Бабаева А.В.

Российский государственный социальный университет, филиал г. Воронеже

Турчен Д.Н.

Российский государственный педагогический университет им. Герцена

Актуальные проблемы российского образования в XXI веке

Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.  Ценность информации все более актуализируется, и даже более того, информация сама превращается в некий фундамент морали – отсюда, появляется понятие информационных ценностей несколько отличной от традиционной моральной базы. Новая  ценностно-нормативная система провозглашает примат знаний и информационных ресурсов над всеми остальными элементами общества и объявляет информацию основой общества, новых человеческих отношений. Информация, обеспечивающая жизненные и исторически важные направления деятельности человека.  Новый взгляд на мир предполагает идею взаимосвязи и гармонического отношения между людьми различных рас и национальностей, человеком и природой, составляющими целостное единое образование. Возникновение неогуманизма, как нового гуманизма, расширяющего рамки антропоцентрического гуманизма, ставящего в центр мироздания не человека, а биосистему, стало следствием изменений, охвативших мир во второй половине ХХ века. Неогуманистическая этика рассматривает человека как органическую часть мироздания и признает его ответственность перед природой. Неогуманизм призывает человека отказаться от эгоистического индивидуализма потребителя и заменить его заботой о сохранении и развитии местного сообщества, частью которого он является. Неогуманизм, в отличие от европейского гуманизма, поликультурен и несет в себе опыт всех культур мира. Культура информационного общества способствовала  необратимым  социокультурным трансформациям: смешение стилей; толерантное отношение к неопределенности; акцент на многообразие; принятие инноваций и изменений; вызов традициям; принятие условности реальности. Данные характеристики обеспечили взрывное развитие информационных технологий.

Современная  научно-техническая парадигма очерчивает круг новых социальных и этических проблем. Использование информационных компьютерных технологий ставит вопросы мировоззренческого характера о месте человека в новом мире, где идеи об искусственном интеллекте, кибергах и биотехнологиях, модифицируемых растениях, животных и человека, становятся реальностью.  Грань между природным и искусственным стирается, что приводит к возможности нового экспериментирования во всех сферах человеческой деятельности.

Новые технологии рассматриваются специалистами как средство для развития таких качеств человека XXI века, как системное научное мышление, конструктивное образное мышление, развитое воображение, пространственное и ассоциативное мышление, развитая интуиция, вариативность мышления и чувство нового, хорошая лингвистическая подготовка и владение языком (или языками), который в наибольшей степени обеспечивает (обеспечивают) возможности широких контактов человека.

В таких условиях важное место отводится системе образования человека. Система образования во всем мире находится в поиске новых, адекватных современности, моделей и структур. На первый план выходят вопросы информатизации, именно с ней связываются реальные возможности построения открытой системы образования, позволяющей человеку выбирать свою собственную траекторию обучения.

 

Появление информационных супермагистралей,  как Internet, заставляет по-новому определить положение системы образования в обществе, поскольку технологии развиваются быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях. Такие технологии позволяют создавать и развивать как локальные и региональные единые информационные пространства, так и единое интерактивное информационное мировое пространство. В связи с этим возникает задача упрощения процедур обращения в таком пространстве, обеспечения широкого доступа к информации. Возможности коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации обучения на основе такого важнейшего дидактического свойства ЭВМ, как индивидуализация учебного процесса при сохранении целостности обучения, благодаря программируемой и динамической адаптированности учебных программ  открывают широкие перспективы перед обучающимися.

Вместе с тем, образование в XXI веке призвано быть образованием для всех. Чем дальше продвигается цивилизация, тем в большей мере люди без образования вытесняются за грань условий жизни, достойных человека. Поэтому ущемление права на образование, либо его неудовлетворительное качество, ведут к интеллектуальной и культурной деградации личности, что несовместимо с устойчивым развитием.

Образование призвано носить творческий и новаторский характер. В мире, где изменчивость стала чертой не только научного и технологического прогресса, но и образа жизни масс, школы и университеты обязаны как передавать новым поколениям ранее накопленные знания, так и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество ещё никогда прежде не встречались. Человек должен «научиться учиться», чтобы обучение вошло в ткань повседневной деятельности человека.

Образование XXI века должно строиться на научно-обоснованных знаниях. Только при этом условии оно окажется в состоянии формировать личность, владеющую знаниями, способную к теоретическому и критическому мышлению.

Наконец, образование XXI века должно быть многовариантным, адекватным культурному и этническому многообразию человечества, удовлетворяющим всесторонние потребности социально-профессиональных и конфессиональных групп и индивидуальные духовные запросы.

Одной из важных и конструктивных идей в стратегии повышения интеллектуального потенциала любой нации является идея опережающего образования. Суть этой идеи заключается не только в том, чтобы обеспечить приоритетное развитие системы образования на фоне других социально-экономических факторов, но, главным образом, в том, чтобы своевременно подготовить людей к историческим вызовам.

Данные процессы требуют коренных изменений традиционных моделей образования, внедрения не только новых технологий, сколько нового понимания роли образования в современном мире. Не случайно на рубеже XX-XXI веков появился термин «интеллектуальный капитал», т.к. образование становится главным механизмом экономического развития стран. Сегодня важно не столько дать учащемуся как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе. В большинстве стран мира, данные вопросы решаются с использованием учебных и открытых задач, с которыми человек сталкивается в реальной жизни. Решение задач  рассматривается как интегрирующий межпредметный и метапредметный фактор и, как следствие, однин из важнейших инструментов современных образовательных технологий. В современной российской образовательной системе мы видим усиление тенденций на «вымывания» задач, как из школьных, так,  и из ВУЗовских программ. В массовой практике традиционно делается упор на когнитивный (познавательный) компонент, меньше - на опыт деятельности. И почти совсем не уделяется внимание усвоению учащимися опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений. В результате, мы подготавливаем не конкурентно способных специалистов. Современный мир требует от специалиста не только знаний в узкой области, но и творческого подхода к решению множества разнообразных проблем. На первое место выдвигаются  такие качества человека как самостоятельность, инициативность, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску. Данные качества в своем большинстве формируются именно в процессе решения учебных задач.

Современное российское образование находится «на распутье»,  внедрение новых систем и методов обучения, к сожалению, не всегда отвечают требованиям современного мира. Мы часто в погоне за модными методами обучения забываем, что современные высокие технологии требуют соответственно высокой подготовленности человека, его духовной зрелости и ответственности.