АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В РАБОТЕ КАЗАХСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

 

Ныязбекова К.С., к.п.н., доцент КазНПУ имени  Абая (Казахстан, г.Алматы),

Махалқызы Т.М., институт непрерывного образования( ЮКО, г.Шымкент)

                      

      Анализируя различные антропологические идеи в контексте казахской национальной мысли, мы пытались по работам казахских мыслителей (философов, поэтов, прозаиков) провести обобщение разрозненного материала и кратко охарактеризовать стройную систему положений, определяющих образ человека в контексте казахской национальной мысли. Поставленная цель конкретизируется в следующей исследовательской задаче – выявить образ человека в представлениях казахских мыслителей разных эпох как существе, стремящемся осуществить свое полное присутствие в мире. Объектом исследования послужили антропологические идеи образа человека в контексте казахской национальной мысли. Исключительная занятость темой о человеке и его судьбе, восприятии мира и мастерства самовыражения выступают одним из самых действенных и творческих истоков казахской традиции – особом мире со своими свободолюбивыми идеями, орнаментальным языком и колоритным рисунком. В этом поле причудливо переплетаются самые невероятные сюжеты, связанные с традициями, историей народа и ханов; назиданиями и нравоучительными повествованиями. Человек и общество, время и среда, свобода и равноправие, жестокость и зло, сопротивление злу и насилию, любовь к женщине, привязанность к другу, чистота разума и чувств – в казахской мысли присутствуют именно подобные размышления. В этой же тенденции сосредоточены духовный опыт и мировоззренческие позиции, содержащие истоки своеобразного для казахской духовной мысли понимания многомерного образа человека. В объяснении феномена человека казахской традицией можно найти ряд чрезвычайно тонких толкований, равно как и объяснение этих явлений, отражающих особое внимание к человеку, его духовному миру, стремлениям, деяниям и последующему воздаянию за них. У казахских авторов свое художественное видение человека и особые способы его изображения.      На мой взгляд, выделенные особенности национального мировоззрения, проявляясь сложным образом сквозь национальное мироощущение и миропонимание, есть основной фон казахского решения вопросов образа человека. Исходя из сказанного, обращение к опыту казахской традиции в постановке и решении проблемы человека, ее неисчерпаемый духовный опыт, вечное решение вопроса: как жить? – оказывается плодотворным, поскольку казахское мировоззрение содержит в себе тысячелетний опыт глубочайшего постижения самоценности индивида. Идеи и образы, от которых веет глубокой архаикой, прорастают сквозь все позднейшие напластования и, подчас, остаются константами мировоззрения, где человек конституируется главным участником исторической жизни. Уже в эпическое время оформилось четкое понимание самоценности человека. Глубоким смыслом наполнены слова, характеризующие его: «человек – центр необъятного мира, не крохотная точка, затерявшаяся в нем, а его часть, такая же необъятная и могущественная, как вечное небо, безбрежные степи, просторы, которые не охватишь разом». О чем бы ни шла речь – о сознании, нравственности, преобразовании общества, патриотизме, – казахские мыслители, прежде всего, пытались раскрыть феномен человека. Они были уверены, что без раскрытия граней человеческого существования, без постижения сущности индивида и личностного становления невозможно продвинуться к обсуждению других вопросов бытия. Первыми учеными, обладавшими особым даром видения, – были поэты, понимающие человека как венец творения, как носителя собственной активности, ищущего идеал в личном развитии, выходящий за рамки повседневного опыта и норм. Понимание значения собственной уникальности, ощущение индивидуальной неповторимости, внутренней свободы, ценности личных переживаний – эти важные характеристики человека присущи самосознанию величайшего казахского мыслителя ХIХ века, просветителя, национального символа казахов Абая. Из контекста его высказываний становится понятно, что он рассматривает человека как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но и умеющий ей противостоять. Размышления гуманиста о нравственной личности, идеи свободомыслия и творческой активности, глубокие раздумья о смысле жизни, вливаясь в его гуманистическое мировоззрение, нашли свои системные отражения во всем его творчестве. Мыслитель размышляет о достоинстве человека, о вере и неверии, о воспитании молодежи, о необходимости культуры и просвещения. Но все эти разнообразные мотивы сплетаются, в сущности, в единый проблемный узел – утверждение красоты человеческого духа, неисчерпаемых возможностей личности. С гуманистических позиций Абай ставит качественно новый вопрос – каким должен быть облик человека-борца, человека, способного изменить общество и, самое главное, себя. В этом комплексе вопросов и попытках найти на них ответы заключается, по мнению Абая, право называться Человеком. Принципиальные взгляды Абая сводятся к глубокомысленному тезису, нашедшему логическое оформление в стихотворении «Если думаете стать человеком» («Адам болам десеңіз»): К порывам юные сердца зову Я человечность ставлю во главу. Кто корыстолюбив и бессердечен, Тот мелкий человек по существу. Призывая любить человека, любить красоту, поэт рассматривает эстетическое в человеке в неразрывной связи с этическим. Человек, по мысли Абая, достигнет счастья при условии всестороннего и целостного развития своей личности, сочетающей в себе остроту и глубину разума, благородство сердца и непреклонную волю. Выпадение одного из звеньев делает человека неполноценным. В качестве примера, подтверждающего сказанное, приведу слова Абая, которые он излагает в семнадцатом слове-притче о споре Силы, Разума и Сердца, где судьей выступает Наука, призывающая их к единению: «Если это произойдет, и вы сойдетесь в одном человеке, то он станет праведником. В этом – в гармонии и чистоте человеческой жизни – и заключается смысл существования великого мира». Путь к формированию гуманистического самосознания не миновал творческого наследия другого казахского гения ХIХ века – Шакарима, подарившего нам такую гамму переживаний, что его лирика живет и заполняет духовный мир по сей день. Будучи глубоко верующим человеком, Шакарим выступал как мыслитель экзистенциально-религиозного плана в вопросах понимания человека, пытаясь через призму индивидуальной человеческой жизни решить «последние вопросы» бытия. В центре поэзии Шакарима находится человек, который, прежде всего, тем и ценен, что является носителем таких нравственных понятий, как честь, достоинство, воля, разум. Описывая неисследованные загадки и глубины человеческой души, пограничные ситуации, в которые попадает человек, казахский мыслитель погружается в глубокие размышления на тему духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Проникаясь духом изображаемой эпохи, поэт стремится к тому, чтобы история и герои полно и явно высказывали себя. Он не навязывает персонажам своего взгляда, но наделяет их способностью думать, чувствовать, поступать и говорить так, как это свойственно образу их жизни. По твердому убеждению Шакарима, нравственные нормы и правила поведения не должны быть чем-то внешним, напротив, они должны стать глубоко личностными качествами растущего человека и только в этом случае смогут выполнить своѐ назначение. Именно из совестной глубины рождается человеческое достоинство, проявляющееся внешне как честь, которая и определяет нравственные границы поведения. Достоинство утверждается в душе тогда, когда она отрешается от обольщения вещами иллюзорными, осознает самоценность собственного «Я». Значит, согласно Шакариму, главная цель нравственного воспитания и самовоспитания, – необходимость формирования внутренней потребности к активному утверждению в себе высокой морали, духовности, религиозности. Именно об этом рассуждает Шакарим в своих миниатюрах «Сад подснежников», в которых ясно выражена индивидуальная авторская позиция по основным морально-этическим, нравственным проблемам, с которыми сталкивается человек в своей жизни. В стихах Шакарима, переложенных на музыку, нашли отражение принципиальные мировоззренческие вопросы, напоминающие те, которыми задавался в свое время И. Кант: «Откуда я? Что я должен делать? На что надеяться?». Об этом Шакарим говорит в стихотворении «Явился в мир ты голышом...»: Явился в мир ты голышом, Уходишь – в рубище одет. За счастьем ты спешишь бегом. Как знать: догонишь или нет? Размышляя над тем, что такое человек, Шакарим на основе религиозных норм человеческого видения и восприятия мира раскрывает значение нравственных понятий, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни: совесть, достоинство, милосердие, добродетель. Одно из стихотворений поэта-философа, в котором автор рассуждает о месте и назначении человека, индивидуальной конкретизации душевного переживания, так и называется «Что такое человек». Другое стихотворение Шакарима – «Утренний ветер, дарящий душу, как Иисус…» – дает основание говорить о глубоком усвоении автора миропонимания, в котором ярко обозначены такие важные понятия, как личностная уникальность, значимость собственной жизни, ценность выбора собственного бытия.               В образный ряд равноправно включены слова «разум», «мужество», «язык», «душа» – те духовные сущности, к которым обращается лирический герой с просьбой поддержать его в очередной попытке нравственного суда над «больным, спящим» народом, над теми людьми, которые, будучи наделенными даром свыше, под гнетом обстоятельств изменили своей миссии. В ХХ столетии казахское общество претерпевает большие изменения. Новые сдвиги, произошедшие в социально-политических отношениях, привели к крупным изменениям в общественном сознании и культуре. Казахская мысль в этот период пополняется новыми литературными произведениями глубокого, многогранного содержания, помогающие разобраться в запутанных лабиринтах жизни. Одно из таких крупных перемен было обращение к проблемам значимости индивидуальных потребностей, устремление к нововведениям, раздумьям о свободе, самосознанию. Этого требовал ХХ век с его ускоренным развитием, крахом старого и усложнением внутреннего мира человека в его многообразных связях с действительностью. Именно на пересечении этих связей вырисовывается феномен человека, выступавший, по существу, неким стержнем, вокруг которого разворачиваются многочисленные сюжеты. При этом и индивид, и внешний мир рассматриваются не как разрозненные социокультурные факторы, но как ценности, в зависимости от приоритетности которых, вырабатываются различные культурные модели взаимодействия человека и общества. И в первую очередь, для исследователей решение данной проблемы лежит в духовно-нравственной сфере, где человек предстает не только как существо общественное, но и индивидуальное, где неповторимость духовного развития каждого индивида есть залог успешности социума.               В казахской мысли издавна присутствовала тема личной свободы девушек, их права на счастье, борьбы за него, побега с любимым джигитом от патриархально-родовых цепей, брака, навязанного законами деспотического общества. Во многих произведениях рассматриваемого периода этот извечный мотив нашел художественное воплощение в таких работах, как «Бақытсыз Жамал» («Несчастная Жамал») М. Дулатова, «Қыз көрелік» («Смотрины»)                  Ж. Аймауытова, «Қалың мал» («Калым») С. Кобеева, «Қамар сұлу» («Красавица Камар») С. Торайгырова, где осуществлен новый ракурс решения, когда выявляются причины реакционной сущности старых обычаев, препятствующих счастью молодых людей. Отважные действия и поступки молодых, вышедших на борьбу против, казалось бы, несокрушимых обычаев и нравов раскачивают, пробуждают от спячки сознание человека, поднимают его, привлекая внимание сильными поступками. Тем самым, через тему стремления к равноправию, через показ борьбы женщины за свою любовь поднимались проблемы личности и свободной любви, человеческого сознания и достоинства, защиты человеческих прав и свобод. «Заблудившаяся жизнь» – социально-философская поэма Султанмахмута Торайгырова, потрясающая по силе своего психологического воздействия. Герой, от имени которого ведется повествование, объят нелегкой думой о смысле жизни. Мир сложен и труден, не просто юноше, «вступающему в жизнь», найти свое место. В этом водовороте не потеряться бы, не утратить высокую цель, не изменить своим идеалам: Но вечная наступит мерзлота, Погаснет солнце. Да луна и та Исчезнет из небосвода. Что же будет?.. Смысловой стержень поэмы – страстное желание найти свое место в круговороте истории: кто он, человек, – веточка на волне жизни или деятельная сила, способная влиять на ход общественного развития? Міржақып Дулатов, являясь автором призыва-лозунга «Проснись, казах!» («Оян, қазақ!»), поставил проблему внутренней свободы человеческой личности, совершив тем самым поворот литературной традиции к частной жизни, к показу конкретного случая из драматической жизни казахского человека. Описывая психологические процессы внутреннего мира Жамал – героини романа «Бақытсыз Жамал» – Мыржакып преследует цель изобразить девушку в атмосфере ее мыслей, суждений и чувств, довести до сознания читателя всю гамму переживаний героини, воспроизвести тонкости сложно развивающегося индивидуального психологического процесса. То, что выпало на долю Акблек – героине романа «Қартқожа» Жусипбека Аймауытова – не каждый сумеет выдержать. В изображении ее жизненного пути, всех невзгод, перенесенных ею, отражаются глубины душевного женского мира: становление ее характера, изменения внутреннего состояния, раскрываются мотивы и силы, двигающие ее поступками. Психологический анализ, проводимый Жусипбеком, на примере своей героини показывает процессы, когда усвоенные с детства особенности характера, поведения, привычки, повадки вдруг приходят в противоречивое соприкосновение с чуждыми нравами, поступками, не соответствующими устоявшемуся пониманию. Познавшая горечь различных несчастий, испытав мучительное состояние изгоя в родном ауле, Акблек, получив желаемую свободу, становится совершенно другим человеком, она становится личностью.

      Сюжетные перипетии казахской современной мысли раскрывают образ человека в разных аспектах и направлениях: переосмысливается природа и сущность человека, актуализируются гендерные исследования, анализируются философско-культурные основания антропологических учений, значение религиозных традиций, формирующих образ человека. Современная казахская национальная мысль, закрепляя достигнутое, отличается острой злободневностью своей тематики и проблематики, усилением внутренней взаимозависимости индивидуализма и социальности, пристальным вниманием к характеру, внутреннему миру человека для более глубокого уяснения истоков нынешних общественных перемен. Ее духовно-нравственные итоги особенно ощутимы в романах, повестях, рассказах таких видных мыслителей, как А. Нурпеисов («Последний долг»), З. Кабдулов («Мой Ауэзов»), Ш. Муртаза («Луна и Айша»), М. Магауин («Я», «Рыжий казах»), С. Жунусов («Аманай и Заманай»), Х. Адибаев («Гибель Отрара»), К. Искаков («Легенда о земле Беловодья»), С. Елубай («Поклонение»), А. Тарази («Наказание») и многих других. Высокий нравственный постулат Абая «Адам бол! – Будь Человеком!» стал путеводной звездой для Абдижамила Нурпеисова – крупнейшего казахского прозаика современности. Именно эта определяющая особенность стала красной нитью для его трилогии «Кровь и пот» и романа «Последний долг». Автор, сливаясь то с одним, то с другим героем своих произведений, стремится к созданию постоянно напряженной ситуации внутреннего диалога, разговора со своим «Я» – голосом совести, чести и долга. Все они, нурпеисовские герои, связаны одной человеческой судьбой, от которой не уйти ни при какой власти, ни при каком житейском или социально-политическом положении. Каждый обязан дать отчет, рассчитаться со своей судьбой за прожитое и сделанное, не уповая на счастье, правоту или благоденствие. Потому что как ни старается человек обойти, повернуть или переиграть судьбу в свою сторону, – все равно всегда убеждается в том, что жизнь – жестокая штука и никому не победить «безжалостного всепоглощающего бега времени». Подводя итог сказанному, можно констатировать, что исключительная занятость темой о человеке и его судьбе, восприятии мира и мастерства самовыражения выступают в качестве духовного опыта и мировоззренческих позиций, содержащих истоки своеобразного для казахской духовной мысли понимания многомерного образа человека. Приведенные примеры свидетельствуют о значительных достижениях казахских мыслителей, углубившихся во внутренний мир человека, овладевших искусством описания его индивидуального мира, основанном на гуманизме, человеколюбии, ценности свободы и убеждении в неисчерпаемых богатствах физических и нравственных сил личности. Наиболее концентрированно они выражены в поиске мировоззренческо-познавательной позиции людей, в определении места и функций человека в мире и критериев познания себя и природы в исторической взаимосвязи. Значимость темы человека определяется тем, что в ней в один узел сведены как проблемы теоретико-познавательного, социально-политического, философско-культурного, так и философско-антропологического характера. О чем бы ни писал Абай, он неизменно проявлял себя как поэт-мыслитель, философ, как гуманист-просветитель, как человек, любящий и верящий в свой народ; Шакарим изобразил человека, не понимающего самого себя, его Я – самая большая тайна для него; М. Дулатов как мог, принизил человека, показав, что это отнюдь не герой; высокая мечта Торайгырова об обществе будущего; человек А. Нурпеисова – существо, находящееся в постоянном плену собственных иллюзий – все это поражает и восхищает не только читателей Казахстана, но и всего мира. Работа, проделанная ими, заставляет глубже вглядеться в существо проблем современного мира, раскрыть новые горизонты перед философией. Логика и суть представлений этой философии постигаются не умственным анализом формулировок и разъяснений, а их практическим освоением, реальным живым действием. Многомерный образ человека в казахской национальной мысли нацелен на создание новой онтологии человеческого бытия, в которой человек – самоосуществляющееся Я.

 

Литература:

 1. Абай. Стихотворения и поэмы. – Алматы, 1961. – 375 с.

 3. Абай. Слова назидания. – Алматы: Өнер, 2006. – 136 с.

 4. Шакарим Кудайбердиев. Антология казахской поэзии. – Алматы, 2007. – С. 195-198.

 5. Султанмахмут Торайгыров. Избранное. – Алма-Ата: Художественная литература, 1958. – 168 с.