Р.Ф.Хасанов,

Бирская государственная

 социально-педагогическая академия

Республика Башкортостан

 

Элементы художественной биографии в романе Яныбая Хамматова «Сырдарья»)*

 

         В романном наследии Я.Хамматова значительное место занимает историко-биографическая тематика. Еще в 1978 году им был написан роман «День рождения» о Герое Советского Союза Минлегали Губайдуллине. В конце 80-х начале 2000-х годов из-под пера писателя вышли романы «Северные амуры», «Салават-батыр», «Сырдарья»,  «У истоков Агидели», посвященные военачальникам, предводителям восстаний, деятелям культуры  и просвещения, поэтам - Кахыму Ильмурзину, Салавату Юлаеву, Мифтахетдину Акмулле, Мухаметсалиму Уметбаеву, Загиру Исмагилову, Арслану Мубарякову, Баязиту Бикбаю и др. Сочетая принципы документализма и научной биографии, исторической хроники и романистики, писатель создает своего рода художественную биографию того или иного исторического лица, в которой  выражены авторская версия судьбы и характера героя, восприятие его личности, дана оценка его деятельности. Известные читателю большей частью по произведениям фольклора, учебникам и монографиям ученых названные деятели нашей истории увидены художническим взглядом, представлены в ракурсе общественной, семейно-бытовой жизни. Примечательно то, что Я.Хамматов обращается к историческим лицам, ставшими легендарными, о которых в народе сложены песни и кубаиры. О каждом из них писатель рассказывает увлеченно, добавляет к их портретам новые штрихи, детали.

         В романе «Сырдарья» представлена  художественная версия биографии, судьбы и характера Мифтахетдина Акмуллы, башкирского поэта-импровизатора, ученого-просветителя Х1Х века. Автор не нарушает сложившуюся в литературе традицию историко-биографического жанра: рассказывает о детстве и юности героя, годах учебы, зрелом периоде жизни и старости, наставниках; кратко прослеживает этапы формирования личности будущего поэта-импровизатора, просветителя, борца за справедливость. Еще будучи шакирдом медресе, он понимает, что зубрежка, беспорядки, телесные наказания, царящие в этом учебном заведении, не смогут дать ему необходимые в будущем знания. Бросив учебу, не выдержав притеснения отца, он уходит из дома, скитается, занимается самообразованием. Подолгу живет в казахских степях, учит детей грамоте, пишет обличительные, сатирические стихи, читает их перед народом. Постепенно он обретает  славу, авторитет, известность. За его ум, глубокие знания, доброту и талант казахи дали ему имя «Акмулла».

         В романе он показан в процессе духовного роста,  многогранно – в окружении друзей и близких, в столкновениях с идейными противниками, в состязаниях поэтов, наедине с самим собой, в интимно-личных ситуациях. У него непростая судьба: не сложились отношения с отцом, фанатичным муллой Камалетдиным, несколько раз он неудачно пытался создать семью, за уклонение от воинской службы был арестован, четыре года провел в тюрьме Троицка. Все эти факты биографии, перипетии его судьбы нашли отражение в романе, представлены в конкретных эпизодах, в диалогах и монологах. Подчеркивая неординарность и противоречивость характера своего героя, автор пишет, что он не всегда остается на высоте своего положения, порой бывая тщеславным и хвастливым. Также не украшают преклонного Акмуллу его сватовства молодым девушкам. Так или иначе, автор строит свою концепцию личности поэта, а читатель вправе с этим соглашаться или нет. При этом чувствуется, что писателю не хватает фактического материала. Поэтому он часто обращается к его стихам, обильно включая их в художественный текст. Это усиливает жизненную полноту и достоверность образа.

         Акмуллу, ставшему блудным сыном поневоле, тянет на родину, в отчий дом. Но здесь он встречает лишь непонимание, неприязненное отношение отца и родных, упреки и укоры. В романе показана судьба человека, лишенного таких основ бытия, как дом, семья, дети, родительская любовь. Неприспособленный к быту, вечный поэт-странник, он живет в своих стихах, вдохновляется при их создании и чтении. Автор рисует несколько картин, где поэт с воодушевлением читает свои стихи публике, соревнуется с другими поэтами. Это его стихия.

         О нем можно сказать «не из мира сего». Но ничто человеческое ему не чуждо. Об этом говорят страницы, посвященные его желанию создать семью,  помириться с отцом; он искренне любит молодую жену, скучает по ней после разлуки. Свои горестные раздумья о своем одиночестве, тоску по родным местам, чувства любви и разочарования он более выразил в своих стихах. В составе романа они наряду с авторским рассказом способствуют расширению горизонтов образа, углублению психологической характеристики героя.

         Тем не менее автор не дает сколько-нибудь убедительной мотивировки скитальчества Акмуллы. В романе не раскрыты внутренние причины, заставляющие его «ходить по свету». Кажется, ему ничто не мешает жить в своем доме с молодой женой, сочинять стихи, учительствовать. Своим женам он лишь говорит, что должен учить детей грамоте. Но на предложение-просьбу губернатора Крыжижановского остаться учителем в одной из мусульманских школ Оренбурга он отвечает отказом. Рожденный жить в пути, и смерть его застает в дороге. Автор не включается в имевшую место в литературе об Акмулле полемику о причинах и виновниках его смерти, не выдвигает версий его убийства то ли казахами или  татарами или разбойниками…

         Другая сюжетная линия в композиционной структуре романа связана с рассказом о генерал-губернаторе Оренбургского края В.А.Перовском, который показан в бытность его на этой должности второй раз (1850-1857 г.г.). Если линия Акмуллы развивается по вертикали, то вторая составляет горизонтальный пласт повествования, существенно расширяющий хронотоп произведения. Энергичный и деятельный Перовский много ездит, встречается со многими людьми, среди которых  поэты, писатели А.С.Пушкин, А.К.Толстой и др. Он тепло отзывается о своем бывшем секретаре В.И.Дале, желает освободить Тараса Шевченко из неволи. Читая страницы, посвященные ему, верится, что он искренне хочет процветания края, заботится о башкирах, о сохранении их вековых обычаев, о развитии их культуры, образования, не запрещает им вести кочевой образ жизни, как это пытался сделать его предшественник Обручев. Перовский ясно понимает, что его карьера зависит от благосостояния народа, спокойствия во вверенном ему крае, поэтому в разумных пределах он идет навстречу народу. Из его уст в романе звучат слова благодарности башкирским воинам-героям 1812 года, что башкиры заслужили уважительного к себе отношения. Это тот «пряник», который должен помочь держать народ в подчинении, препятствовать рождению новых салаватов и других батыров. В целом в романе заметно сдержанно положительное отношение к Перовскому. Даже его некоторые отступления от моральных принципов не воспринимаются как большой грех вечного холостяка. Кстати, в романе З.Ураксина «Караван-сарай» он представлен в более негативном свете, как хитрый политик и дипломат, типичный представитель самодержавной власти николаевской России.

         Внешне основные сюжетные линии не пересекаются между собой, развиваясь в разных плоскостях, и на страницах романа Акмулла и Перовский не встречаются. Однако при истолковании смысла названия романа можно увидеть точки соприкосновения этих линий, так как  оно связано с именами и судьбой обеих личностей.

         Казахские степи, по которым течет река Сырдарья, стали второй родиной Акмуллы, приютили его, прославили его имя. К берегам Сырдарьи устремлен и Перовский, организатор военной экспедиции против кокандцев. Он штурмом берет крепость Ак-мечеть, расположенной на берегу реки, тем самым взяв реванш за неудачный хивинский поход 1839-40-х годов и  вернув себе славу умелого и опытного военачальника.

         С названием  «Сырдарья» в роман входит еще одна тема – тема народа. Автор подробно описывает обстоятельства сырдарьинского похода, создает картины штурма крепости и гибели людей, дает слово воинам, среди которых много башкир. Они считают эту войну несправедливой, завоевательной, поют грустную песню об оставленных семьях, о тоске по родному дому, о том, что не все вернутся туда с далеких берегов Сырдарьи. Так название романа вызывает различные ассоциации, имеет обобщающий смысл.

         В заключение следует отметить, что при всей значительности тематики и глубине проблематики романа писателю, думается, не удалось в полной мере осуществить свои художественные замыслы. При его  чтении не покидает ощущение некоторой авторской торопливости, что особенно заметно на последних страницах; имеются композиционные погрешности, несостыкованность частей и эпизодов. Не все выглядит естественным и убедительным в поведении и действиях Биеш-батыра, Акмуллы. Например, одна из сцен изображает Акмуллу на шумном вечере, где он, напившись, кричит толпе, что он Акмулла, что его должны все уважать и чтить. В этом случае можно вести речь о нарушении логики характера героя.  Вместе с тем добавим, что Я.Хамматов пишет не научную биографию Мифтахетдина Акмуллы, а создает беллетризованную биографию исторического лица, художественный образ по законам словесного творчества. Как сказал один классик, «история – это роман, который был, а роман – история, которая могла быть».

 

Примечания

* Яныбай Хамматов. Сырдарья // Агидель.- 1991.- № 12; 1992.- № 2.