История / 4. Этнография

К.и.н. Минибаева З.И.

Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН

 (г. Уфа. Республика Башкортостан. Россия)

 

Пульсовая диагностика болезней в народной медицине башкир

(на материале Курганской области)

 

Традиционным способом определения болезней в народной медицине башкир Курганской области является диагностика по биению пульса. Она широко применяется при лечении женского бесплодия, одной из причин которого считается отсутствие пульсации в пуповине. У башкир существует поговорка «кендек тамыры типмәһә, бала тыумай, тыуһа ла тормай» («если пульса в пуповине нет, то ребенок не родится, а если даже родится – не выживет»). По словам знахарей, необходимым условием для благополучного рождения здорового ребенка считается биение пульса в самом центре пупка у женщин, при этом пульс должен  быть активным. Говорят, что у бесплодных женщин «пупок прилипает к спине», поэтому пульс не прощупывается. При опущении матки пульс также может оказаться вне пупка. Состояние такой женщины обозначается термином «смещен пупок» (кендеге кузгалган), что приводит к бесплодию или рождению больного ребенка. Повитухи обладали навыками «вправления пупка»: одни делали это с помощью веника, а другие – опрокидыванием горшка (коршак тункәреу). По словам знахарки Хайернисы Шафиковой, она опрокидывает поллитровую стеклянную банку, а затем массирует живот по часовой стрелке. Некоторые повитухи, в случае нежелания иметь ребенка, передвигали пульс из центра пупка и могли вернуть его обратно при необходимости [Информатор (далее: Инф.) 4].

По рассказам информатора Салимы Гильмановой, у нее был выкидыш семимесячного ребенка, после этого она обратилась за помощью к знахарке Вилии Шарафутдиновой, которая, прощупав биение пульса в пуповине, сказала, что пульс есть, дети будут, но живот опущен, и его надо будет поднять. С помощью массажа и опрокидывания специального глиняного горшка Вилия «вправила» ей пупок, и после этого Салима родила девочку [Инф 2]. Но обычно смещению пупка приводила излишняя физическая нагрузка, поэтому подобный диагноз могли поставить и мужчинам.

Традиционный способ «вправления пупка» широко распространен у башкир, например, гайнинские башкиры, проживающие в Бардымском районе Пермской области восстанавливали пульс в пупке бесплодных женщин в теплой бане. При отсутствии бани повитуха, намылив пупок, размягчила его, и, надавив большим пальцем на центр пупка, вращала пупок по часовой стрелке только один раз, одновременно она и сама вращалась вокруг больной. Некоторые повитухи, смазав пупок паровым дегтем, массировали живот, спину и поясницу до появления пульса в центре пупка [Минибаева, 2009. С. 150].

Пульсовая диагностика знахарки Муршиды Хакимовой заключается в том, что, приложив большой палец правой руки к запястью левой руки больного, она по пульсу распознает причину болезни, например, сглаз или испуг. По ее словам, чувствительность большого пальца ей подсказывает характер болезни (баш бармак ангарта). Если у больного пульс слабый и медленный, то это может быть результатом  сглаза (куз тейгәндеке бик йаай гына һуга); если пульс ускоренный и сильный – испуга (курккандын кул тамыры китеп бара, шәп-шәп һуга) [Инф. 3]. Знахари считают, что при сглазе у больного ребенка появляется «зеленая нитка» между глазами, т.е. кровеносный сосуд набухает и приобретает  зеленоватый оттенок (куз араһында бау була, ул кугәреп килеп сыга, йәм-йәшел тамыр калка) [Инф. 3, 4].

Курганские башкиры по биению пульса на лучевой артерии определяют также приближение смерти тяжелобольного человека. Его состояние характеризуется словами: «кул тамыры яткан, йәшәмәй, улә» («пульс ослаблен, это к смерти») [Инф. 1]. Следует отметить, что в тибетской медицине существует «пульс смерти», он исследуется по ступне [Ленхобоев, 1981. С. 7].

Пульсовая диагностика является одним из древнейших методов определения причин заболеваний. Так, в древневосточной медицине, любое заболевание, физическое или душевное, отражается непосредственно на пульсе. Этот метод диагностики используется в Китае уже более пяти тыс. лет. Он описан в трактате «Ней-цзин», написанном «желтым императором» Китая Хуан-ди в 1500 гг. до н.э. [www. Из жизни «Пульс. диагностика»]. В Древней Греции учение о пульсе было создано представителем александрийской школы Герофилем. Это учение получило еще большее развитие в медицине Древнего Рима, особенно в трудах Галена. В дальнейшем Абу Али Ибн Сина (Авиценна) (9801037 гг.), обогатив античные традиции опытом китайской пульсодиагностики, способствовал распространению этого метода в странах Ближнего и Среднего Востока, а также в Европе [Логвинов, 1988. С. 3]. В своем «Трактате о пульсе» Авиценна описывал более 60 разновидностей простого и 30 видов сложного пульса, а также говорил об их диагностическом значении [Нуралиев, 2000. С. 17]. Например: при параличе пульс у больного в начале болезни слабый, медленный, затем становится частым и беспорядочным [Авиценна, 2000. С. 419]. При раке бывает такое ощущение, как будто кончики пальцев режут острым ножом [Ленхобоев, 1981. С. 8]. Наиболее высокого уровня развития пульсовая диагностика достигла в тибетской медицине. По утверждению тибетских врачей пульсовая диагностика – это высший метод диагностики, которого достигла традиционная медицина за многотысячелетнюю историю своего существования. Теоретические основы пульсовой диагностики изложены в первых главах четвертого тома «Чжуд-ши» [«Чжуд-ши», 1987].

         Методика восточной пульсовой диагностики заключается в следующем: пульс прощупывается на лучевой артерии обеих рук больного, в трех точках одновременно. Пальцы, указательный (гуань), средний (чи), безымянный (цунь) врач накладывает на артерию поочередно или все одновременно. Указательный палец руки накладывается на артерию примерно на 0,5–1 см выше кожной складки между предплечьем и кистью, напротив отростка лучевой кости. При этом расстояние между пальцами должно быть не больше рисового зернышка. Правой рукой он ощупывает пульс на левой руке больного, а левой рукой наоборот.

 

 

 

 

 

Рис. 1 Точки прощупывания пульса

Рис. 2 Прощупывание пульса тремя пальцами

Каждой точке пульса соответствует определенный орган. Точке Цунь на левом запястье соответствует сердце (глубокий пульс) [www. Пульсовая диагностика].     

Теперь сравним пульсовую диагностику башкирской знахарки Муршиды Хакимовой. Из-за отсутствия пациента рядом, Муршида показала нам прослушивание пульса по своей руке:

Рис. 3 Прощупывание пульса башкирской знахарки Муршиды Хакимовой (Фото автора, 2003 г.)

 

 

По рисунку видно, что точка прослушивания сердца знахарки Муршиды Хакимовой совпадает с сердечной точкой (Цунь).

         Диагностика болезней по биению пульса широко применяется у тюркских народов Средней Азии и Казахстана, например, у киргизов черный шаман, посадив больного в центре юрты, щупал у него пульс, определяя характер болезни [Басилов, 1992. С. 161]. Местных лекарей, ставивших диагноз по пульсу, киргизы называли тамырчы. В соответствии с биением пульса, они назначали ту или иную диету [Народы…, 1963. Т. 2. С. 279-280, 727]. У казахов черный баксы также узнавал о причинах болезней по биению пульса (тамыр устайдi) и снам [Басилов, 1992. С. 53]. Ак-баксы ставил диагноз, прощупывая пульс на правой руке больного [Стасевич, 2008. Вып. 1. С. 303-314].

         Таким образом, вышеизложенный материал показывает, что пульсовая диагностика, являющаяся одним из древнейших методов распознания болезней, известна и курганским башкирам, что свидетельствует о наличии в далеком прошлом этнокультурных контактов с народами Востока.

 

Источники и литература

 

1.     «Чжуд-ши» памятник средневековой тибетской культуры / Пер. с тибет. Д.Б. Дашиева.Новосибирск: Наука, 1987.

2.     Авиценна. Канон врачебной науки. – Минск: Попурри, 2000.

3.     Басилов В.Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Наука, 1992.

4.     Ленхобоев Г.Л. Некоторые сведения о пульсовой диагностике (Фрагменты из трактатов тибетской медицины). Перевод Н.И. Жамбалдагбаева. Препринт 282. – Новосибирск, 1981.

5.     Логвинов В.С. Предисловие // Пульсовая диагностика тибетской медицины.Новосибирск: Наука, 1988.

6.     Минибаева З.И. Традиционная медицина и обряды в период беременности у гайнинских женщин // Этнос. Общество. Цивилизация: II Кузеевские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Р.Г. Кузеева. – Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2009.

7.     Народы Средней Азии и Казахстана: В 2 т. – М.: АН СССР, 1963. – Т. 2.

8.     Нуралеев Ю., Нодиров С. 110 рецептов Авиценны. – СПб., 2000.

9.     Стасевич И.В. Баксылык и практика традиционного целительства в современном Казахстане (по материалам Западного Казахстана) // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. – Уральск: Запад.-Казах. област. центр. истор. и археол, 2008. – Вып. 1.

10. Интернет-ресурсы: Рис. 1 Пульсовая диагностика. www.zdorovie-vsem.ry/ diagnostic-puls.htm; Рис. 2 Диагностика по пульсу www.clinica-tibet.ru/methods/puls/ 

11. Интернет-ресурсы: Из жизни «Пульсовая диагностика». www.keke.ru/soveti/.../index.html

 

Список информаторов-башкир,

(Сафакулевский район Курганской области)

1.     Галимжанова Махикамал Сафаргалиевна, 1894 г.р., д. Сулейманово

2.     Гильманова Салима Абдрахмановна, 1958 г.р., д. Сарт-Абдрашево

3.     Хакимова Муршида Мажитовна, 1929 г.р., д. Белое Озеро

4.     Шафикова Хайерниса Фахрисламовна, 1925 г.р. д. Белое Озеро