Философия / 4.Философия культуры

 к.п.н. Симоненко С.М.

Дальневосточный федеральный университет, Россия.

Философия культуры здоровья педагога

как социальный феномен

 

С тех пор, как существует образование, подготовка кадров, занимающихся деятельностью по передаче и приобщению подрастающего поколения к социальному опыту, именуемому общечеловеческой культурой, в большей или меньшей степени была в поле зрения человеческого общества и государства.

Культура (лат. сultura – возделывание почвы, воспитание, образование, почитание) – способ организации и исторического развития человеческой жизнедеятельности, который может быть охарактеризован как: 1) совокупность достижений в экономической,  общественной и духовной сферах жизни; 2) уровень, степень развития какой-либо области физической или умственной деятельности; 3) просвещенность, образованность, начитанность, учтивость, гуманизм; 4) облагораживание человеком природы (культура – это «вторая природа»); 5) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в материальных и духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе; 6) Совокупность способов, приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), объективированных материальными носителями (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям [11].

Из всего многообразия феномена культуры автор данной работы обращается к такому способу организации и исторического развития человеческой жизнедеятельности, которые касаются основ сохранения, укрепления и формирования здоровья, ее здоровьеразвивающему аспекту, являющемуся, на наш взгляд, ядром общей культуры человека, поскольку, по словам В.В. Маркова, она всегда начиналась с культуры тела, культуры здоровья [6].

Культура как социальный опыт в формировании здоровья, гигиенические  и практические навыки сохранения и укрепления здоровья у первобытного человека формировалось стихийно под действием природного и социального фактора, связанного с трудовой деятельностью, с практикой выживания, с древними культовыми ритуалами, обрядами и магическими действиями, впоследствии  ставшими традиционными и трансформировавшимися в современные средства сохранения и укрепления здоровья (например, принятие водных магических обрядов  в дальнейшем приняло форму закаливания водой, посещение бани, сауны; или беганье, прыганье в  играх и обрядовых танцах в настоящее время было преобразовано в физические упражнения, гимнастику, аэробику  и т.д.).

В более поздние исторические периоды древности воспитание культуры здоровья соответствовало социальному заказу. При этом если страдала культура в целом, падал престиж образованности и познания, культ физического здоровья постепенно становился второстепенным, а если культура физического и нравственного здоровья являлась нормой и образцом одновременно в контексте общей культуры, то это так же выражалось в системе образования и воспитания.

Культура в самом широком ее понимании выполняет функцию генетической связи между эпохами, народами, регионами и континентами. Она передает по наследству исторические достижения, накопленные человечеством, в том числе и в области сохранения, укрепления и формирования здоровья населения. Без такой генетической функции культуры преемственность исторического развития человечества была невозможной [1].

С развитием общечеловеческой культуры, с развитием, например, науки и  техники, мониторинга, прогнозирования, диагностических, информационных и др. технологий, позволяющих выяснить, в каком состоянии находится наша среда обитания и сколько же лет осталось человечеству для его нормальной жизнедеятельности, в сознании людей постепенно укреплялась мысль о том, что дальше,  если ничего не предпринимать и продолжать разрушать природу и здоровье человека, процессы будут необратимы. Нельзя только «брать милости от природы», нужно и отдавать что-то взамен, потому что человек и мир природы неотделимы, они – органические части вселенной.

Таким образом, мы видим, что общая культура  и культура здоровья, в частности, является одним из средств  (форм, способов) удовлетворения главной потребности любой системы, в том числе и общества: потребности в выживании, в существовании, в самосохранении. «Не следует задаваться вопросом, - пишут отечественные ученые, - откуда и почему взялась данная черта или потребность, надо принимать ее наличие как постулат, как имманентную характеристику нашего мира». По их мнению, применительно к обществу самосохранение приобретает особый смысл: это процесс постоянного  воспроизводства всех тенденций общества как открытой системы, включая тенденции к совершенствованию, к экспансии, к созданию все новых и новых средств самосохранения как постоянного взаимодействия со средой и самосовершенствования. Причем, изначальный, простейший и очевидный смысл «выживания» при этом сохраняется, но как бы уходит в основание [4].

Кроме того, для общества первостепенное значение приобретает сохранение  не только материальной основы, носителя или субстрата общественности, но, прежде всего, самой общественной специфики, ее содержания и сути (разума, социальных отношений; духовности, особенно гуманистической нравственности, творческого духа и т.п.), то есть культуры. 

Конечно, без сохранения биологической основы, выживания в самом узком смысле, общество погибает. Однако и сохранение только одной этой основы при повреждении, а тем более полной утере сферы идеального, духовного, социального тоже равноценно гибели общества или индивида.

 

По оценке специалистов, подчас утрата индивидом всего лишь некоторых компонентов культуры – убеждений или нравственных ценностей и норм  - становится трагедией и воспринимается как распад личности. Поэтому для общества самосохранение  означает динамический гомеостаз, сохранение и развертывание всей структуры, без чего оно перестает существовать, утрачивая свою культуру [4].

Культура исторична по своей природе. Само ее настоящее всегда существует в отношении к прошлому и к прогнозам будущего. Культура есть память, поэтому она связана с историей [10]. Символы культуры, по словам Ю.М.Лотмана, редко возникают в ее синхронном срезе, как правило, приходят из глубины веков и, видоизменяя ее значения, (но, не теряя при этом памяти и о своих предшествующих смыслах) передаются будущим состояниям культуры…. Все эти слова о культуре по праву можно отнести и к культуре сбережения здоровья, т.к. она есть часть общечеловеческой культуры, ее ядро, и содержит те же свойства и элементы.

Актуальность проблемы здоровья  человека вполне закономерно рассматривалась во все времена.  Но, тем не менее, более пристальное внимание к различным аспектам индивидуального здоровья как качества жизни возрастает в период  демократизации и гуманизации общества [7]. Здоровье человека выходит на первый план в общенациональной идее, поскольку повышение жизненного уровня населения, развитие наук о человеке выдвигают настоятельную потребность достижения высокого уровня здоровья, обеспечивающего человеку соответствующее качество жизни, психологический и социальный комфорт [10].

Проблема здоровья в условиях изменения социально-экономического уклада, нарастающего экологического напряжения является одной из самых сложных и актуальных и не может рассматриваться изолированно от общих проблем человека, так же как не может решаться в рамках одной или нескольких государственных структур, это проблема каждого человека, а значит, всего государства и общества в целом [9].

Сохранение и улучшение здоровья человека, здоровья нации и в целом – здоровья человечества, повышение культуры здоровья - сегодня является важнейшей практической задачей, несмотря на явную недооценку необходимости разрешения ее в масштабах российского государства [8].

Состояние и перспективы развития современной цивилизации требуют не только локального понимания важности идей философии здоровья, гуманизма и экологической этики, но и эффективного канала их трансляции. Таким каналом, безусловно, является система образования. Однако, несмотря на бесконечное его реформирование, на наш взгляд, этот канал до сих пор забит «тромбами», которые не пропускают «кровь» эколого-гуманитарной культуры до ума и сердца человека, ибо мы за последние 15-20 лет не стали ни более гуманными в отношениях друг к другу, ни более этичными по отношению к природе  [5].

Современная философия образования декларирует гуманное отношение к ребенку, но до сих пор в практике школы наблюдаются случаи, когда негуманное и нетактичное поведение учителя, отсутствие грамотности и компетентности, отсутствие элементарной культуры в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья ухудшает самочувствие ребенка (дидактогенный невроз). Один лишь неправильный, негуманный стиль педагогического общения может привести к развитию неврозов у школьников и стать причиной серьезных отклонений в состоянии их здоровья. По имеющимся различным данным причиной примерно одной трети заболеваний в детском возрасте является изменение психического состояния, вызванное неврозами страха, тревоги и депрессии. Они наиболее часто встречаются в настоящее время и являются наиболее опасными для детей, в особенности, для младшего школьного возраста [9].

Как результат,  в школу приходят 60-70% здоровых детей, а выходит из ее стен только 3-20% здоровых юношей и девушек. За период обучения в школе у детей в несколько раз теряется здоровье психическое и физическое. Эти цифры убеждают в том, что современная школьная система не отвечает требованиям психогигиены и естественнонаучным основам возрастной физиологии [8].

Один из путей решения этой проблемы мы видим в совершенствовании педагогической культуры учителя – в формировании ее здравотворческой составляющей, иными словами, культуры здоровья, а точнее, в формировании ее философии, где культура здоровья является не просто объектом наблюдения и созерцания, а в определенной мере и продуктом, результатом деятельности педагога, когда она превращается в мир его  культуры [2].

Можно задать вопрос: зачем нужна сегодня философия культуры здоровья, тем более новая? Если понимать здоровье как состояние человека, позволяющее ему нормально функционировать, выполнять свои индивидуальные и социальные обязанности, то следует помнить, что состояние человека не остается неизменным в зависимости от его возраста, климатических и других природных условий, времени года и времени суток. Для того, что бы квалифицировать состояние как здоровое или болезненное, нужно знать природу и сущность человека. В определении природы и сущности человека «участвуют» сегодня сотни наук и научных направлений, но обобщающей и интегрирующей наукой выступает философия. Именно философия с ее отраслевыми знаниями помогает понять смысл не только других наук, но и смысл мироздания самого человека, всего происходящего в этом мире. Следовательно, если человек есть «мера всех вещей», то его здоровье нужно определять через природу и сущность человека, а это прерогатива философии и философской антропологии [5].

В современных условиях  культура здоровья перестает быть только личным делом человека, в том числе и педагога, она становится социальным феноменом, проблемой жизни и смерти этноса, социума в целом. Поэтому сегодня требуется новая философия культуры в контексте философии здоровья, трактующая это состояние как важнейшую человеческую ценность, обусловливающая более полное и целостное осмысление природы и сущности человека как потенциальной основы здоровья [3].

 

Литература:

1.           Арнольдов А.И. Культура. Человек и картина мира. - М: Наука, 1987.- с. 5.

2.           Горшкова В.В. Педагогика отношений. - Санкт-Петербург, 1995, с 8.

3.           Каган М.С. Философия культуры: становление и развитие. – Санкт - Петербург, 1998. - с.4

4.           Культурология. (Под ред. Г.В.Драча), - М.: Феникс, 1996. -с. 9-22.

5.           Кургузов В.Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и образование как детерминанты интенсивного развития. / Информационно-аналитическое издание "Советник Президента", №26 от 02.07.2004г

6.           Марков В. Педагогические проблемы формирования здорового образа жизни в высшей школе. // Основы безопасности жизнедеятельности - М: Русский журнал, № 11, 1999. - с. 5.

7.           Оглоблин К.А. Здоровый образ жизни. Монография. - Уссурийск, 1998. - с. 10-25.

8.           Полетаева Н.М. Культура здоровья. Учебно-методическое пособие – Санкт-Петербург, 2005. - с.4

9.           Руководство практического психолога, под ред. И.В.Дубровиной.  Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы,  - М: Академия, 1995 - с. 12.

10.       Хорев Н.В. Философия и культурное развитие. Философия и история культуры. Под ред. В.А. Карпушина. - М.: Наука, 1985. - с. 84.

11.       Энциклопедический словарь по культурологии. Под ред. Радугина А.А.- М.: Центр, 1997. - с. 125.