ОБ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОЛУМБИЯ

Молдағалиева Ж.Т., кандидат филологических наук, доцент КазНУ имени Аль-Фараби (Казахстан),

Ныязбекова К.С., кандидат педагогических наук,  доцент КазНПУ имени Абая (Казахстан)

       Образование в странах Латинской Америки, и в частности, в Колумбии, развивалось               с XVII века по европейской модели. Первые учебные заведения были основаны иезуитами в 1605 г. в Боготе (колледж Сан-Бартоломе) и в 1611 г. в Тунхе. В 1767 году  иезуиты из Колумбии были изгнаны, а учебные заведения  переданы государству, массовое развитие получают ланкастерские школы. В 70-е годы XIX века на смену традиционной  католической школе  опирающейся на педагогическое наследие иезуитов и Ланкастера, пришла  педагогика Иоганна Песталлоци с «предметными уроками».  Впоследствие педагогическое наследие Песталлоци изучалось педагогами страны весьма тщательно, так, учебник «Основы педагогики» братьев Мартина Рестрепо и Луиса Рестрепо Мехио был полностью основан на его идеях.  В первой четверти  двадцатого века повышенное внимание стало уделяться школе нового типа – «активной школе» или «школе действия», заметно усилилось влияние североамериканских педагогических идей, которые, однако встретили сопротивление римской католической церкви. Папа Пий XI в  (в 1929 году) осудил всякую педагогическую теорию, которая  не признает власть учителя и позволяет  детям выбирать, чему учиться. Официальная педагогика Колумбии  объявила о приверженности  учению папы Пия XI. Тем не менее, влияние «активных методов» в педагогике продолжало расти, и на сегодняшний день они лидируют в  колумбийской педагогике. Главной проблемой школьного образования в Колумбии в девятнадцатом и первой половине двадцатого века оставались скудная материальная база и недостаточное финансирование. Помещения под школу, как правило, предоставлялись местными католическими приходами. Исключение из общей картины бедности составляли лишь весьма малое число частных школ и католических колледжей. Целью деятельности массовой католической колумбийской школы в начале  двадцатого века являлось воспитание правоверного католика. Государство  способствовало церкви в деле воспитания детей  и родителей в духе католицизма. Нормативная база образования в Колумбии в этот период представлена «Уставом начальных школ Республики Колумбия», известным как «план Серды», который действовал с 1893 г. по 1933 г. и законом Урибе (1903 г.). По этому закону  деятельность школ контролировалась  школьным инспекционным советом, состоящим из  приходского священника, мэра и одного из уважаемых местных жителей. На практике текущий надзор за школой осуществлял священник местного прихода. Священники проводили уроки Закона Божьего, оказывали школам материальную помощь, и в случае необходимости  ходатайствовали перед инспекторами министерства образования о замене учителей (по различным причинам морально-этического плана –  вредные привычки, пристрастие к игре, растрата, аморальное поведение). Интересы государства в школах представляли инспекторы, функции которых не ограничивались контролем, но включали и периодическое проведение собраний  учителей, на которых последние демонстрировали свои умения, давая показательные уроки, которые публично разбирались инспекторами. Участники таких собраний отвечали на вопросы специально разработанных анкет, и эти ответы впоследствии тщательно анализировались в вышестоящих инстанциях системы образования.  Инспекторы школ стали опорой  процесса централизации школьного образования в Колумбии. Значительное влияние на формирование государственной образовательной политики оказывала педагогическая общественность через общенациональные педагогические съезды (первый в 1916 году), публичные дебаты, педагогическую прессу, например,  «Педагогический журнал», который выходил 4 раза в год до 1927 г., и др. В традиционной колумбийской школе ученики делились на три возрастные ступени: 6-9 лет, 9-12 лет и 12-15 лет.   Обычный школьный день начинался с приветствия отца-учителя, переклички и  молитвы. В течение учебного дня чередовались  слушание объяснений учителя, работа с учебной книгой, устные ответы и отдых. После часа занятий дети должны были строем выходить из класса и в течение  пяти минут выполнять гимнастические упражнения. В школах преподавались  религия, родной язык, математика, история, география, пение, рисование, ручной труд, гимнастика. Основным дидактическим средством обучения письму в XIX веке служили грифельные доски. В начале ХХ века от них отказались и  перешли к письму в тетрадях. Физические наказания в колумбийской школе существовали до начала ХХ века. Путь к их отмене был весьма долгим. С начала девятнадцатого века с появлением ланкастерских школ в Колумбии в противовес  педагогическому тезису «наказание помогает установить должную дисциплину в школе»  был выдвинут альтернативный тезис «дисциплину можно поддерживать через вознаграждение». Ланкастерская школа  предложила соревнование как стимул к обучению. Система наказаний в ланкастерских школах была  оригинальна:  провинившегося сажали в корзину и на несколько минут на блоке поднимали к потолку на посмешище товарищам, или устанавливали на столах позорящие таблички «лентяй», «рассеянный», «грязнуля».  Законодательно физические наказания были запрещены в 1911 году, и с этого момента официальная педагогика делает  упор на дисциплину почета. Средствами поощрения  становятся хорошие оценки, премиальные очки, доска почета, похвальный крест, различные премии и подарки. В первой четверти XX века в колумбийской школе были введены  экзамены, как средство определения физического и умственного развития учеников. В этот период начинает формироваться национальная научная педагогическая школа, один из основоположников которой – Мартин Рестрепо  писал «Учить есть дело человеческое, связанное с любовью, а наука, к сожалению, любить не способна. Ребенка  можно измерить и взвесить, но сам он от этого ничего не получит, ничему не  научится».  Учителей для колумбийской школы готовили религиозные учебные заведения и педагогические колледжи, а с 30-х годов ХХ века – педагогические институты.  Учителя с религиозным  педагогическим образованием чаще оставались в профессии по сравнению с выпускниками колледжей, которые зачастую вскоре после окончания колледжа меняли учительскую профессию на более оплачиваемую. Высок был процент и «диких учителей» – не имеющих диплома о педагогическом образовании. Основными учебниками при подготовке педагогов в начале ХХ века служили переводные северо-американские учебники Болдуина и Джеймса Уикершема (1901г.), «Учебник прикладной образовательной психологии» французского протестанта Компейре, учебник «Основы педагогики» братьев Луиса и Мартина Рестрепо Мехиа (1885 г., выдержавший четыре издания, последнее –         в 1911 году). Сегодня система образования Колумбии развивается в русле мировых тенденций. 92% населения страны, в возрасте старше 15 лет, грамотны. Система общего образования имеет несколько уровней: дошкольное (1 год),  основное начальное (5 лет),  основное среднее (4 года) и среднее (2 года).

Литература:

1.                 Carlos Hernando Valencia C. Las Escuelas Normales y la formacion del magisterio. Primera mitad del Siglo XX. Rude, Colombia, universidad de caldas, 2006.    

2.                 Javier Saenz Obregon ,Oscar Saldarriaga, Armando Ospina  Mirar La infancia: pedagogia, moral y modernidad en Colombia, 1903 -1946, Bogota, 2008, C.210.