Педагогические науки

                                                 Баранова О. В.

Развитие творческой активности учащихся на уроке английского языка

         Как непринужденно заставить ребенка трудиться на уроке, как разбудить его активность, желание работать совместно с учителем, следить за ходом урока?

Вот вопрос, который постоянно заставляет учителя искать новые неожиданные приемы подачи материала.

Считаю, самым важным и ответственным моментом является погружение учащихся в урок.  И я точно знаю, это обязательно должно быть неожиданно, непринужденно и естественно.

Какой аспект урока является ведущим? Считается, что ведущим аспектом урока является методический аспект. Не поспоришь. Но не следует забывать о другом компоненте урока, психологическом, который является не менее важной стороной урока.

Часто именно этот компонент оказывается ведущим, и эмоциональный тон урока определяет результат обучения.

Удивительно, но без учета психологического аспекта самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов.

Иногда случается так, что в первый момент урока учащиеся не хотят работать, особенно это заметно в старших классах. Причины могут быть разными: ослабла мотивация, неинтересен учитель, предыдущий урок был рецептивного характера, проявляют себя возрастные особенности старшего школьника и другие.

Приходится проявлять много выдумки и изобретательности, чтобы начало урока было интересным.

Одним из удачных приемов является юмористический текст, шутка.

Незря   психологи считают, что учитель иностранного языка непременно должен обладать чувством доброго юмора. Под чувством юмора понимают такую речевую и физиономическую способность учителя, которая вызывает у учащихся смех, улыбку, положительные эмоции и служит в конечном счете для улучшения психологического климата урока.

Но следует заметить, что лишь в старших классах, когда сформирована уже языковая сторона речи, юмор способствует активизации речемыслительной деятельности учащихся, побуждает их к творческой импровизации в заданной ситуации.

Вот примеры юмористических текстов, в которых можно опустить смысловые звенья и побудить учащихся к импровизированному развертыванию реплик диалога.

1.     How Mike Broke His Arm

Jack: How did you break your arm?

( предположительные ответы) 

Mike: Do you see those stairs over there?

Jack: Yes

Mike: Well, I didn’t.

2. A Ready Answer

Farmer: What are you doing up in that tree, boy?

( предположительные ответы) 

Boy:  One of your apples fell down, and I’m trying to put it back.

3. One day a young man told the girl he liked very much:” You know I’m kind, clever, … (продолжить список характеристик)

The girl admired him. She considered him the best.

She said:” You are so nice. But have you got any drawbacks?”

He answered:” Only one: … (предположительный ответ) I'm a lier.

Итак, с помощью юмористических текстов можно организовать на уроке управляемое, но самостоятельное и творческое общение в учебных ситуациях, приближенных к естественным.  Более того, они обладают большим мотивационным эффектом.

Для творческой деятельности вообще характерно наличие интеллекта у ребенка. Интеллект – это гибкость, критичность, оригинальность мышления. Какие еще задания смогут развить эту творческую активность детей?

Во-первых, надо помнить о принципе «от более легкого к более трудному» и проводить все задания поэтапно. Рассмотрим это на примере работы с текстом.

1 этап: задача – добиваться связанного воспроизведения полученной информации, ее систематизации и первичного анализа.

1)    Reproduce the story; Bring out all details of the story clearly

2)    Describe the conflict; Analyse the characters

3)    In which sentence is the following stated? ;

In what extract do we find the proof of it? ;

Give all supporting details

4)    Single out the sentences which convey the main and secondary ideas;

Find out the reasons;

Prove smth using the proper argument

 

2 этап: задача – учить видеть проблемы и противоречия, проявлять антиконформизм и оригинальность мышления.

1)    Where is the collision?;

Bring out contradictions

2)    If you were a critic, what would you say?

3)     Laugh at it;

Assume it’s an object of ridicule/ mercy

4)     You used to keep aloof. Express your point of view;

Try not to create any idols, think and do as you feel

5)     Criticise the main character

6)     Choose any statement which you disagree

 

3 этап: задача – развивать гибкость мышления и творческое воображение

Гибкость мышления проявляется в умении обходить препятствия и требует избирательности в выборе способов их преодоления

1)    Find a way out of the complicated situations

Т.е. как только ребенок среагировал на препятствие в ситуации, перед ним моделируют новое препятствие.

T: You have a date but you can’t be on time because you were detained after classes

P: I would beg the teacher to let me go.

T: The teacher is all against it.

P: I would give him my word of honour to catch up with the group.

T: You are not a reliable boy.

P: Then I would go right away.

T: But you have missed your bus already.

2)    Один стимул может порождать несколько ответов, каждый из которых верен.

a)     You were at concert and have missed the last bus. You have not enough money for a taxi. What to do?

b)    Suppose you are short of time and there is so much to tell. What would you do?

c)     A fitness programme is what everybody needs. How to plan one?

d)    On seeing me, a friend of mine said, “Better late than never” Why?

e)     You were invited to a birthday party but on your way there you lost the present. What to do?

Творческое воображение связано с легкостью ассоциирования – умения вызывать в сознании определенные составные части и создавать из них новые психологические образования.

1) Look at someone briefly. Close your eyes and try to imagine his personality. Describe him, please.

2) Look at someone. Close your eyes and imagine his personality and imagine him act. Describe his actions.

3) Look at someone. Close your eyes, imagine his personality and the environment that suits him best. Imagine that the person is merging with the environment and is becoming a flower, a piece of furniture the picture him/her, please.

(the table of a tale – teller; the copybook of a light – minded girl; scents of a greedy person; papers of an absent – minded teacher; verses of a kind woman)

Подобные проекты – рисунки учат производить «совмещение» предмета и человека.

 

Письменная речь также служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.

1.     Творческое задание – создание рекламы. Важной частью задания является разработка идеи, которая проводится в форме мозгового штурма (brainstorming). Определяют объем текста, шрифта, расположения фраз, \\\отбор легко узнаваемых и запоминаемых слов.

Необходимо придумать «приманку для покупателя».

Например, реклама «сухих завтраков».

                                   every box contains a

                                      LUCKY NUMBER

                                   yours could be worth

                                              $ 1,000

2.     Подготовить советы любителям домашних животных и птиц: « A Guide to Pets»

( на основе фактического материала)

3.     Разработать диету для балерины.

4.     Синквейн

5.     Рецензии на литературное произведение, выставку, художественный (документальный фильм и т.д.)

6.     Вы писатели. Вы написали эту книгу. Осталась последняя глава. Допишите ее.

 

Итак, существует прямая связь между творческой активностью учащихся и результативностью обучения. Развивая  творческую активность учащихся на уроке иностранного языка мы повышаем результативность обучения предмету, пробуждаем интерес и к уроку, и к иностранному языку.

А удержать интерес к предмету как можно дольше – одна из главных задач учителя.

                                   

                                                     Литература:

 

1)     Альтшуллер Г.С. Развитие творческого воображения - 1997. - № 1. - С. 3-24.

2)      Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 25-38.

3)      Галльская Н.Д. Современные методики обучения иностранным языкам - М.: Аркти-Глосса, 2004. - С. 165