Грицан И.М.

Курский государственный университет, Россия

Театральные технологии как средство развития творческой активности учащихся.

Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современных образовательных учреждений. Направленность образования на развитие личности учащегося требует выявления и определения тех ее свойств, воздействие на которые способствует развитию личности в целом. В качестве одного из них рассматривается творческая активность, являющаяся системообразующим свойством личности и определяющей характеристикой ее движения к самосовершенствованию.

Творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности.

Ряд ученых (М.А. Данилов, А.В. Петровский, Т.И. Шамова и др.), давая оценку понятия «творческая активность» в контексте деятельности, определяют ее как установку на преобразующие и поисковые способы деятельности, как количественную или качественную характеристику деятельности, проявляющуюся в интенсивности, напряженности, своеобразии используемых мыслительных операций, результативности, эстетической ценности усвоенных знаний.

Л.С. Выготский определяет творческую активность как целостность, для которой характерно множество ее проявлений: единство внутренней и внешней творческой активности, взаимная обусловленность мотивационного и операционного компонентов, воображение и продуктивное мышление как основа единого исполнительного механизма психической творческой активности, включенность поисковой активности вследствие того, что результат творчества не задан изначально.

Мы рассматриваем творческую активность как качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблем.

Применение театральных технологий на уроках иностранного языка призвано развивать творческую активность учащихся, раскрыть, развить и совершенствовать их природные возможности и способности. Главной задачей для преподавателя становится найти оптимальное применение театральных средств при обучении иноязычной речи.

Разработкой проблемы использования театральных технологий в учебном процессе в целом и в преподавании иностранного языка в частности, занимаются многие исследователи (В.М. Букатов, О.С. Булатова, С.В. Гиппиус, П.М. Ершов, А.П. Ершова, М.О. Кнебель, З.Я. Корогородский и т.д.)

В.М. Букатов и А.П. Ершова также утверждают, что театральная деятельность для учащихся возможна не только во внеурочное время, но и в рамках занятий. Они пришел к выводу, что необходимо включать театральные формы, средства, приемы, активизирующие процесс коллективного познавательного творчества в любой урок, в любой учебный материал. [1, 273]

По мнению А.П. Ершовой и В.М. Букатова, центральным процессом в театральной сфере является общение, в различных сферах которого, взаимосвязанных и взаимозависимых, проистекает жизнь человека. И человеческая культура существует, передается и развивается благодаря той или иной форме общения людей друг с другом. "Театр как социальное явление представляет три антропологических типа общения. Первый: нелегальное общение зрителей друг с другом в зале во время спектакля. Второй: фиксировано-ритуальное общение актеров на сцене. (В учебном заведении мы наблюдаем подобную картину на уроке: за партами - нелегальное общение учащихся во время объяснения или опроса преподавателем материала, и у доски — чинно-ритуальное, фиксированность которого определяется текстами учебников и программ). Известно, что смена фиксировано-ритуального общения на сцене общением подлинным, импровизационным освобождает зрительный зал от нелегального общения, и он начинает жить с персонажами единой жизнью, как бы растворяясь в происходящем. Третий тип общения – импровизационное, которое демонстрируется в театре. Но такое общение возможно и на уроке. Одни учащиеся становятся импровизаторами - актерами, учащиеся - зрители начинают увлеченно считывать импровизационное общение (или участвовать в нем), извлекая при этом информацию гораздо более обширную, чем при фиксировано-ритуальном общении. [1, 327]

Театральное действие - спектакль и драма рассматриваются как специфические сообщения, они включены в процесс коммуникации, в которой особую роль играют отношения между сценой и зрительным залом. Спектакль воздействует как на слух зрителей, так и на их зрение самыми различными способами (жесты и движения актеров, декорации, освещение, голоса актеров, музыкальное оформление и т.д.) Э. Маркони и А. Роветта в работе "Театр как общая модель языка» отмечают, что спектакль представляет собой один из видов коммуникации, демонстрируя, как спектакль укладывается в схему коммуникативного акта, включающую источник информации (автор текста и создатели спектакля), сообщение (спектакль), сигналы (элементы спектакля), получателя сообщения (публика). [3, 38] Легко проводится параллель со структурой урока: преподаватель- автор текста и создатель урока; сообщение знаний - урок; сигналы - элементы структуры урока; получатели сообщения — учащиеся.

Только в активном творческом действии на уроке возможно достичь высокого уровня усвоения материала, активизировать непроизвольное запоминание, поставить учащихся в условия, близкие к реальной коммуникации, и заставить их действовать в так называемых «предложенных обстоятельствах», что придает процессу овладения иноязычным общением неповторимое своеобразие и новизну.

Педагогический процесс требует своеобразной «магии» педагогического воздействия. Чтобы ее создать, надо в совершенстве владеть техникой межличностного общения. В учебном учреждении, как и в театре, «все должны улыбаться, так как здесь делается любимое дело... Атмосфера передается зрителям. Она помимо сознания тянет их к себе, очищает, вызывает потребность дышать художественным воздухом театра. Если бы вы знали, как зритель чувствует все, что делается за закрытым занавесом!» [4, 256] Развитие и управление творческой активностью возможно через создание наиболее благоприятных условий их протекания: через соответствующую психологическую атмосферу, стимулирующую личность.

Театральное искусство обладает значительными педагогическими ресурсами развития творческого потенциала. Развитие творческого потенциала учащегося средствами театрального искусства позволяет активизировать такие личностные качества, как коммуникативность, активность, эмоциональность, креативность, уверенность в себе, самоактуализированность, эмпатия, способность к самораскрытию, стремление к гармоничным отношениям с людьми и жизнью.

Развитие творческого потенциала учащегося средствами театрального искусства достигается при следующих педагогических условиях:

1) реализация специализированной педагогической модели развития творческого потенциала, направленной на активизацию личностных качеств учащегося средствами театрального искусства;

2) использование специализированных театральных методов для более эффективного развития творческих значимых качеств и способностей личности;

3) применение критериев диагностики и оценки качества развитости творческого потенциала учащихся в процессе занятий театральным искусством.

Для развития творческого потенциала учащихся необходимы педагогические условия, которые обеспечивают решение учебно-творческих задач. Учебно-творческая задача - это такая форма организации содержания материала, при помощи которой педагогу удается создать творческую ситуацию, условия и требования учебно-творческой деятельности, в процессе которой учащиеся активно развивают творческие способности (А.Ю. Козырева). «Специально созданные условия учебной деятельности актуализируют мотивационные состояния (ситуативные побуждения), которые при систематической актуализации постепенно переходят в мотивационные свойства (устойчивые образования психики)» (Л.С. Выготский).

П.Е. Ершов утверждает, что использование театральных технологий на уроках иностранного языка существует для того, чтобы помогать естественному творческому процессу. По мнению З.Я. Корогодского, магические слова «если бы» пробуждают воображение, заставляют действовать, вызывают «тьму вопросов», на которые нужно отвечать не словами, а поведением. Эти условия способствуют формированию творческой активности личности, воспитанию художественного чувства.

Таким образом, формированию творческой активности учащихся способствует театральная педагогика, педагогический инструментарий которой, а именно - театральные технологии могут быть включены и активно задействованы в процессе обучения иностранного языка. Именно театральные технологии оказывают положительное эмоциональное воздействие на процесс обучения школьников, повышает результативность обучения и делает его более плодотворным, повышают интерес к иностранному языку и усиливают мотивацию.

Литература:

1.            Букатов В.М., Ершов М.П., Ершова А.П., Общение на уроке или режиссура поведения учителя, М.: изд. Флинта, 1998 год, 336 стр.

2.            Пономарев А.Я. Психология творчества и педагогика, М.: изд. Педагогика, 1976 год, 280 стр.

3.            Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве, М.: изд. Искусство, 1972 г., 536 стр.