Музыка и жизнь/1. Музыка: изучение и преподавание

 

Кинякина Л.В.

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Россия

Мордовская народная песня в трудах

зарубежных ученых XIX – начала XX вв.

 

Традиционное народное искусство Мордовии – богатейшая часть духовной культуры, отражающая особенности мировоззрения, эстетики, художественного мышления, мифологии, этнографии и психологии мордовского народа. Перед исследователями стоит сложная задача сохранения и продолжения фольклорных традиций в системе современной культуры.  

Значительное место народно-музыкального творчества в традиционной музыкальной культуре, являющегося не только самостоятельной ее частью, но и отражением многих важнейших ее сторон, определило высокий интерес к мордовскому фольклору исследователей на протяжении всего периода изучения данной культуры. Об этом свидетельствуют многочисленные нотографические издания и фундаментальные научные труды по различным вопросам народной музыкальной культуры.

Сфера научных интересов ученых не ограничивается отдельными областями знаний, а включает все многообразие социальной и духовной жизни, материальной культуры, истории и быта народы, среды обитания и т. д. Необходимо отметить, что изначально народная песня не являлась предметом специального изучения (этнографические и лингвистические задачи преобладали над музыковедческими).

Первоначальный научный интерес к музыкальному творчеству мордвы возник в 60-е гг. XVIII в. и связан с общими тенденциями изучения духовной и материальной культуры народов Российской империи, а шире – со стремлением представителей научной мысли Европы получить научные знания о многообразии и специфике этносов мира.

Первые нотации мелодий мордовских народных песен относятся к первой четверти ХΙХ столетия и принадлежат члену Петербургской Академии наук, лингвисту и полевому исследователю И.А. Шёгрену (1794–1855). Ученый зафиксировал на слух семь мелодий, исполненных, судя по особенностям фактуры, на вяшкоме (вид прямой флейты), либо на гарзе (вид скрипки). Он снабдил их подробными темповыми обозначениями (Moderato, Allegro, Accelerando), указаниями характера исполнения (Tartaкdo), каждой из них дал жанровое определение («Kaaleda») или название песни («Wai boiarawax»). Данные музыкальные записи сохранились в архиве Академии наук СССР.

С последней четверти XIX в. отдельные сведения о народной музыке содержат историко-этнографические и филологические исследования финских  (А. Алквиста, А. Гейкеля, О. Доннера, И. Крона, М. Кууси, У. Харва) и немецких ученых (Э. Леви, Р. Пелицера).

Последние десятилетия XIX – начала XX в. – время, когда закладывались новые научные направления – планомерная запись произведений устного народного творчества, разработка их жанровой систематики; осуществлялись научные публикации напевов мордовских народных песен.

Важную роль в собирании песенной поэзии, создании источниковедческой базы для изучения вопросов функционирования произведений мордовской музыки, сыграла деятельность выдающегося финского ученого X. Паасонена, одного из известных представителей Финно-угорского общества в г. Хельсинки (организованного в 1883 г.). Его прижизненные труды (Proben der mordwinischen Volkslitteratur. Helsinki, 1891, 1894) и посмертное 8-томное издание (Mordwinische Volksdishtung. Helsinki, 1938–81), осуществленное его учениками  (М. Кахла,  П. Равила,  К. Хейкила),  по  мнению  известного  этномузыколога  Н.И. Бояркина, «…составили глубокий срез духовной культуры мордвы конца ХIХ столетия» [1, 196].

Качественно новый этап в истории изучения мордовского музыкального фольклора ознаменовала деятельность финского этномузыколога А. О. Вяйсянена (1890–1869), осуществившего в 1914 г.  по поручению Финно-угорского общества первую полноценную дошедшую до нас фонографическую запись песен, плачей и инструментальных наигрышей мордвы Заволжья. Впоследствии они были опубликованы в монографическом сборнике «Mordwinische Melodien» («Мордовские мелодии») (г. Хельсинки, 1948).  В  нотациях  мордовских народных песен, выполненных ученым на «…высоком научном уровне, впервые  воспроизведена  хоровая  фактура  эрзянских  и  мокшанских  народных  песен  и  фактура  наигрышей на национальных  народных  инструментах» [2, 184].  

Заметным событием стали записи мордовских песен на фонографные валики в австрийском лагере русских военнопленных «Харт» (1916) этномузыколога Р. Лаха (1874–1958), одного из основоположников сравнительного музыкознания. Он впервые в этномузыкологии «…поставил задачу изучения исторического и этнического положения мордовской песни в ряду музыкальных форм финно-угорских народов и музыкальных культур мира в целом» [1, 159].

Следует отметить, что публикации А. Вяйсянена и Р. Лаха, не­смотря на критику их отдельных научных положений, надолго определили направления исследований зарубежными учеными проблем мордовской народной музыки как составной части финно-угорской музыкальной традиции.

Методологические  установки  зарубежных  ученых  конца  XIX   начала XX вв. были близки и отечественным исследователям: С.К. Буличу, М.Е. Евсевьеву, Д.К. Зеленину, В.Н. Майнову, А.В. Маркову, Н.Ф. Финдейзену,               А.А. Шахматову и многим другим выдающимся деятелям российской науки.

В наши дни интерес к изучению мордовского музыкального фольклора проявляют многие зарубежные ученые: Л. Викар, О. Имре, Л. Фельфёльди (Венгрия); А. Асплунд, И. Колехмайнен, Т. Лейсио, Я. Ниеми, И. Саастамойнен (Финляндия); А. Линтроп, Ж. Пяртлас, И. Рюйтел, В. Сарв (Эстония); В. Копке (Германия); Ф. Грюнд, Ш. Кацнадар (Франция); Ю. Тайнио (Швеция); Р. Таннер (Швейцария); X. Бооне (Бельгия); С. Станкович (Югославия); М. ван Геел (Голландия); Д. Рачюнайте-Вичиниене, Р. Слюжинская (Литва); Т. Варфоломеева (Беларусь); И. Жордания (Автралия) и др.

Литература:

1.     Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / Л.Б. Бояркина / под общ. ред. Н.И. Бояркина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. – 432 с.

2. Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство / Н.И. Бояркин / отв. ред. Е.В. Гиппиус. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. – 184 с.