Музыка и жизнь/1. Музыка: изучение и преподавание

 

К. искусствоведения Киласония Э.Н.

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Россия

Некоторые вопросы воспитания детей средствами

мордовского фольклора

 

Мордовский и русский музыкальный фольклор имеют достаточно много общего между собой в образном и жанровом плане из-за близких географических условий проживания двух народов, религиозной ориентации (православие), общности развития культуры и проч. Освоение народной музыки различных этносов, проживающих в Мордовии, происходит естественно и легко благодаря наличию в народных культурах общечеловеческих ценностей, объединяющих все этносы.

Однако, несмотря на многочисленные общие черты, роднящие русский и мордовский музыкальный фольклор,  искусство любого народа имеет свои специфические черты. Народное искусство является сосредоточением выражений национального характера, поэтому необходимо постоянно указывать детям на этническое своеобразие русской, мордовской, татарской музыки. Формированию чувства этностиля будет способствовать освоение песен, в которых наиболее ярко, полно отражены национальные стилевые черты мордовского музыкального искусства.

Развитию у детей интереса к культуре мордовского народа будет способствовать разучивание народных песен, подвижных игр, широкое  их использование на занятиях и в свободной деятельности. Знакомство детей с малыми фольклорными жанрами  и  декоративно-прикладным искусством направлено на решение задач речевого, познавательного развития  и формирования основ  эстетической культуры личности дошкольника. «Развивая ребенка в этнокультурной среде, − отмечает мордовский искусствовед и педагог Т.И. Одинокова, −  делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении» [2, 94].

Построение педагогического процесса по реализации национально-регионального образовательного компонента в дошкольном учреждении предполагает преимущественное использование аутентичных (подлинных) образцов. Такой подход потребует создания специальных условий, когда произведения искусства и народного творчества будут гармонично встроены  в современную образовательную среду, будут  дополнять ее, отражая неповторимый колорит  национальной культуры.

К 90-м гг. XX в. мордовская музыкальная фольклористика выдвинулась в самые передовые ряды многонациональной финно-угристики. В последние три десятилетия в мордовской музыкальной фольклористике оформилось новое научное направление – этноогранофония (составной частью которой явилась музыкальная археология), связанная с изучением инструментов и их археологических памятников.

На кафедре народной музыки Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва сформировалась научно-педагогическая школа в области финно-угорского (мордовского) музыкального искусства, возглавляемая доктором искусствоведения, профессором  Н.И. Бояркиным, активно занимающаяся актуальными проблемами полевых исследований мордовского музыкального фольклора, изучением его связей с духовными традициями родственных и соседних народов, внедрением результатов исследований в современную практику композиторского и исполнительского творчества, музыкального образования [1, 73].

В Республике Мордовия, в частности в некоторых музыкальных школах и школах искусств тщательно изучается народный фольклор, создаются детские фольклорные коллективы. Например, детский фольклорный коллектив «Говорушки», основанный в 1999 г. Т.В. Тюриной при ДМШ № 4 г. Саранска, ансамбль народной песни  «Колорит» (с. Атемар Лямбирского р-на) (2010 г.) под руководством А.П. Полшковой.

В последние годы исследователи музыкального фольклора отмечают очередную «новую фольклорную волну» в искусстве, а в частности в музыке. Увлечение фольклором не случайно и не дань моде, но естественное стремление добраться до своих корней, чтобы заглянуть в непознанное, надвигающееся. Это общие основы, идущие неведомыми историческими путями и передающиеся от народа к народу, от цивилизации к цивилизации. Развитый художественный вкус является путеводителем в области прекрасного. Народно-песенная классика может сыграть важную роль в воспитании музыкального вкуса.

Таким образом, многовековая отечественная культурная традиция выработала свои методы воспитания и обучения человека. В интеллектуальном «марафоне», предлагаемом современной школой, душевные качества, являющиеся отличительной особенностью русского характера, - любовь во взаимоотношениях с людьми, способность к сопереживанию и многое другое, - остаются за гранью воспитательного и образовательного процессов.

В результате длительного общения с искусством развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства – эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй личности, ее общественные и личные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал.

Способность чувствовать и понимать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для формирования собственных творческих способностей. Следовательно, мысли русских просветителей о воспитательной роли народного творчества остаются весьма актуальными и в наши дни. Лишь по-новому стоит проблема подготовки детей к жизни в условиях реальных возможностей благотворных перемен в педагогике, культуре, искусстве. В эпоху высвобождения духовных начал народа, его творческих, созидательных сил назрела необходимость возрождения и передачи сохранившихся до наших дней ценностей традиционных народных культур, в первую очередь, - детям.

Литература:

1. Бояркина Л.Б. Хоровая культура Мордовии : фольклор, традиции, современность / Л.Б. Бояркина. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2006. – 167 с.

2. Одинокова Т.И. Мордовская музыка в школе / Т.И. Одинокова. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1994. – 272 с.