. Был образован Андийский округ. Каратинское наибство, ранее входившее в состав Аварского округа, было передано андийскому округу. В том же году села северных ахвахцев Тад-Магитль, Кудияб-Росо и Изано вместе с Каратинским наибством перешли в состав Андийского округа.[68] Таким образом вплоть до Октябрьской революции и нескольких лет после неё продолжался колониальный и этнический гнет над дагестанцами в форме многократного воссоединения и разделения родственных народов. Южные ахвахцы оказались в Гунибском округе, а северные в Андийском.

Итак, к  середине XIX в. с политической арены Дагестана исчезли все союзы сельских обществ, их ликвидировали, создав окружную систему управления, все больше ограничивали выборность на собраниях и внедряли принцип назначения администрацией сельских должностных лиц.[69]Так завершилась многовековая история Ахвахского союза сельских общин.

 



[1] Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана  ХVIII – начале ХIХ веков. Махачкала, 1957. С. 369; Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., 1960; Алиев Б.Г. Союзы сельских общин Дагестана. (Экономика, земельные и социальные отношения, структура власти). Махачкала, 1999. Лугуев С.А. Ахвахцы: Историко-этнографическое исследование. XIX – начало XX века. – Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН. 2008

 

 

 

[2] Комаров А.В. Адаты и судопроизводства по ним. // Сборник сведский о кавказских горцах (ССКГ). Тифлис, 1868. Вып. 1.

[3] Дубровин Н. История ойны и владычества русских на Кавказе, СПб., 1871. Т. I/ Кн. I.

[4] Берже А. Материалы для описания нагорного Дагестана. Кавказский календарь на 1859 г. Тифлис, 1860.

[5] Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, ч. I-II., М., 1823.

[6] Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. II. М., 1890.

[7] Бакиханов А.-К. Гюлистан-Ирам. Баку, 1926.

[8] Алкадари  Г.-Э. Асари Дагестан. / Всупит.статья, комментарии примечания и общая редакция проф. В.Г. Гаджиева. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1994.

[9] Магомедбекова З.М. Ахвахский язык. Тбилиси, 1967.

[10] Хашаев Х.-М.О. Общественный строй Дагестана в ХIХ в. М., 1961.

[11] Магомедов Р.М. общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII- начале XIX веков. Махачкала 1957; Его же. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975.

[12] Алиев Б.Г., Ахмедов Ш.М., Умаханов М.-С.К. Из истории средневекового Дагестана. Махачкала, 1970; Ахмедов Ш.М. Сельская община в раннесредневековом Дагестане. // Вопросы истории Дагестана (досоветский период). Махачкала, 1974 Вып. 1; Шихсаидов А.Р, Дагестан в X-XV вв. Махачкала 1975; Умаханов М.-С.К. Политические взаимоотношения союзов сельских обществ Дагестана в XVII-XVIIIвв. // Общественный строй союзов общин Дагестана в XVII- начале XIX в. Махачкала 1981г. Алиев Б.Г. Союзы сельских общин Дагестана в XVIII- первой половине XIX в. Махачкала 1999. Его же. Свободное узденство феодального Дагестана (XVIII- первая половина XIX в). Махачкала 2007.

[13] Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII начале XIX в. М.: Наука. 1988.

[14]   Лугуев СА. Свадьба и свадебные обряды ахвахцев // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX—начале ХХ в. Махачкала, 1986.Лугуев, 1987: Лугуев СА. Народный календарь и счет времени у ахвахцев (XIX—начало XX в.) // Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала, 1987

[15] Алиев Б.Г. Каба-Дарго в XVIII-XIX вв. Махачкала, 1972. Нурмагомедов И.Г. Карахский союз сельских обществ в XIX- начале ХХ в. (вопросы социально-экономического развития и административного политического устройства), Махачкала 2007. Мансуров Ш.М. Салатавия (социально-экономическая и политическая история в конце XVIII- первой половине XIX в.). Махачкала, 1995; Тагирова П.М. Гидатль в XVIII- первой половине XIX в. (исследование социально-экономического развития и административно-политического устройства): Дисс…канд. ист.наук. Махачкала 2002.

[16] Магомедов Д.М. Социально-экономическое развитие союзов сельских общин Западного Дагестана в XVIII-XIX в. // Развитие феодальных отношений в Дагестане. Тематический сборник. Махачкала, 1980. Его же. Некоторые особенности социального развития союзов сельских общин Западного Дагестана в XV- нач. XVIII вв. // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII- начале XIX в. Махачкала, 1981.

[17] Нурмагомедов И.Г. Карахский союз сельских обществ в XIX-нач. ХХв. (Вопросы социально-экономического развития и административно-политического устройства. Махачкала, 2007.

[18] Лугуев С.А. Ахвахцы: Историко-этнографическое исследование XIX- начало ХХ в. Махачкала, 1988. // Р.Ф. И.И.А.Э. Ф. 3. Д. 618. Л. 6.

[19] Магомедбекова З.М. Ахвахский язык. Тбилиси, 1967, С. 3.

[20] Лугуев С.А. Указ. соч. С. 7.

[21] Неверовский А.А. Краткий взгляд на Северный и Средний Дагестан в топографическом и статистическом отношениях. СПб., 1847. С. 19

[22] Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII-XIX вв. Махачкала, 1957. С. 369.

[23] Хашаев Х.-М.О. Общественно-экономический строй Дагестана в XIX века (Материалы к I-й сессии Дагестана Филиала АН СССР. Т. II. Махачкала, 1954. С. 322.

[24] Котович В.М. Некоторые данные о связях населения Дагестана и Передней Азии в древности. // Средняя Азия, Кавказ и Зарубежный Восток в древности. М., 1983. С. 4; Гаджиев М. Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана. Махачкала, 1996. С. 8.

[25] Яковлев Н. Язык и народы Кавказа. Тифлис: Зак.книга, 1930. С. 6.

[26] Лугуев С.А. Ахвахцы  / Народы Дагестана. М., 2002. С. 159.

[27] Патканов К.П. Армянская география VII-Х вв. по р. Х. (приписываемая Моисею Херсонскому) СПб., 1877. С. 37. Пигулевская Н.В. Сирийские источники по истории народов СССР. М., СПб., 1941. С. 165.

[28] Лугуев С.А. Ахвахцы / Народы Дагестана. М., 2002. С. 159.

[29] Магомедов Р.М. Дагестан исторические этюды. Махачкала, 1975. С. 7, 9.

[30] Там же. С. 9.

[31] Полевой материал автора.

[32] Информатор Нухбеков Пирмагомед  19…года рождения с. Ахвах?.

[33] Информатор. Он же.

[34] Источник. Исаев Шамсудин  19…года рождения с. Ахвах?..

[35] Исаев Ш. По следам предков (ахвахцев). Хасавюрт 2005 г.

[36] Магомедов Р. М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана  в XIX- и нач. XXв. Махачкала, 1957г.

[37] Хашаев Х.-М.Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961. С. 137-138; Магомедов Р.М. Дагестан: Исторические этюды. Махачкала, 1945. ч.2. С. 227, 234, 235.

[38] Хашаев Х.-М. Указ.соч. С. 137.

[39] Магомедов Р.М. Указ.соч. С 138.

[40] Лугуев С.А. Указ.соч. Л. 21.

[41] Хашаев Х.-М. Указ.соч. С. 137.

[42] Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала, 1969; Магомедов Р.М. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1975. С. 36; Гаджиев  М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана. Махачкала 1996. С. 124; Даниялов Г.-А.Д. Исторический путь развития народов Дагестана до вхождения его в состав России. Махачкала, 1996. С. 96-98; Гасанов М.Р. Дагестан в составе Кавказской Албании. Махачкала. 1995. С. 62.

[43] Даниялов Г.-А.Д. Исторический путь развития народов Дагестана до вхождения его в состав России. Махачкала, 1996. С. 96-98.

[44] Атаев М.М. «Царство» Серир. // Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1890. С. 11.

[45] Исаев Ш. По следам предков (ахвахцев). Хасавюрт, 2005. С. 212.

[46] Атаев Б.М. Аварцы: история, язык, письменность. Махачкала, 1963. С. 45.

[47] Шихсаидов А.Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан. // УЗ ИИЯЛ. Махачкала, 1957. Т. 3. С. 62.

[48] Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. Указ.соч. С. 207.

[49] Шихсаидов А.Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан… С.  72.

[50] Ахмедов Ш.М. К вопросу о распространении ислама в Дагестане. // Вопросы истории Дагестана (досоветский период). Махачкала, 1975. Т. II. С. 123.

[51] Там же. С. 210.

[52] Там же. С. 215.

[53] Алиев Б.Г., Ахмедов Ш.М., Умаханов М.-С.К. Из истории средневекового Дагестана. Махачкала, 1970. С. 36.

[54] Магомедов Д.М. См.: Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII- начало XIX в. Махачкала, 1981. С. 31.

[55] Полевой материал собранный автором.

[56] Комаров А. В. Народонаселение… С. 40.

[57] Там же. С. 41-45.

[58] Полевой материал автора.

[59] Гидатлинские адаты… С. 9.

[60] Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XIX- начале ХХ в. Махачкала, 1957. С. 391.

[61] Магомедов Р. М. Указ. соч. С. 388.

[62] Сведения об Аварском ханстве. 1828 // И.Г.Э.Д. С. 237-274.

[63] Исаев Ш. По следам предков (ахвахцы). Хасавюрт, 2005. С. 179.

[64] Лугуев С.А. Народы Дагестана. М. 2002. С. 160.

[65] Там же. С. 202.

[66] Историко-архивный справочник административно-территориального деления Дагестана за 1920-2000 год. Махачкала, 2003. С. 10. Ответственный составитель Лагутина М.И.

[67] Там же. С. 11.

[68] Там же. С.61.

[69] Рамазанов Х.Х. Дагестанская сельская община в политике России. // Сельская община Дагестана и Северного Кавказа. Махачкала, 2003. С. 44.