УДК: 378.147                                                             Кольчикова Н.Л.

 к.п.н., доцент кафедры литературы ХГУ им. Н.Ф. Катанова, Абакан, pollik21@mail.ru 

 Диалог культур как средство формирования этнической и российской идентичности   на уроках литературы в национальной школе

 

 Kolchikova  N. L.

Candidate of pedagogical science, assistant  professor  of literature of N. F. Katanov Khakassia State University, Abakan

 

N. L. Kolchikova

 

 The Dialog of cultures as Means of formation of   ethnic and  Civil Identity   at  the  lessons of Literature  at National Schools

  

В статье  рассматривается проблема формирования этнической и российской идентичности на основе диалога культур в процессе литературного образования в национальной школе Республики Хакасия. Предложены пути и приемы поэтапного изучения родной и русской литератур на основе диалога культур.

Ключевые слова: Диалог, культура, подход, процесс, идентификация, формирование.

 

  Summary

The dialog of Russian and native cultures is one of the most effective approach in studying of the writing creation of the Russian and native literatures by the pupils of the national schools.  Full value entering in a perfect type of culture, taking part in dialog at the lessons of Literature can take place under condition of understanding of different types of cultures by the pupils, which determinates by national world outlook, geographical landscape, national peculiarities of consciousness and psychology. The dialog of Russian and native cultures perfects the perception and understanding books of Russian Literature and native Literature.

Key words: Dialog, Culture, Approach, National, process, identification, formation.

      

      Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров, этим обусловлена новая социальная ситуация развития учащихся, которая привела к трудностям в формировании гражданской позиции, формировании гражданской идентичности. Сложившаяся ситуация сделала очевидной актуальность перехода к новой стратегии воспитания – социальному конструированию гражданской идентичности [5,25],  в соответствии  с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, 2009). Несмотря на то, что в сфере образования накоплен опыт внесения в его содержание ценностной компоненты, образовательный процесс все еще остается системой передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира и еще далеко не в полной мере ориентирован на общее развитие личности и становление ее ценностного сознания. Российская идентичность - осознание принад­лежности к российскому государству и его гражданам, а также представ­ления членов данной национальной общности о своей истории, культуре, современном состоянии и будущих перспективах развития, о своем месте сре­ди других стран и характере взаимоотношений с ними.  

         В отечественной психологии сложился деятельностный подход к анализу социальной идентичности. Трансформации этнической иден­тичности как составной части национального самосознания в постсоветском пространстве изучаются Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедевой, Г.У. Солдатовой, В.Н. Павленко, Л.И. На­уменко, Н.Л. Ивановой. Проблемы этнических миграций и ак­культурации — в центре внимания Н.М. Лебедевой, В.В. Гри­ценко, межэтнической напряженности и этноцентризма — Г.У. Солдатовой, И.Б. Андрущак, СВ. Рыжовой.  Сейчас, когда начали изучаться народы, не имеющие сво­ей государственности,   этнические группы, а нация стала приобретать значение согражданства, стало все чаще ис­пользоваться понятие «этническое самосознание».  В последние годы в отечественной литературе широко используется термин «этническая идентичность», пришедший из работ западных психологов ethnic identity») [1, с.626-629].

Как считают А. Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др., в требования к результатам формирования гражданской идентичности у учащихся средней школы входят:  в рамках когнитивного компонента (знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных  ценностей, традиций, культуры; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия и т.д.). В рамках ценностного  и эмоционального компонентов требования включают: эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация; чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории; уважение и приятие других народов России, межэтническая толерантность и т.д. Деятельностный компонент определяет условия формирования основ гражданской идентичности личности: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, выполнение моральных норм, умение строить жизненные планы и т.д.

      Показателями сформированности гражданской идентичности у подростков выступают такие качества личности, как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности. Соответственно, необходимо обеспечить формирование у учащихся образа России в единстве ценностно-смыслового, исторического, патриотического контекстов; развитие толерантного сознания и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве. Воспитание толерантности как моральной ценности и социальной нормы складывающегося в России гражданского общества, понимание и уважение иного образа мыслей и образа жизни является необходимым условием жизни в поликультурном обществе, формирования гражданственности и патриотизма личности.   

      Основные этапы формирования этнической и российской идентичности в процессе литературного образования рассматриваются нами в соответствии с учетом общих закономерностей возрастного развития учащихся.    Психологи считают наиболее важным для формирования этнической и гражданской идентичности период от 10 до 14 лет. Наиболее благоприятный период – возраст младших подростков (10–11 лет) характеризуется мифологическим восприятием мира, особенной эмоциональностью, нерасчлененностью, эмпатийностью. К 12–14 годам уже формируется этническая идентичность, это возраст усиленной «социализации», активного формирования рефлексивного слоя сознания, рост интенции к осмыслению своих и чужих действий, выстраиваниен собственной лини поведения. Ранняя юность (15–17 лет) характеризуется устойчивыми и интенсивно протекающими процессами взросления: развивается самостоятельность, инициативность, складывается мировоззрение, формируются идеалы, гражданские и нравственные чувства, укрепляется самосознание и самооценка.

      Петербургский методист М.П. Воюшина считает, что мотивы саморазвития, формирования нравственных ориентиров начинают осознаваться детьми в начальной школе, но «результаты, видимо, можно получить лишь в среднем или старшем звене школы» [2,12].  Именно эти мотивы с учетом возрастных возможностей и потребностей учащихся способствуют формированию их гражданской идентичности. Признание приоритета субъектной активности читателя в процессе смыслообразования, являющегося механизмом становления мира человека, его ценностных ориентаций позволяет уточнить аксиологический аспект мотивации читательской деятельности. Мотивационные механизмы смыслообразования,  смыслообразующую функцию мотива выделили А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев [3, 9]. Осознанные смыслообразующие мотивы ведут к пониманию личностного смысла. Психологи, характеризуя систему мотивов учебной деятельности, особо выделяют личностные и социальные мотивы. Личностные мотивы характеризуют потребности и установки личности, взятые вне конкретного предметного контекста. К их числу в связи с проблемой аксиологизации литературного образования следует отнести мировоззренческие мотивы: открытия духовных, нравственных оснований бытия, гражданских ценностей, ориентации, самоопределения в жизненных ценностях, выстраивания их иерархии, духовного, нравственного самосовершенствования. Важным социальным мотивом, связанным с аксиологическим аспектом литературного образования, является мотив соотнесения вечных ценностей бытия, искусства и ценностей современного социума.

    Анализ данных, полученных при проведении анкетирования, иссле­дующего отношение к себе как члену этноса и члену более ши­рокой общности — к себе как гражданину России, свидетель­ствует о положительном отношении большинства подростков к себе как  хакасу (55,1 %) и к себе как россиянину (49,3 %). Но в то же время у определенной части (27,5 %) в оценке себя как  хакаса выявлено эмоционально-негативное отношение. У 17,4 % выявлено нейтральное отношение к себе как  хакасу, что на 12 % меньше, чем при оценке себя как россиянина. Та­ким образом, оценка себя как  хакаса остается небезразлич­ной для испытуемых.  Изучение самоотношения в структуре национального са­мосознания подростков мы продолжили исследованием  отношения подростков к своей национальной принад­лежности (параметр «отношение к своей национальной при­надлежности» — анкета «Этническая идентичность»). По данным анкетирования 50,7 % подростков позитивно оценивают национальную принадлежность («просто нравится быть  хакасом»; «потому что люблю  Хакасию» и т.д.).  При этом важно учитывать такие специфические осо­бенности этнической сферы человека как мифологизированность, интимность, неосознаваемость, сложность, противоре­чивость и т. д. (Е. П. Белинская, Т. Г.  Стефаненко, 2000; З. В. Сикевич, 1999; Г. У. Солдатова, 2000). 

     Для  создания   модели изучения родной и русской литератур на основе диалога культур в целях формирования этнической и российской идентичности нами был внесен ряд изменений   в содержание школьной программы по хакасской и русской литературе.  В  предлагаемой  модели   сочетаются жанрово-родовой, тематический и типологический принципы к распределению и организации изучаемого материала. К сквозным темам, проходящим через каждый класс, относятся следующие:  человек и природа – личность и общество. Динамика содержания от 5 к 11 классам такова: национальные ценности – общечеловеческие ценности – национальный характер – национальная картина мира – национальный менталитет – как ценностные основы формирования этнической и общероссийской идентичности.  Методические приемы работы со спецификой национальной картины мира в каждом классе должны быть направлены на раскрытие ценностно-смыслового ее содержания через присущие ей универсальные черты:  онтологические, гносеологические, аксиологические и методологические.

    По ведущему типу деятельности  в зависимости от возрастных особенностей перечень приемов будет усложняться от класса к классу - от методических к герменевтическим. C точки зрения универсальных учебных действий, приемы работы с художественным текстом активизируют самопознание и смыслообразование, ценностное самоопределение, построение собственного и художественного смысла, развитие творческого мышления, рефлексии.  На их основе   разработана система аналитических умений,   развивающихся у учащихся в процессе системной работы, и приемов работы на уроках родной и русской литератур. Так умение видеть, выделять, осмыслять, понимать и толковать – способствуют постепенному постижению национальной картины мира в художественном тексте. В 5-6 классах рекомендуем работать с национальными, культурными образами-символами c помощью таких приемов, как ассоциирование, актуализация читательского опыта, выделение ключевых слов, литературные параллели, культурологический и исторический комментарий.  В то же время в 5-6 классе у учащихся формируется умение выявлять этнокультурную специфику литературного произведения (быт, географические реалии, пейзаж), которые продолжают  формироваться в 7-8 классах, наряду с  понятиями и представлениями о литературном герое, о его национальном характере и позиции автора. Так, например, в 5 классе анализируя русские и хакасские волшебные сказки, опираемся на главный структурный признак построения сказочного пространства: «свое» и «иное» царство. В русской сказке это «дом» и «тридевятое царство» – а в хакасской «дом» и царство «Эрлих-хана», в русской сказке «дом» -  «изба», в хакасской – «юрта»; в русской сказке место действия – «чисто поле», «лес», в хакасской – «горы», «степь», «тайга». В 6  классе сопоставляем национальный характер через описание внешности, костюма на примере героического эпоса, черт этнического характера в русской и хакасской прозе.

     В 7-9 классах складываются представления о культурных взаимосвязях и национальных различиях авторов русской и хакасской литератур,    формируется умение давать через образ-символ культуроведческое объяснение идейно-смыслового содержания художественного произведения, так через призму национальных символических образов – ирбен, толган, менгир, курган, к которым не всегда можно подобрать  эквивалент в русской культуре, а так  же  героев-символов – Абахай-Пахта,  Ханза-пиг и т.д. (прием аналогии,   культурные параллели), вводим учащихся в историко-культурный контекст и приближаем к раскрытию важной темы Родины; в этом возрасте на уровне  национального сознания формируется этническая и общероссийская идентичность. Учащиеся на уровне учебных действий овладевают умениями сопоставлять жанры русского и хакасского фольклора – сказки, мифы, пословицы, загадки, героический эпос.

   9-й класс -  в это время осуществляется переход на новый, более высокий уровень понимания предмета, которое соответствует возникающему у юных читателей интересу к проблемам самоопределения человека, к его внутреннему миру и мировоззренческому кредо. Процесс самопознания и самоопределения читателя как личности впервые ставит перед ним вопрос о культурно-исторической ценности «нового» и «старого», индивидуально-творческого и традиционного, национального и мирового. Возникает своеобразная ситуация «смыслового» и «ценностного» путешествия в историческом времени, что способствует формированию исторического мировоззрения, выявлению типологически сходных явлений родной и русской литературы (древнетюркская поэзия и «Слово о полку Игореве»), проводятся культурные параллели, осуществляется исследовательская работа. На данном этапе используются приемы актуализации архетипического смысла образов-символов: образы  гор, степи, неба, солнца, луны, круга, огня, дороги.  Задача учителя заключается в том, чтобы показывать ценность смысла, заклю­ченного в символе.

   На  следующем этапе модели литературного образования (10-11 кл.) для учащихся характерно  стремление  подняться на авторский уровень миропонимания, понять и принять авторскую оценку героя, задача 10-11 классов –  изучение исторического развития национальной литературы. В 10-11 классах учащиеся осваивают такие теоретические понятия:  традиция и новаторство, национальное своеобразие литературы, специфика искусства.  

     Таким образом, диалог культур в системе литературного образования  в национальной школе предполагает  включение репрезентативных произведений, «представляющих концепты культуры, определяющие важнейшие характеристики национальной картины мира», способных порождать «поле культурных смыслов». А также обязательное  включение произведений, являющих образцы диалога культур, с привлечением соответствующего   материала о русско-хакасских связях и о некоторых типологически созвучных явлениях русской и хакасской культуры.  Предусматриваются синхронизация, «состыковка» ряда тем, взаимосближающих обе литературы на основе смысловой и художественной соотнесенности произведений родной и русской литературы;   выявление набора «устойчивых схем и образов», мифологем, универсалий, архетипов, концептов как оснований традиционности и новаций; продуманная организация литературного материала с учетом необходимости развития речи учащихся; использование разнообразных форм учебной деятельности (урок-путешествие, урок-диалог, интегрированный урок, урок-презентация, урок-проект,   элективные курсы, внеклассная и внешкольная работа).

                     Литература

1.     Агеев В.С., Толмасова А.К. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации // Психология самосознания: Хрестоматия. – Самара, 2000. С. 626-629.

2.     Воюшина М.П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников. СПб.: Просвещение,  2007. C.12

3.     Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. - 24 c.

4.     Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой деятельности /2-е испр. изд. М.: Просвещение, 2003. C. 9.

5.     Сергеева В.П. Формирование гражданской идентичности в системе образования. М.: Перспектива, 2011. – 32 c.

6.        Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова, 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.  – 160 c.

 

Literature:

1.      Ageev V. S. The Theory of the social identification and its empirical verification the Psyhology of selfconecasneys: antology. - Samara, 2000. – p.626-629.

2.      Voyushina M. P. The modernization of literature education and development of The younglest pupils: Spb. – Prosveschenie. 2007. P. 12.

3.      Danilyk A.Y., Kondakov A.M., Tishkov V. A. Condensation of spiriiual-moral development and Education of the person of Russian civilman M.: Prosveshenie , 2011. P. 24.

4.      Leontiev D.A. Psyhology of the meaning: Nature, contruction and dynamic of the meaning’s activity/ the 2-edition. M.: Prosveschenie. 2003. P. 9.

5.      Sergeeva V.P. The Formation of state identification   system. M. –Perspectiva. 2011. - 32 p.

6.      The Formation of universal education actions in the basic school: from action to  Thought: edition for teacher /   under red. Asmolov A.G. / 2  ed. M.: Prosveschenie, 2011  -  160 p.