Серикбай Оспанов,

кандидат филологических наук,

профессор Костанайского государственного педагогического института

г.Костанай

 

Поэты-публицисты

 

Хотя мы говорим, что поэзия прекрасна и крылата, она еще является памятником лирического и героического эпоса акынов, жырау. На реках Енисей и Орхон были найдены надписи на камнях, сделанные еще в восьмом веке. Они доставляют народу  не только эстетическое удовольствие, но и служат доказательством исторического развития родного языка, доносят до нас и донесут до грядущих поколений языковые ценности того времени. В те времена, когда не было газет и журналов, поэзия играла роль публицистики, в литературном наследии публицистические знаки встречаются довольно часто. Родоначальником нашей письменной словесности является И. Алтынсарин, в стихотворениях Абая также заметны отголоски публицистики. М. Ауэзов о гранях мастерства Ибрая говорит так: “Заслуга его в том, что он поведал грамотной русской общественности о многочисленных чаяниях и бедах казахского народа, о его социальном и политическом положении в своих публицистических очерках и статьях” [1].  Если внимательно рассмотреть поэзию Абая, статьи, очерки и этнографические миниатюры Ибрая, убеждаешься, что поэзия и публицистика являются однородными жанрами, как два крыла на теле парящей птицы. “Поэзия не может обособленно существовать вне времени и пространства, она витает в космосе времени по своим орбитам” [2]. Литература и публицистика изначально родственные жанры, одна из них художественная правда, вторая – сама правда жизни и каждый поэт, прозаик и публицист являются художниками своего времени.  Как говорится, каждый истинный художник всегда поэт [3, 11]. В свое время я убедился в этом, участвуя в выпуске произведений поэтов-публицистов. Отличительной особенностью казахских поэтов-публицистов является то, что в своих произведениях они освещают задачи государственности, пекутся о благосостоянии народы, пробуждают самосознание масс, участвуют в создании идеологии государства. “Свой ритм поэзии существует и в художественной поэзии, только не нужно это дословно понимать так, как будто проза может вдруг обратиться в поэзию. Даже без перехода в настоящем произведении чувствуется свой ритм. Авторы достигают этого разными приемами – иногда специально пишут прозу, используя приемы поэзии – рифмуя окончания предложений. Иногда приближают словосочетания прозы, размер предложений к размеру поэзии” [4, 171]. Такая трансформация, ритм в произведениях поэтов-публицистов встречается довольно часто. У поэта в крови страсть к рифме, размеру, к метафорам, создавая публицистическое произведение, он использует приемы поэзии (ритм, рифму, инверсию, метафору, экспрессию, различные фразеологические обороты и т.д.). это характерно для казахского языка, поскольку он сам является поэтическим языком. Это вторая особенность. Третьей особенностью является то, что язык поэзии изящен, художественный, касается, как бальзам, чувственных человеческих душ, публицистика таких авторов как художественное произведение высшей пробы. “Если нет кипучего таланта, то из ремесла ничего не получится» [5, 14]. «Прокричал строптивый конь – степь ответила многократным эхом, встрепенулась, ожила. Поскакал строптивый – разнесся стук копыт… Во весь голос, переполненный восхищением, я запел. Моей песне трепетно вторили лебеди вместе с большими озерами, быстрые синие реки с прибрежными камышами и тальником …” Если С. Сейфуллин талантливо превратил прозу в поэзию, то Ж. Молдагалиев: “Я слушаю кюй. (По ночам встречаемся страстно, пусть будет наш рассвет прекрасным ), -и, как говорят держащие друг друга в объятиях влюбленные, я на казахской талантливой и благословленной земле влюблен в музыку и кюи”. И далее разъясняет каждое слово:Я днем и ночью готов слушать музыку. Если случается, что волшебница музыка раскрывает занавес и вдруг на пятачке сцены появляется гордая фигура нашего предка Курмангазы – для меня праздник, я как будто заново рождаюсь”. Каирбеков продолжает эту традицию: - Ал, ақындық қызметте, өнерде былай «ийща» деспей іні болса құрметпен, аға болса ақ тілекпен жалғасып, намысқа бірге шабысып, қиын жерде табысып, тізелесіп кеткенде абыройды бірге алысып арамызға жаққат отқа күймей, аман қалысып, қырық жеті жыл бірге өмір сүріп келе жатқан қосарлықты, егіздікті – Сырекең екеуміздің еншілес, құдай берген сыбағамыз, бақытымыз демейге болмайды. У Т. Молдагалиева в статье “Потомки сложат о нас легенды”мы читаем: “Баукен был легендарный человек. Прославился он своими делами, великолепным владением слова, мудростью мысли. Думать про Бауржана агая – значит думать о счастье, о героизме. Думать про него - значит думать о гражданской позиции, о мужестве. Он был для казахских акынов темой их песен, для всех счастливых и красивых  стал их грустью, не было в нашей стране человека не любившего его. Не было в стране человека ненавидевшего Бауржана агая, ни один человек не мог сказать про него дурное слово. Звание Героя дали ему все казахи! Звание Героя дали ему все мы, сироты, отцы которых не вернулись с войны”. Как песенно звучит текст! “Когда читаешь Аймаутова Ж., Жумабаева М., Байтурсынова А., то как будто обретаешь крылья и самому хочется писать стихи» [6, 40]. Четвертой особенностью является то, что поэт проявляет чистоту и возвышенность своей души, уважает читателя, обращает внимание на позабытые явления и показывает свой взгляд на произошедшее. «К достоинствам поэта относится его особое мышление, чистота чувств, возвышенность, он должен быть кладезью тайн” [5, 23]. С. Мауленов обратил внимание на маленький дефис между датами рождения и смерти на надгробной плите на кладбище, и от него родились его философские размышления о целой человеческой жизни. Пятой особенностью поэтов-публицистов является то, что публицистику пишут в стихотворном жанре. Или начинают прозой, затем пишут стихами, затем заканчивают опять прозой [7, 313]. Это шестая особенность – в своих публицистических работах поэты постоянно заботятся о народе, о его жизни благополучии, выступают защитниками его интересов.

Когда в окрестностях Шу  в 1456 году  возникла Казахская Орда, Асан Кайгы, выступая защитником нового государства, сказал хану Жанибеку: - Ай, Жанібек, ойласаң, қилы-қилы заман болмай ма, Суда жүрген ақ шортан Қарагай басып шалмай ма, Мұны неге білмейсің?! Хош-аман бол, Жәнібек, енді мені көрмейсің!- А Жиембет жырау (17 век) высказал Есим хану қылғаның жоқ ұнаған. Қайратым қанша қайтса да, Защищая интересы народа, в том же веке Маргаскан прямо в лицо Турсын хану: Каждое слово – Народ безвинно плачет много, Земным считаешь себя богом!- Маргаскана стало позднее примером для Махамбета, в его произведениях мы слышим отголоски учителя.

     Абай и Ибрай выходцы из знатных, богатых семей, никогда не знали ни холода, ни голода, но у обоих хватило мужества порвать со своей средой ради защиты интересов простого народа. В прошлом Ахмет, Миржакип, Магжан, Шакарим, Жусупбек, защищая интересы простого народа, сделали перо своим оружием. Жакан Сыздыков, Нурха Ахметбеков  писали стихи о голоде, наши современники Абиш Кекильбаев, кадыр Мырзалиев, Фариза Унгарсынова, Мухтар Шаханов, Темирхан Медетбек, Улыгбек Есдаулетов, Аманхан Алимов о родной речи, быте. Это самое высокое морально-эстетическое качество поэта, поэтому  их считают честью и совестью казахского народы, считают их защитниками.

  Вот что об этом пишет поэт Исраил Сапарбаев:

- Поэт, прежде всего поборник чести и совести. Оценивая его творчество и, найдя в трудах человеческое и гражданское звучание, получает признание и уважение народа.-

Темирхан Медетбек:

- Слова настоящего поэта становятся крылатыми в народе.-

Поэт Гусман Жандыбаев:

- Труд поэтов тяжеловат, невезучий народ. Принимая близко к сердцу тяготы и лишения всего народа, они кричат всему миру о бедах... если оценивать их в этой плоскости, они даже не мудрецы, не отцы и дети народа, а похожи, скорее, на мать, грудью стоящую за своих детей...-

Когда Колбин окропил кровью молодых Алмату, Жубан Молдагалиев создал поэму “Я КАЗАХ”. Только одно слово в свою защиту, благодарный народ присвоил ему звание “Халык батыры”. Мы называем мужественным и отважным Мухтара Шаханова не только за высокие дела и слова, но и за поэтический дар, за то, что тему добра и зла осветил в своем творчестве. Седьмой особенностью является то, что в публицистике окончания иногда бывают поэтическими.

М. Дулатов:

- Мы с радостью приветствуем постановление Казахстанского правительства. Пусть это постановление не останется на бумаге, сломает старые традиции и воцарит истинное равноправие женщин! Долой поденщину! Пусть расцветает равноправие женщин!

У. Есдаулетов:

- В один делнь не разорвать 75-летние колониальные путы. В поступательном движении мы достигаем уровня других незавсимых стран. Следующая наша задача – сохранить независимость нашего родного языка. Какой прок от свободы, если родной язык будет как стреноженная лошадь?-

Восьмой особенностью являются высокие чувства и лиризм.

Девятой особенностью является то, что, как говорят рыбак рыбака видит издалека, и часто поэт пишет о творчестве другого поэта или собрата по перу, они выходят как рецензии. Кто лучше может сделать это? Поэтому они  часто обращаются к жанру публицистики. Десятой особенностью является то, что часто обращаясь к жанру юмора, сатиры, пародии, эпиграммы, шаржа, памфлета, проза – они подтягивают до своего уровня других публицистов. Доказательства можно найти в трудах Абая, Ибрая, С. Торайгырова, И. Жансугурова, Б. Майлина, С. Донентаева, С. Ерубаева, А. Токмагамбетова, К. Жармагамбетова, С. Мауленова и др. Одиннадцатой особенностью является то, что в публицистических произведениях часто можно найти глубокие мысли, лирические пейзажные зарисовки, да и в сюжетах можно найти поэзию и художественность.

Двенадцатой особенностью является то, что многие поэты написали публицистические стихи, являются авторами стихотворных очерков. Тринадцатой особенностью является то, что в произведениях ощущается гармония звуков (аллитерация, ассонанс), слышится рифма. Четырнадцатая особенность. “Наблюдать. Зорко контролировать. Искусство проницательно видеть – изящество слога на одной высоте с наблюдательностью если не видит – откуда могут возникнуть чувства? Это тоже талант – высоким слогом описать красоту природы, основательно и содержательно” [5, 13].

Наблюдательность, умение раскрывать у окружающей природы ее тайны – услышать мелодию нежного ветерка, колеблющегося  листочка, обратить внимание на пульс родника, умение понять души окружающих людей, понять эпоху, в которой ты  сам живешь и в унисон с ней подать свой голос.

Болея за свой народ и почувствовав силу печатного слова, его пропагандисткое могущество. Ибрай мечтал выпустить газету на казахском языке, но не получил разрешения царского правительства. Ушел из жизни, так и не осуществив свою мечту, Ахмет Байтурсынов и Мухамеджан Сералин осуществили его замысел. Байтурсынов стал выпускать газету “Казах”, а Сералин журнал “Айкап”. Когда в 1913 году закрыли газету, Е. Маманов, М. Кошимов и К. Тогисов высказались за то, что надо выпустить новую газету или расширить “Айкап” и сделать его еженедельником.

Оценить этот факт мы можем однозначно – это прозорливость, умение шагать в ногу со временем. Все выше описанные качества ведут к степени учености.  “Поэзия – взрыв. Наука – система. Поэзия – восхищение. Наука – выяснение, решение”. Ибрай, Абай, Шакарим, Ахмет, Миржакип, Магжан, Сабит – ученые, академик К. Жумалиев, доктора филологических наук А. Тажибаев, Т. Абдрахманова, У. Кумисбаев, Т. Рахимжанов, Т. Журтбаев, Б. Жакып, А. Егеубаев, С. Даутов; кандидаты филологических наук Б. Искаков, Б. Аманшин, Т. Сыдиыков, К. Салгарин, Ш. Сариев, Т. Туякбаев, А. Каирбеков посвятили свое перо статьям о науке.

“Все поэты разных стран и разных народов приходили к разной степени учености, каждый шел своим путем, но они не стремились к одному лишь накоплению знаний, а порою беззаветно трудились, разрешали те проблемы, которые не могли разрешить учепные, в частности в областях истории и языка. Их достижения громадные”. ()

Пятнадцатая особенность – предвидеть будущее. Академик Гарифолла Есим в статье “Мұтылған” философиясы (ұмытылған – Ғ.Е.) пишет, что “Шакарим предвидел – в какие-то временные отрезки будет забытым, невостребованным. Он также знал – в связи с какими обстоятельствами его имя будут вспоминать”. [8]. К. Мырза Али: Дар предвидения среди поэтов имеет глубокие исторические корни”. [7, 12]. Мы знаем много примеров дара предвидения среди поэтов всего мира. Рано ушедший из жизни поэт А. Жумагалиев писал:

- Кто знал: придет моя пора,

Померкнет жизни яркий свет.

Закончат игры вечера,

Забудут все – меня же нет.-

Ф. Сатыбалдыулы:

-Родится истина, гиганты вновь восстанут,

Все вспомнят – Миржакип был, был Ахмет,

Великих только больше в жизни нет.-

Он же:

-Ахмет и Миржакип пали безвинно,

Расставит жизнь все на свои места,

Вновь имена засветятся былинно,

Слова их засверкают как кристалл.-

Он же:

-Придет пора, вы верьте в это люди,

И Миржакип оплакан вами будет.-

 

Когда в 1938 году Ф. Сатыбалдыулы услышал о гибели Ахмета Байтурсынова, он написал:

-Мой самый верный, незабвенный друг,

Замкнулся твой по этой жизни круг.

Ни ссор меж нами не было, обид

И черная вдруг весть – что ты убит.

 

Делили мы с тобою пищу, кров,

В костер поэзии ты кинул связки слов,

А на простом огне, так люди говорят-

“Рукописи поэтов не горят”-

      В 1929 году поэт Нуртуган (1889 – 1930 гг.) написал:

-Передо мной четыре конца света.

Я на запад, сидя, взгляд свой кинул-

Кто-то поджигает там планету,

На пожар метнулись все мужчины.-

Начинает он и далее:

-Выстрелы. Смешало с небом землю, кровь и гарь. Кружится голова.

Замерев, тревожно люди внемлют:

-Бьем тревогу. Говорит Москва…-

Последствия этого пророчества мы испытали на себе…

“Макыш (известный поэт Макыш калтайулы/1869-1916 гг.) в своих толгау и философских стихотворениях предсказывал, что в будущем казахский народ обретет свободу и независимость и в Сарыарке, как во времена Аблай хана и Кенесары, будет столица государства”. /Апсемитов М. Мақыш Қалтайұлының көрегендігі. Егемен Қазақстан. 30 қаңтар 2008, 30 б./

Шестнадцатая особенность: говорит сама природа, человек и природа ведут свой диалог.

Семнадцатая особенность: поэты всегда хотя бы на йоту выше просто публицистов. Простое изложение поэтам чуждо, они придают каждому слову вес, заставляют слово играть красками, говорят образно, простой человек превращается в лирического героя.

Восемнадцатая особенность: в публицистических работах поговорки и пословицы, мудрые назидания соприкасаются и заставляют читателя задуматься. Находчивость и красноречивость имеют большое воспитательное значение.

Девятнадцатая особенность: уважительное и сочувственное  отношения к старшим и младшим, посвящения друг другу стихотворений как в радости, так и в моменты печали, умение искренне радоваться успехам, умение о пороках или недостатках говорить прямо в лицо. Свидетельством этому письмо, написанное Сабитом Мукановым Нурлыбеку Баймуратову:

-Здравствуйте!

Нуреке! В последнее время я пришел к такой мыли: собрать в одну бригаду Нартая, тебя, пригласить еще нескольких народных акынов и выступить в нескольких областях Казахстана. Вы как на это смотрите?

Нуреке! С одной стороны, вы мне приходитесь старшим братом, с другой – вы мой ровесник. Иногда на стороне услышав плохое, обижаюсь на тебя. Считаю, что не сказать об этом тебе незаконно. Вы не простой человек. Вы такой же, как мы, грамотный и честный человек. Услышал на стороне, что вы занимаетесь куплей-продажей. Стыдно за имя Нурлыбек. От себя лично и от имени Союза Писателей выражаю обиду. Вам же достаточно личного хозяйства, материальной базы. У вас есть звание Писателя, есть вклад в литературу. Из-за торговли попадаете в милицию – очень стыдно. Вы бросаете тень на всех писателей, на звание поэта.

Может быть обидитесь на мои слова. Я нарочно пишу, чтоб вы обиделись. От того и говорю резко, я вам друг.

Умоляю вас – не занимайтесь больше такими кратковременными делами. Мы можем и без торговли прожить, лучше свободное время отдать литературе. Говорят, что вы Н. Ондасынову обещали написать поэму про Тохтарова Толегена? Где эта поэма? Мы ждем.

Тебе уже 50 лет, еще пятьдесят вряд ли проживешь. Задумайся. Если пришел на этот свет талантливым, нельзя разменивать его на пустяки, не увлекаться вещами, а все силы отдать литературе.  

                                                                               С приветом Сабит.  29.04.1943 г.

Бекен Абдразаков: “Когда я вспоминаю Косжана агая (Мусрепова-С.О.), расслабляюсь, оставшиеся в прошлом дни волной наплывают на меня. Тоска ли это, или сладкие грезы прошлого, но на душе неспокойно. Светлый характер, открытое лицо встают перед глазами”. Оразакын Аскар: “Находясь в творческой командировке в Каракалпакии в 1967 году, трагически погиб Толеген Айбергенов. От содружества поэтов, перевалив через Алатау, выразить соболезнование поехал тот же Мукагали. Один талантливый от природы человек оплакивал другого талантливого от природы человека, вынужденно бросив в могилу горсть земли, сказал:

-Впервые смерть поэта истинного вижу,

Поднялось солнце будущего и опустилось ниже.

Поэзия – птенец, крича, затрепетала,

Злодейка смерть в нее вонзила жало”.

Двадцатой особенностью является то, что поэты-публицисты, используя пословицы, поговорки, слова назидания, афоризмы, звучащие как пословицы, делают единое предложение.

Двадцать первой особенностью является то, что они продолжают традиции, заложенные Ибраем, Абаем и играют доминантную роль в развитии национального духа.

Двадцать второй особенностью является то, что поэты переписываются друг с другом в стихотворной форме, так и прозой.

Двадцать третьей особенностью является то, что посвящают друг другу стихи.

Двадцать четвертой особенностью является то, что поэты пишут воспоминания о поэтах.

Эти особенности присущи не всем поэтам-публицистам. Часто в произведениях поэтов-публицистов превалирует правда.

Каким бы ни было произведение, оно должно соответствовать определенным требованиям: повышать духовный и эстетический уровень народа, способствовать сплочению его и выполнять агитационно-пропагандистскую работу. Только тогда  оно будет доступно сознанию читателя, окажет на него влияние, будет почитаемым и уважаемым. С этих высот видны произведения казахских поэтов, которые служили интересам народа и будут служить им далее.

 

Литература:

 

1. Әуезов М. Ыбырай Алтынсарин – қазақ мәдениетінің зор қайраткері// Социалистік Қазақстан, 1950 11 апрель.

2. Мырзалиев Қ. Жыр жұлдызы// Жұлдыз, № 5, 1974. 157 б.

3. Қабдолов З. Таңдамалы шығармалары, 2 том.- Алматы: Жазушы, 1983. 456 б.

4. Жұмалиев Қ. Әдебиет теориясы.- Алматы: Қазақстан, 1942. 174 б.

5. Қабдолов З. Сөз өнері.- Алматы: Мектеп, 1982. 368 б.

6. Әлімбаев М. Мағжанды махаббатпен оқығанда. Толқыннан толқын туады.- Алматы: Қазақ университеті, 1992, 248 б.

7. Мырза Әли Қ. Жазмыш.- Атамұра, 2004, 480 б.

8. Есім Ғ. Мұтылған// Егемен Қазақстан, 2008, 30 қаңтар.