К.филос.н. Саттарова Ф.Ф.

Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова, Казахстан

 

 

Конвергентность и синтез в контексте голографии вселенной и новой универсальной философии

 

На философии, как и на и иных формах рефлексии, лежит большая ответственность за разведения до оппозиции, до пропасти двух граней единого человеческого бытия: «реальной жизни» человека и его нравственных максим, высоких исканий, устремлений духа.

История философии свидетельствует о том, что разрыв на дух и материю произошел не в новое время, как принято считать, он идет издревле. Новое время, на мой взгляд, лишь рационализировало и осознало этот разрыв. И философии, как филио мудрости, следовало бы не констатировать факт этого разрыва, не искать пути к выведению одного от другого, а совершить дело воссоединения духа и материи, бытия и смысла, с сущего и должного. Именно этим воссоединением философия действительно доказала бы, что она любит мудрость и что она квинтэссенция культуры.

Сегодня остро стоит вопрос о том, что способна ли философия этому практическому делу?

Какая должна быть философия сегодня, в современном мире? Возможно пришло время отказаться от партикулярного мировоззрения. Современное миропонимание требует иного, холистического, целостного мировоззрения.

Что же следует делать философии для того, чтобы: во-первых, остаться в сфере духовного бытия и, во-вторых, научить и, тем самым, воспитать будущее поколение? Преодоление разрыва «реального бытия» и «духовных ценностей» определит судьбу философии. Если этого не сделает философия сейчас, то тогда этот разрыв может ликвидировать либо наука, и сделают они это по своему, что опять-таки философия может лишиться будущего.

По словам Б.Рассела, философия является чем-то промежуточным между теологией и наукой… все точное знание принадлежит науке, все догмы… принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Нечейная Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон, эта Нечейная Земля и есть философия… Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя?... Имеет ли Вселенная какое-либо единство и цель? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслужить высокие оценки?... Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, просто максимально рафинированная глупость? На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории. Теологи претендовали на то, чтобы дать на эти вопросы ответы… но самая определенность их ответов заставляет современные умы относиться к ним с подозрением. Исследовать эти вопросы… дело философии.

Архитектоника научного труда «Голография Вселенной и новая универсальная философия. Возрождение метафизики и революция в философии». Общая метафизика – М.: Крафт+, 2007 – 400с. Г.А. Югай такова: Предисловие. Введение в метафизику. Универсула и трансцендентные. Раздел первый. Возникновение метафизики в универсальной философии. В этом разделе имеются 5 глав. Глава 1. Голография и гармония Вселенной – предмет универсальной философии; Глава 2. Организм как голограмма; Глава 3. Человек как биосоциальная и ноосферная голограмма; Глава 4. Феноменология трансцендентного. Сверхбытие и сверхсознание; Глава 5. Феноменология трансцендентного. Сверхлогика голографии Вселенной: принципы и законы.

Раздел второй. Единство материи и духа – основной закон – формула – код Вселенной. Глава 6. Конвергентная философия информационного детерминизма и тезисы о марксизме. Глава 7. Конвергентная философия синергетики и информационного детерминизма: закон тождества материи и духа; Глава 8. Метафизика социальная: евразийская компаративистика и голография мышления; Глава 9. Метафизика евразийства Рене Герона: нормативный восток и патологичный Запад. Заключение. Приложение.

Основную задачу универсальной философии – воссоединения, совмещения, синтеза «реального бытия» и «высоких сфер духа» автор книги обосновывает следующим образом. Предлагаемая вниманию читателей книга голографии Вселенной является второй после книги Майкла Талбота «Голографическая Вселенная». Если у М.Талбота рассматривается мозг и Вселенная как голограмма, то в данной работе речь идет о человеке и его организме как голограммах, а также о философии голографии, включая и метафизику евразийства. Опираясь на данные голографии, в книге сделана попытка возрождения метафизики, предметом которой является мир. Вселенная как целое, возрождения той метафизики, которая получила преимущественное развитие на Востоке, а на Западе буквально была задавлена развитием философии, науки и атеизма. Автор ратует за конвергенцию (сближение) и синтез частных философских направлений – диалектики и метафизики, материализма и идеализма, а также науки и религии в возрождаемой им универсальной философии.

Предметом универсальной философии автор книги определяет мир как целое или как проблему целостности мира. Голография – это новая отрасль знания, возникающая в последней трети 20 века, в период четвертой научной революции. Если сказать более конкретно, то голографический подход – это новый этап в решении проблемы целостности во всех отраслях знания и прежде всего в самой философии. Если в проблеме целостности акцент делается на двухкомпонентности части и целого, то в голографии непременно и в первую очередь обращается внимание на ведущую роль третьего компонента в соотношении части и целого. Таким третьим компонентом выступает сама целостность. Для голографии важнейшим является определяющая, детерминирующая роль целого по отношению к частям в органической системе.

По мнению автора данной книги, основным голографическим фактором целостности вселенной и всех структурных уровней является закон единства материи и духа, понятый в более широком плане современного гилозоизма – концепции всеобщей одушевленности материи. Формой выражения и эквивалентом одушевленности всей материи являются энергоинформационные процессы, носящие по истине универсальный характер. Триединый голографический поток вещества, энергии и информации составляет самый универсальный материально-духовный процесс в мире, во всей голографической Вселенной. Это и есть в то же время и онтологическая основа синтеза материализма и идеализма, метафизики и диалектики, то есть всех философских направлений. В обобщенном плане все это аспекты информационного детерминизма [1, с.11].

Поиск оснований простого, реального, массовидного бытия человека в мире обыденности и «абстрактных» духовных ценностей: веры, надежды, любви, добра, истины  и т.д. долг философа -  объяснить человеку, который не верит в единство реального бытия и высоких измерений этого же реального бытия, и живет в разорванности этих сторон единого бытия, так как он пока помещен между ними в односложность этого синтеза.

   Подтверждением этой моей мысли я считаю точку зрения Г.А.Югай о том, что «полнота и целостность знания также заключены не столько в конфронтации идей, сколько в их гармонии. Верно, что в споре рождается истина. Но у истины имеется и противоположная, более важная ипостась – достижение согласия, сближения – конвергенции, гармонии, единства точек зрения, мнений, идей, объединенных в общее понятие информации».

В работе основное внимание сосредоточено на открытии философского кода Вселенной, или основного закона Мироздания, - единства материи и духа.

Авторское новаторство состоит в создании концепции информационного детерминизма и взаимодействия его с известным в науке причинным, или силовым детерминизмом. Существенная разница между причинно-силовым и информационным детерминизмом состоит в том, что сила человека не в том, чтобы ее применять механически, а в том, чтобы прибегать к ней как можно реже, то есть использовать ее оптимально. Сильный человек не тот, кто затрачивает механическую силу попусту, по малейшему поводу, там, где нужно и не нужно. Задача сильного – действовать в соответствии с восточной философией неделания, то есть сдерживания, по возможности, силы, ее экономии, минимизация применения силы с целью достижения максимума целесообразности или результата [2, с.317].

Автор пытается осмыслить эти изменения в формальной логике, вернее, переосмыслить ее в плане метафизической логики голографии, памятуя о том, что без логики голографии Вселенной невозможно открытие ее философского кода.

Что же касается самого содержания философского кода Вселенной, то оно раскрывается не только с помощью указанных законов метафизической логики голографии Вселенной и основного Мироздания – единства материи и духа, - но и основных диалектических принципов голографии: импликативности и экспликативности, иерархичности, равномощности части и целого, параллелизма структур и миров, хиральности (правизна и левизна) и других. По мнению Г.А.Югай, если основной закон Мироздания рассматривается в онтологическом и гносеологическом аспектах единства материи и духа, то основные законы метафизической логики представляют собою то же самое единство материи и духа и рассматриваются в логическом аспекте. В итоге получается совпадение принципов онтологии, логики и гносеологии. То совпадение, единство их, которое было в античном принципе тождества бытия и мышления, но в последующем развитии европейской философии было утрачено. Успехи в развитии постнеклассической науки позволяют возродить подобный синтез.

Конвергентность тождественна и не тождественна синтезу, ибо она является лишь моментом или стороной синтетического процесса. Конвергентность предполагается при синтезе, без этого синтез невозможен. Но сам синтез – более органичная связь, предполагающая соединение в виде даже полного слияния частей. Конвергенция же – сближение частей – еще не есть их слияние, полный синтез. Непременным условием конвергенции является принцип паритетности, равноправия взаимодействующих сторон. Запад озабочен больше цивилизованным развитием, модернизацией, а Восток – сохранением и устойчивостью [3, с.320].

Синтезирование знания в науке имеет различные уровни. В области уровней синтеза знания по восходящей составляющей картина вырисовывается ориентировочно следующая: совокупность процедур, установок и операций, направленных на получение и первичную обработку исследуемого эмпирического знания; обобщение содержания понятий конкретных научных дисциплин и познавательных ситуаций; уровень общенаучной проблематики, внутри которой рассматриваются исходные принципы, содержательные постулаты данной науки, предопределяющие «стиль мышления», «каркас» научного знания; выявление закономерностей, общих для группы научных дисциплин определенного профиля, специфичных для них; обнаружение общих характеристик областей научного познания, зависящих от степени развитости данных дисциплин; синтезирование концепций знания, объединяемых общностью проблематики; получение знания в рамках общенаучных направлений, анализирующих научное познание как таковое в определенном ракурсе; синтезированное знание в ходе применения современных формально-логических методов; вычленение знания в области общей методологии науки, науки и техники, экономики и культуры и т.д., изучающей целостную структуру научно-познавательной деятельности; философско-гносеологический уровень синтеза знания, связанный с мировоззренческой проблематикой и составляющий теоретическую основу всех форм методологического исследования философии науки и техники.

Понятие «синтез» может нести несколько смысловых функций. Синтез выступает и как научный метод, противоположный анализу (в значении формы объединения знаний, теорий), и как понятие, обозначающее процесс, который приводит к новому качественному образованию (в этом смысле синтетическая целостность — это искусственная, сконструированная целостность).

Синтез — это еще и созидание, конструирование особого рода объектов (именно об этой особенности синтеза идет речь, когда синтетическое отождествляется с искусственным и произведенным). Этот метод реализует себя, выходя за рамки имеющейся основы: посредством помещения исходного образования в более широкий контекст связей и зависимостей, генерирование качественно новых элементов, которые в принципе не могут существовать в рамках наличной целостности. Он может осуществляться путем конструирования альтернатив и выбора одной из возможностей путем создания совокупности определенных условий [4].

Пора уже родиться на свет и философии очередной научной революции. «Я, как ответственный редактор, могу выразить глубокое моральное удовлетворение тем, что вношу и свой посильный вклад к выходу в свет первого труда, первой ласточки-книги по очередной философской революции, на основе не столько их диалектического противоборства, сколько метафизической конвергенции и синтеза, возникает новая универсальная философия голографического понимания предельного, наиболее всеобщего и универсального основания бытия. Это в то же время и философия выхода или вывода человеческой цивилизации из ее нынешнего глубоко кризисного состояния, возникшего из-за нарушения основного философского закона Мироздания, вселенной – гармонии материи и духа, тождества бытия и мышления, а также разрыва и противоборства материализма и идеализма, диалектики и метафизики. Вместо трех основных законов диалектики Г.А.Югай обнаружил более обобщенный и универсальный подход к миру – один основной метафизический закон онтологии Мироздания, Вселенной.

Пожелаем первой ласточке-книге по революции в философии успешного перспективного полета» - пишет председатель комиссии по истории культуры Древней и средневековой Руси, научного совета по истории мировой культуры при Президиуме РАН, академик РАЕН, доктор философских наук, профессор В.А.Чудинов [5, с. 137].

Интересным представляется анализ сакрального аспекта многозначной логики, голографии. Г.А. Югай не только выдающийся философ современности, но он и является новоевразийцем. С большим уважением и теплотой отзывается он о жизни и работе своей в Казахстане, а также о многочисленных друзьях и коллегах по работе и учениках.

 Целостный, голографический подход в мифологии выражен прежде всего в сакрализации. Сакральное  - все то, что относится к культу, поклонению особо ценным идеалам. Сакральное святое, освященное, заветное. Оно противоположно светскому, профанному, мирскому. С одной стороны, сакральное является тождеством веры, надежды и любви, то есть тождеством материи и духа, бытия и мышления, но его «органом» служит не мозг, а сердце. Это внутренний, имманентный момент. С другой стороны, символом сакрализации выступает освящение, то есть такая церемония, в результате которой обыденная мирская процедура обретает трансцендентный смысл. Это внешний момент. Таким образом, в сакрализации достигают целостности как внутренний, имманентный и так и внешний, трансцендентный моменты. Это и есть голограмма.

В самом центре Вселенной возвышается гигантское дерево, чья макушка упирается в небеса, а корни достают твердь Земли, проникая вглубь нее. И по чудесному дереву можно проникнуть в иные миры Вселенной. По нему будто бы спускаются и поднимаются боги. Сакральное, священное дерево язычества – это не только уменьшенная копия Мироздания, но и его стержень, опора, без которой мир рухнет. Волшебные свойства, которыми наделяется мировое дерево, не в последнюю очередь обязаны тому, что оно, как правило, находится в сакральном, священном месте – центре Космоса, который в мифах о творении занимает чрезвычайно важную роль.

Вполне закономерно, что под мировым деревом, в центре Вселенной, рождаются боги, герои, великие цари, полководцы и т.д. Древнегреческий миф рассказывает, что младенец Зевс был вскормлен козой у подножья священного дерева. Под деревом родился великий бог Древней Греции – Апполон. Под деревом родился и Будда, который затем достиг просветления под деревом бодхи. Легендарный советник одного из великих царей Древнего Китая – И Инь, по преданию, был найден в дупле шелковицы, почитаемой китайцами в качестве мирового дерева.

Аналогичная легенда казахов сообщает, что Чингисхана нашли в степи сосущим листья одиноко стоящего чудесного дерева. Возможно, это был байтерек (тополь) – священное, мифологизированное дерево у казахов.

Для голографического (объемного) изображения целостности необходим третий момент и таким третьим моментом в административном центре Астаны оказалась мечеть, стоящая в стороне от центральной линии, с «Байтереком» в середине, точнее, наискось, но строго на линии расположения мирового исламского религиозного центра – Мекки с храмом Кааба. Мечеть – духовный центр, или третья точка опоры двухмерной хиральной бытия и мышления, выраженной в административном центре Астаны, в ее архитектурной правизне и левизне.

«Дерево жизни» Байтерек разделяет административный центр Астаны не только на правую и левую – Запад и Восток – стороны, но и на Север и Юг. Одним словом, Астана с его административным центром весьма удачно символизирует евразийство, точнее, новоевразийство. Можно сказать, что если Аркаим – центр древнего евразийства, то Астана – один из центров новоевразийства. В обретении Казахстаном символа евразийства заключены глубокий сакральный смысл и основание нынешнего и будущего прогресса. Это выражение истинной сути Казахстана как евразийского государства. Казахстан сакрализирует евразийство [6, с.137].

Великий Абай говорил, что человек – это синтез универсума. Гармоничный целостный человек биосоциальная и ноосферная голограмма. Академик Г.А. Югай является таким человеком, который переживает и пытается найти общие основания динамичного целостного бытия. А это переживание человеком целостности всего существующего, наиболее общими качествами которого, как писал Николай Гартман, является то, что «все то, что существует, находится в отношении и развивается». Переживание человеком динамичной целостности бытия – есть переживание им основных моментов развития, которые характеризуются следующими формами отношения между относящими сторонами, в качестве которых выступает следующее: 1) установление тождества (единого), 2) установление различий, 3) установление противоположности, 4) установление противоречий между сторонами отношений. Для Г.А.Югай целостность бытия выступает как необходимость переживания двух крайних форм отношений: и отношение тождества (т.е гармонии, единства с окружающим миром) и отношения противоречия. Переживание человеком противоречий в устанавливаемых отношениях с действительностью приводит к возникновению у него стремления к их разрешению, основанному на переживании необходимости в едином, представляющем собой момент развития и восстанавливающим целостность бытия.

 

 

Литература:

             1.    Г.А.Югай Голография Вселенной и новая универсальная философия. Возрождение метафизики и революция в философии. Общая метафизика. – М.: Крафт+, 2007. – 400 с.

             2.    Там же.

             3.    Там же.

             4.    Ф.Ф.Саттарова Синтез научного знания.- Караганда: Изд-во КарГУ, 2007. – 394 с.; См.: Саттарова Ф.Ф. Теоретический синтез духовных ценностей в казахской культуре// Ценности и оценки: проблемы философии и науки: Сборник научных статей: Выпуск 5 – Смоленск: изд-во «Универсум» - 2009. – С. 224-232. – 324 с.

             5.    В.А.Чудинов Революция в философии (послесловие ответственного редактора) // Г.А.Югай Голография Вселенной и новая универсальная философия. Возрождение метафизики и революция в философии. Общая метафизика. – М.: Крафт+, 2007. – 400 с.

             6.    Г.А.Югай Голография Вселенной и новая универсальная философия. Возрождение метафизики и революция в философии. Общая метафизика. – М.: Крафт+, 2007. – 400 с.