Линтовская Елена Михайловна

Россия, Оренбург

Оренбургский государственный университет

 

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ КОНЦЕПТА «КОСМОС» В ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ ХХ ВЕКА

Начало второй половины ХХ века ознаменовалось выходом человека в космос. Стремление к звездам, возникшее многие тысячелетия назад, начало воплощаться в жизнь. Наша Родина первой открыла дорогу к звездам 12 апреля 1961 года.

         В данной работе мы попытались проанализировать  стихотворные тексты XX в. с целью выявления лексической экспликации концепта «космос». Термин «экспликация», как правило, используется в философии и обозначает «процесс, в результате которого открывается содержание некоторого единства, а его части начинают самостоятельное существование и могут отличаться одна от другой» (Философский словарь, 1991).

В своей статье мы придерживаемся определения понятия «концепт», данного Ю.С. Степановым: «Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» (Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования, 1997).   

Нами были проанализированы фрагменты поэтических текстов, созданные до и после первого полета человека в космос, из которых мы выбрали фрагменты, включающие в себя лексемы «космос» и «Вселенная». В результате нашего исследования мы сочли возможным разделить все анализируемые фрагменты на две группы:   1) тексты, в которых лексическая экспликация концепта «космос» выявляет представление поэтов о Вселенной до первого полета человека в космическое пространство; 2) тексты, в которых выявляется связь исследуемого концепта с полетом  Ю. Гагарина.

Космос — понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. В словарях «космос» определяется как:

а) мир, вселенная и мироздание (В.И. Даль);

б) первоначально у древних греков Вселенная как стройная организованная система в противоположность хаосу, беспорядочному нагромождению материи. От греков термин "космос" перешел в современную науку как синоним Вселенной (Большая Советская Энциклопедия, Т.13);

в) означало первоначально порядок, гармонию, красоту. Пифагор впервые применил этот термин для обозначения мира или Вселенной, в виду пропорциональности и гармонии ее частей (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1997).

Таким образом, можно выделить слова, составляющие семантическое поле концепта «космос»: мир, Вселенная, красота, гармония, устроение, порядок, пространство, мироздание.

Анализ первой группы фрагментов текстов привел к выявлению понимания космоса как Вселенной, как бездны, как бесконечности, как темного, таинственного пространства за пределами Земли.

До полета Ю. Гагарина космос в поэтических текстах чаще всего представлялся в значении бездны (неизмеримая глубина, бездонная пропасть, крутой, глубокий обрыв, яма, круть – В.И. Даль). В качестве примера можно привести отрывок из стихотворения Солоухина:

Молчала бездна, звездами пылая,

Деревья спали около оград.

(В. Солоухин «Звезда», 1952).

В поэтических фрагментах, созданных накануне и после полета Ю. Гагарина, самой частотной является лексема «космос» в значении пространства, познаваемого человеком:

Не попросив подмог ни у кого,

Сама восстав из пепла войн и праха,

Моя страна, не знающая страха,

Шлет ныне в космос сына своего.

(К. Симонов «Самый первый», 1961).

Употребляется и лексема «Вселенная»:

И стали в ту минуту достижимы

Для мастера все дали, все дела.

Сама Земля холстом ему служила,

Вселенная подрамником была.

(Я. Хелемский «Когда пустыни,

океаны, горы…», 1961).

В стихотворении И. Сельвинского употребляются одновременно лексемы «космос» и «Вселенная». Также в данном стихотворном фрагменте микрокосмос (душа человека) противопоставляется макрокосмосу (Вселенная):

А в этой душе – города и селения,

Мир и любовь,

Октябрь и семья,

Чего и во сне не видит Вселенная

Дорогу, космос: летит Земля!

(И. Сельвинский «Дорогу, космос:

летит Земля!», 1961).

В поэтическом фрагменте И. Сельвинского космос играет роль пространства за пределами Земли:

А ты во Вселенной – один -

единственный,

Ты уже не Юрий – комета сама,

И пред тобой раскрываются истины

Такие, что можно сойти с ума!

(И. Сельвинский «Дорогу, космос:

летит Земля!»).

В стихотворении С. Щипачева возникает антропоморфный образ Вселенной как женщины, глядящей на человека с высоты:

Далекие туманности клубя,

Всей красотою необыкновенной

Вселенная глядела на тебя,

И ты глядел в лицо Вселенной.

(С. Щипачев «Первый»).

Космос после полета Ю. Гагарина больше не представляется пугающей бездной, кроме того, появляется новая лексема «галактика» (звездная система, к которой принадлежит Солнце; система Млечного Пути - Большой толковый словарь русского языка, 1998):

Вот он! Сквозь галактику, сквозь сонмы

Новых солнц, у космоса в гостях,

Мчится дальше летчик невесомый

На предельных света скоростях.

(П. Антокольский «Апрель 1961 года», 1961).

Исчезает в поэтическом представлении пугающая неизвестность, тревожность космоса. Человек покоряет, исследует и «обживает» космическое пространство.

Но в некоторых стихотворениях сохранилось догагаринское представление о Вселенной как о чем-то враждебном, как о пугающей бездне:

И в бледно-зеленой бездонной пустыне,

Где как бы начало Вселенной иной,

Являются чуждые нам, как святыни,

Холодные звезды Вселенной ночной.

(А.Л. Чижевский «Вечернее небо»).

Таким образом, проанализировав фрагменты поэтических текстов И. Сельвинского, С. Кирсанова, С. Щипачева, В. Солоухина, Н. Асеева и др., можно заключить:

1.                Поэзия дает богатый материал для исследования способов вербализации концепта, позволяя проследить лексическую репрезентацию космического пространства.

2.                Исследуемый концепт реализуется в таких лексико-семантических соотношениях, как «космос - Вселенная», «космос - бездна», «космос - бесконечность».

3.                Концепт «космос» в догагаринской поэзии эксплицируется чаще всего в образе бесконечности, бездны, неизведанного, чуждого, темного, таинственного  пространства за пределами Земли.

4.                Человек обживает звездный океан, осваивает космическое пространство, и космос после полета Ю. Гагарина постепенно перестает быть чем-то пугающим, враждебным, тревожным. Накануне и после 12 апреля 1961 года в стихотворных текстах космос эксплицируется как пространство, познаваемое человеком, как противоположность микрокосмоса (души человека).

Литература

1.         Новая философская энциклопедия в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ. - научн. фонд. – М.: Мысль, 2010. – Т. 2. – С. 315.

2.         Толковый словарь русского языка Н.Д. Ушакова. – М.: Изд – во ЭТС, 1999.

3.         Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля в 4 томах. М.: Русский язык, 2000.

4.         Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь  М.: Эксмо, 2003.

5.         Большой толковый словарь русского языка. / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998.

6.         Философский словарь. / под ред. И. Т. Фролова.- 6-е изд., перераб. и доп. М. : Политиздат, 1991.

7.         Большая Советская Энциклопедия в 30 томах. / гл. ред. А. М. Прохоров . 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1970-1978. Т. 13, 1973.

8.         Байконур – Вселенная: Стихи. – М.: Современник, 1987.