Философия/2.Социальная философия

 

К.филос.н. Емельянов А.В.

Камский институт гуманитарных и инженерных технологий (г.Ижевск)

 

Логика и социология тренда

 

Метод философствования, заложенный Платоном, предполагает эссенциализм – развёртывание смысла понятия до прояснения его сути, тщательное исследование функционирования понятия в языке, анализ его оттенков, смыслов и т.д. К.Поппером в рамках постпозитивистской методологии предложена его критика, разграничивающая, по мнению автора, подходы науки и философии: наука идёт обратным путём, сворачивая универсум языка до понятия, т.е. сокращая, уточняя, структурируя языковой спектр. Примером первого подхода, в духе платоновской методологии, является прояснение сути понятия «щенок», придавания ему ряда определений (например, щенок - это молодой пес), рассуждений о сути «щенячести» и т.д. Примером другого – антиээсенциалистского метода, является, по мнению Поппера, тот факт, что науке совершенно неинтересно, и бессмысленно раскрывать, что такое щенок «на самом деле», она не занимается философскими сущностями, гораздо прагматистски эффективнее (и правильнее) брать универсум значений, предполагая при этом, что он уже известен и не вызывает разночтений, и из этого универсума выводить уже конкретные понятия [1,c.22].

И тот, и другой ход рассуждений необходимо иметь в виду, используя общие философские методы подхода и анализа реальности. Как гласят постулаты аналитической философии, любые, и в первую очередь философские построения представляют собой те или иные модели языковой игры, и к ним нужно применять, или по крайней мере никогда не упускать из виду логические законы. Существуют и иные формы ограничений – например, антропологические, визуальные, телесные, в которых ставится заслон языковым играм и которые предполагают совсем иную реальность (как выразился бы Г.Райл, понятия тела, визуальности и языковой игры принадлежат к совершенно разным слоям анализа [2, c. 32]). Тем не менее, имеет смысл применять и чисто платоновские ходы к анализу современных артефактов реальности, воссозданию и реконструкции социального мира. Одним из примеров применения этого подхода мог бы стать анализ, например, понятия тренда – нового слова, не так давно появившегося и утвердившегося в языке, одновременно иллюстрирующий как сам факт его функционирования, так и действие платоновского метода при анализе артефактов современной реальности.

Что такое космос идей в духе Платона? Тренд – понятие, которое в настоящее время используется в самых разных дискурсах, от экономических до культурологических, при этом его смысл оказывается довольно расплывчатым (в этом можно убедиться, если проанализировать данные интернета). Представляет интерес то, как рождается смысл понятия, и почему он становится именно таким, какое влияние оказывает.

Тренд – это скорее обыкновение. Чаще всего речь идёт (и это более корректно) об экономических, биржевых трендах (само слово взято из статистики, буквально оно обозначает «тенденцию»), например, стоимости активов какой-либо кампании, стоимости именно данного вида товаров или данной их марки, тенденции, складывающейся в биржевой игре. Всё это – тренды в изначальном понимании, очевидные ещё и с точки зрения финансового измерения. Однако не только и не столько это. Слово применяется, например, к искусству – интерес к данному виду пластики или живописи, к данному художнике, к данному направлению музыки, к данным оттенкам (тренд на рэп, тренд на данный вид басов в электронной музыке). Социальные тренды – например, безбрачие, или многодетность, или андрогинность, тренд на выставление бедности, равенство (обитатели Рублевки, сидящие на лужайке со студентами), тренд на влечение элиты к искусству (модные просмотры модных артхаузных фильмов). Тренды в политике – сильный лидер или например, демократичный, вечный тренд Америки на демократию, а исламских стран – на неопределённость и прямолинейность.

Можно убедиться, проанализировав спектр данных определений, что трендом может называться всё что угодно – привычка, тенденция, желание, интерес и т.д. Понятие тренда в каком-то смысле созвучно и вытекает, коррелирует с базовым концептом постмодерна – понятием желания: узнать, что такое некая структура, образование – это значит понять, деструктурировать динамику соответствующих желаний. Тренд всегда вытекает из желаний, намерений, позитивно складывающегося порядка.

Для выявления источников возникновения трендов целесообразно прибегнуть к концепту коллективного бессознательного – юнговского термина в его буквальном прочтении. Тренды – это некие социальные новообразования, подчиняющиеся логике коллективного бессознательного: никто тренды специально не создает (не создаёт во всяком случае преднамеренно, именно с целью его функционирования в таком качестве), тренд бессознательно осознается и начинает жить, руководствуясь законами социальности, повседневности – разделяемыми носителями смыслами, при этом разделяемыми добровольно и произвольно. Есть некая аналогия тренда и культового фильма – последний его создатели, как правило, никогда не планируют как культовый, эта структура естественным образом складывается. Логика тренда – это логика коллективного бессознательного, равно как к нему же относится и само артикуляция этого понятия – его интуитивно начинают применять. Так функционирует космос идей в платоновском смысле, а в гегелевском – саморазвитие идеи (как сказал бы Гегель, идея тренда появилась недавно и вызревает в своей актуальности. Однако базовый гегелевский миф – что эта идея нигде предварительно не содержалась)

Что не является трендом? Возможен тренд на самоубийство (в духе соответствующих «клубов» или дискурсов), но нет тренда на смерть, последняя сопротивляется включению в трендирование. Невозможен тренд на войну, на терроризм – последний весьма де-факто распространен в современном мире, однако это не тренд, а явление. Неверно было бы сказать, что тренд стремиться включить в себя всё позитивное, отбрасывая разрушительное – есть достаточное количество трендов, где именно негативизм оказывается в приоритете, любой уклон, отклонение могут быть рассмотрены как негативное, но не все из этого включится в логику тренда. Тренд сродни моде, привычке, тайному влечению, он доставляет если не удовольствие, то норму, ориентирован на норму; даже там, где норма нарушается, она предполагается. Тренд символизирует утверждение социальности, её спаянность (тренд всегда социален), он как бы раскладывает социальность на ряд составляющих. Тренд противоположен хаосу, хотя можно говорить о хаосе трендов.

Посредством понятия тренда в настоящее время можно говорить о складывании социальности: тех привычек и обыкновений, которые утверждаются и приживаются, о способах социальных взаимодействий, рождающихся структурах. При этом социальное утверждение может приобретать самые неожиданные эффекты, социальные структуры посредством логики тренда развиваются и обнаруживают себя в новом качестве.

 

Литература:

1.         Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.2. – М., 1992

2.         Райл Г. Понятие сознания. – М., 1999