Музыка и жизнь/1. Музыка: изучение
преподавание
Трегулова
Н.П.
Мордовский
государственный университет им. Н.П. Огарёва, Россия
Вокально-хоровое
творчество
композиторов Мордовии
второй половины XX в.
Начав с обработок народных песен, мордовская
профессиональная музыка выросла до больших оригинальных композиций. Творческая
мысль композиторов Мордовии все более широко осваивает разнообразные пласты
современного музыкального искусства. Поиски жанра и собственного стиля велись
композиторами на протяжении всего творческого пути. Вокально-хоровое творчество
мордовских композиторов является важным условием формирования художественной
культуры музыканта. Во второй половине ХХ в. широкое развитие получило
авторское творчество композиторов. Появились новые композиторские имена – Д.В.
Буянов, Е.В. Кузина, Н.Н. Митин, Г.Г. Сураев-Королев, С.Я. Терханов, М.Н. Фомин
и др., которые привнесли в песенную палитру свежие краски своей творческой
индивидуальности.
Достойный вклад в музыкальную культуру Мордовии
представляет творчество Н.Н. Митина. Круг его творческих интересов достаточно
широк: произведения для симфонического оркестра, оркестра русских народных
инструментов, камерно-инструментальные произведения, а также многочисленные сочинения
для хоровых коллективов разных составов. Особый интерес представляют вокальные
и хоровые сочинения композитора: например, «О, Русь», «Мать Мордовия», «Песнь о
матери», «Песня о Мальчише-Кибальчише», «Песня о барабанщике», которые
благодаря своему естественному мелодизму, напевности, яркости музыкальных
образов получили особую популярность. Тематика произведений композитора
довольно разнообразна: патриотизм, дружба, любовь к родному дому. Сочинения
Митина, созданные в песенном жанре, носят черты индивидуальности, проявляющиеся
в особом сочетании различных интонационных моделей: народнопесенных,
романсовых, эстраднопопулярных. Приметами песенного стиля композитора является
распевная мелодика, метрическое расширение кульминационной зоны путем
внутрислогового распевания. Ценность и значимость творчества любого композитора
определяется тем, как оно воспринимается исполнителями и оценивается
слушателями. Вокально-хоровое творчество Митина имеет свою аудиторию, так как
отличается индивидуальным стилем и своеобразием.
Ведущее направление хорового творчества С.Я.
Терханова – воплощение нравственно-эстетических тем. Ему свойственно
лирико-драматическое отражение мира. Его творчеству присущ широкий
жанрово-тематический и стилевой
диапазон. Значительный пласт его музыкального наследия – камерно-вокальная,
хоровая музыка, баллады, песни. Большое место в его творчестве занимают
сочинения для хора, воспевающие красоту родного края, природы: например,
«Родина моя», «Как по ельнику», «Как за речкою, да за реченькой»,
проникновенно-лирические – «Трубушка», «Колыбельная для ветра», шуточная
− «Про носы» и другие произведения. Творчество Терханова проявляется в многоликости и многогранности. Это
характеризуется такими особенностями его песенного творчества, как философическое
и этическое начало, духовность, светлый оптимизм и др. Музыка этого композитора
отличается нестандартностью, яркой музыкальностью, обращением к сложным, но
понятным слушателю музыкально-выразительным средствам, особой проникновенной
задушевностью, пронзительностью, которые всегда находят понимание у слушателя.
Разнообразно и
многожанрово вокально-хоровое
творчество Г.Г. Сураева-Королева: «Земля родная», «Эх, мордовочка!», «Сурский
вальс», «Ода России», «Славься, Мордовия!», «Гимн нашему городу» и др. Его
произведения современны по теме и образности: любовь к мордовскому краю, к
человеку, его переживаниям, размышлениям о жизни. Их отличает легкость и
тонкость письма, выразительность и лаконичность музыкального языка.
Жанровым разнообразием
отмечено творчество М.Н. Фомина, в котором значительное место занимают
вокально-хоровые сочинения: кантата для солистов, смешанного и детского хоров,
симфонического оркестра «Наследникам революции», циклы песен для детского хора «Ух,
как интересно», «Бабушкины сказки», «Прощай», вокально-хореографические сюиты «Закликание
дождя», «Хмелина», «В едином строю» и др. Музыка Фомина сочетает в себе яркую образность
поэтического текста, его динамику и эмоциональность содержания в сочетании с
выразительно-изобразительными средствами музыки, мерную ритмику, статичную гармонию,
ее темброво-регистровые оттенки и контрастную динамику.
Творчество композитора
и исполнителя Е.В. Кузиной раскрывает
темы исторического прошлого страны, мир лирических переживаний, рисуют яркие
впечатления детства. Диапазон интересов композитора составляет симфоническая,
камерно-вокальная, хоровая музыка, эстрадные песни и произведения для детей.
Среди ее сочинений: хоры – «Ода Мордовии», «Ей приснилось, что она Россия», «С
победой, родная страна», «Снилась солдату весна», сочинения для детского хора:
«Слушай музыку небес», «Осень» и др. Одна из характерных черт вокального
творчества Кузиной − пейзажнось. Сближение лирических образов с природой,
притом в глубоко национальном ее восприятии талантливо воплощено в музыке
композитора.
Изучение вокальных и
хоровых жанров в контексте культуры − одна из наиболее перспективных
тенденций современного музыкознания. Мордовская музыкальная культура год от года набирает силы, обогащается
новыми произведениями. Её голос все увереннее звучит в многонациональной
культуре народа.
Сегодня в современной
культуре все более осознается роль хорового искусства как проводника высокого
строя чувств и мыслей, культурного и духовного совершенствования народа и
представляет интерес в плане исследования истории формирования и развития в
целом многонациональной отечественной музыкальной культуры.