Рощин Сергей Павлович

г. Москва127562, Алтуфьевское шоссе, дом 10, кв.106, т.84992017920, 89165397377, sergey_rosh@bk.ru

ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», заведующий кафедрой рисунка и графики, факультет изобразительных искусств, профессор, д.п.н. г. Москва 127562 Дмитровское шоссе, дом 34/2, 84994887801

 

Прошу Вас любезно сообщить о приеме статьи. Спасибо.

 

 

 

Рощин С.П. профессор, д.п.н.

Тема доклада: «К вопросу о значении творческого метода работы с натуры в художественном образовании»

В терминологии искусствознания мы понятие творческий (или художественный, так как мы говорим о художественном творчестве), метод рассматриваем как исторически сложившуюся совокупность принципов художественно-образного  мышления в искусстве, которая сложилась в процессе общественного развития на основе его философских, социальных, научных и эстетических представлений и идеалов. В таком понимании художественный метод в большой степени ассоциируется с направлениями и стилями в искусстве и представляет собой наиболее обобщенный взгляд на путь исследования, изложения (methodos греч.). В практике художественного творчества и преподавания изобразительного искусства это понятие может иметь другие множественные значения, которые носят характер исследования частных вопросов теории и практики изобразительного искусства. В художественном образовании, а именно методике преподавания изобразительного искусства, мы говорим о множестве методов овладения основами изобразительной грамоты. При этом методика преподавания изобразительного искусства позиционирует  себя, как живую развивающуюся науку, впитывающую в себя все инновационные процессы художественного образования, в том числе и новые методы обучения. 

В практике преподавания изобразительного искусства и в художественном творчестве мы часто говорим о методе работы с натуры. В художественном творчестве этот метод ассоциируется с такими произведениями, где изображение достаточно убедительно показывает объекты изображения в пространственной среде. В этом случае мы относимся к этому художнику как мастеру видения натуры на основе натурных зарисовок, этюдов и т.д. Также мы в художественном творчестве понимаем метод работы с натуры при непосредственном восприятии натуры художником, где эстетическое открытие предметного мира без всяких трансформаций находит свое воплощение в самостоятельном художественном произведении.

Особое отношение к методу работы с натуры происходит в процессе обучения художника. Традиционно в педагогической практике мы выделяем работу с натуры в отдельный метод изучения формы и пространства, цвета. При этом образовательный процесс включает в себя еще такие методы как лекции, беседы об искусстве, работа по воображению и представлению, творческие наблюдения, копирование и т.д. Таким образом, художник в своем образовании и творческой работе использует множество значений понятия творческого метода в зависимости от широты и объема, стоящих перед ним задач.

Все выше сказанное говорит о том, что творческий метод, как понятие изобразительной грамоты, может иметь самое разное понимание в зависимость от задач, на решение которых он направлен. Важно, что в любом понимании творческого метода во главе стоит мировоззрение художника, которое имеет свойство формирования и развития на основе художественно-творческих методов. Таких как совокупность общих художественно-образных принципов, образовательных методов, методов решения частных творческих задач.

Логично из сказанного сделать вывод, что о творческом методе художника можно говорить не только как об объективной реальности, в которой он находится и от которой он зависит, но и личностном отношении художника к методу художественного познания мира. Художник, прежде всего как личность стоит перед выбором своего творческого пути и методами его воплощения. Чаще всего художественное образование и культурная среда, в которой находится художник, дает ему направление творческого пути и показывает методы достижения цели.

Довольно часто в процессе ученичества художник перенимает методы работы наставника и даже копирует его манеру. Найти свое личное понимание художественного творчества и соответственно художественный творческий метод – важнейшая задача художника. Для многих этот процесс достаточно болезненный, а иногда даже трагичный, в зависимости от претензий личности художника и результатов ее самореализации. Естественно рассматривать этот процесс только применительно к личностным свойствам человека, потому что только личность определяет степень своих претензий и дает себе самооценку. Так некоторым художникам достаточно для оценки своего успеха признание какого-либо круга зрителей, другим – уровень материальной оценки своего творчества, а кто-то относится к художественному творчеству, как возможности материализации духовных устремлений личности, возможности ее духовного совершенствования.

Задача данной статьи показать, что работа с натуры как творческий метод художника имеет свое самостоятельное значение, выходящее за рамки учебных работ с натуры, творческих работ художника выполненных непосредственно с натуры и даже такого понимания творческого метода как совокупность принципов художественно-образного видения, сложившихся в общественном культурном сознании, то есть ассоциирующихся со стилем.  Здесь мы приходим к пониманию творческого метода работы с натуры художником не только как изображение с натуры или «как натура», но как метод художественного видения мира, его явлений в природном окружении, социальных и личностных взаимоотношениях людей, духовного сопереживания своего единства с ним.

Мы не говорим о формах, стилях, направлениях художественного творчества, наша задача показать, что там, где художественное произведение искренне, пронзительно вбирает в себя и показывает действительные явления жизни, можно говорить о методе работы с натуры. Поэтому художественные произведения очень разные по своему изобразительному решению могут иметь своей основой метод работы с натуры, а очень похожие – нет. Форма, пространство, цвет всегда находятся в поле живых представлений художника, которые могут и должны развиваться и трансформироваться. Мы знаем множество произведений искусства, где вроде бы верное изображение воспринимается как подделка, легковесная картинка и наоборот – неожиданная трактовка формы звучит пронзительно верно. В данном случае хорошо вспомнить П.П.Чистякова и его методы пояснения сути художественных явлений. Например: «Ложь в фальшь не ставится. Верно, да скверно. И т.д.» Особенное отношение к работе с натуры как именно творческому методу у П.П. Чистякова всегда присутствовало в его педагогической системе. Про себя он говорил так, что всю жизнь читал великую книгу природы. То же можно сказать про его великих учеников, а также про коллег и современников. Работа с натуры художника в широком и главном смысле понимания этого метода вообще характерно для искусства этого времени. Можно даже уверенно отметить, что именно благодаря такому пониманию метода работы с натуры художников, мы гордимся великими именами русских живописцев, ставшие достоянием не только отечественного, но и мирового искусства.

Для того чтобы подчеркнуть значение пронзительного изучения натуры, как творческого метода можно привести примеры не только живописи или других пластических искусств, но и в музыке и литературе. Что бы помочь читателю самостоятельно определиться по суждению этого вопроса, мы предлагаем вспомнить творчество великих русских писателей и прежде всего А.С.Пушкина и посмотреть с какой любовью поэт относится к натуре и как это отношение отражено в его стихах и прозе.

Позволим себе поставить маленький эксперимент и открыть наугад одну из любимых мною книг «Детство, Отрочество, Юность» Л.Н.Толстого. Страница 140-141. Первый абзац: «Ветер еще усиливается: гривы и хвост лошадей, шинель Василья и края фартука принимают одно направление и отчаянно развиваются от порывов неистового ветра…». Второй абзац: «Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра; с фризовой спины Василья текли потоки в лужу мутной воды, образовавшуюся в фартуке…». Третий абзац: «Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури…».  Далее: «С одной стороны дороги – необозримое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, блестит мокрой землей и зеленью и расстилается тенистым ковром до самого горизонта…». Последний абзац: «Катенька сидела подле меня в бричке и, склонив свою хорошенькую головку, задумчиво следила за убегающей под колесами пыльной дорогой…».  Разве это не натура? И разве мы не можем сказать, что все творчество писателя пронизано именно таким отношением к понятию явлений мира? То есть, написано с натуры, как художественный этюд. Сюжет, герои, все с натуры. Философски осмысленное и художественно представленное произведение отражающее истину, в своем художественном воплощении вызывающее у человека естественное чувство катарсиса.

Данное издание книги (М. Художественная литература. 1989 г.)  проиллюстрировано художником А.Костиным и на этом можно особо остановиться, чтобы еще раз представить возможности творческого метода работы с натуры. Художник в своей работе по оформлению книги использовал соединение неоклассического стиля с графикой некоторого наивного и очень скромного в своих выразительных средствах характера. На наш взгляд, оформление книги получилось удачным, хотя в этой наивности и кроется некоторое лукавство художника, не позиционирующего свои возможности в изобразительных средствах. В связи с этим «натура» в иллюстрациях представлена довольно вяло. Но художник все же почувствовал общее настроение этого произведения Л.Н.Толстого, который всматривался в то что описывал, представлял в малейших деталях и с помощью художественного слова визуализировал свои представления. Поэтому в качестве приложения появился «Альбом», где множество натурных зарисовок, как бы от автора, дополняют представления читателя о книге и придают ансамблю оформления книги завершенное смысловое значение. Эти зарисовки «с натуры», позволяют читателю еще в большей степени проникнуться очарованием творческого метода Л.Н.Толстого, стремящегося как можно больше показать в своих повестях визуальную, образную картину своих воспоминаний.

Следует сказать, что в двадцатом веке работа с натуры как творческий метод перестала быть основным и главным способом художественного познания мира. Связано это с тем, что в русле гуманистических тенденций и отсутствием духовного искусства для широкой публики, личность художника приняла на себя обязанности меры всему, трансформируя только на себя и понимая только через себя  все явления мира. Поэтому важным предметом творчества становится собственное душевное состояние художника, попытки выразить изобразительно психические процессы личности, сделать их достоянием искусства. При этом личность художника отделяется от природных явлений мира как натуры, позиционирует свою самодостаточность и уникальность. В этой связи даже возникает интерес публики к творчеству художников страдающими психическими расстройствами и отклонениями. Естественно тогда объяснима тенденция поиска художниками новых форм выражения, не адекватных изобразительности окружающего мира. Искушение стать «пророком и открывателем мира» посредством художественного творчества увлекает многих художников, становится модой и повсеместным явлением, важным критерием оценки уровня художественного мастерства. Конечно нельзя говорить обо всех художниках в таком ключе, каждый художник как личность ищет свои пути творчества, мы говорим лишь об общих тенденциях развития искусства. Возможно, что развитие пейзажной живописи явилось следствием альтернативного поиска личности художника, возможности уйти от «самокопания» к простому и ясному восприятию природы, открытия которой безграничны.

На наш взгляд вопросы, поднятые в данной статье должны в очень большой степени волновать художников и, особенно в начале творческого пути. Вариативность во взглядах на художественное творчество и методы творчества, а также на методы обучения является характерной особенностью развития искусства в современный период. Важно в процессе своего образования знать эти тенденции развития изобразительного искусства, суметь сделать свой самостоятельный личностный выбор.

В заключение хочется еще раз отметить значение творческого метода работы с натуры для развития всего отечественного искусства, вспомнить писателей, художников и музыкантов составивших славу России и высказать сожаление, что сейчас такое отношение к явлениям окружающей жизни не находит столь широкого значения в художественном творчестве.

 

1.     «Аполлон» Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. – М., Эллис лак. – 1997.

2.     Л.Толстой. «Детство. Отрочество. Юность». – М., Художественная литература. – 1989.