К.филос.н. Данилова Т.В.

Национальный университет биоресурсов и природопользования, Украина

Восточные практики: достижение состояния недуальности

 

Многие восточные традиции утверждают, что истинная природа реальности недуальна, а все бинарные оппозиции либо нереальны, либо являются неточным описанием, которое используется для удобства. Например, буддийские школы учат, что индивидуального «Я» не существует. Дуальность «субъект -  объект» является иллюзией. Мысленный образ вещей и пустота неразделимы. Человек должен выйти за пределы двойственного мышления, чтобы воспринимать истинную природу своего ума. Обычный человеческий разум поглощен концепциями дуальности, но чистый разум не склонен к такому заблуждению. С помощью медитации последователи восточных учений на собственном опыте узнают, что мысли не являются реальными. Умственные явления возникают и исчезают, но с фундаментальной точки зрения они пусты. Разум не может существовать во внешних явлениях, которые постоянно меняются, и в результате внимательного наблюдения можно констатировать, что ум - это пустота. Все концепции дуальности растворяются в этом осознании.

Дзэн-буддизм является традицией недуальности, в которой сосредоточена вся философия Востока. Дзен – это не система, основанная на логическом анализе. Скорее это антипод логики, базирующейся на дуалистическом образе мышления. Дзэн не имеет дела ни с утверждением, ни с отрицанием, поскольку утверждение уже включает в себя противоположный элемент и не существует без него, и наоборот. Дзэн стремится постичь мир в его недуальности. Для этого ясного и полного понимания необходимо иметь собственный опыт, без которого сущность жизни не может быть осознанной. Дзен пытается проникнуть в истинную природу ума. Цель практики дзен – пробуждение  души и осознание истинной основы жизни.

В традиции даосизма концепция Инь и Ян, которую часто ошибочно принимают за символ дуализма, в действительности выражает понятие о том, что все кажущиеся противоположности являются взаимодополняющими частями единого целого. В процессе медитации даосы погружаются в свой внутренний мир и пытаются понять ритм мироздания. Инь и Ян то и дело сменяют друг друга, жизнь и смерть зависят друг от друга. Семена возвращается в почву, лето переходит в зиму, а из смерти непременно вновь возникает жизнь. Нет ни начала, ни конца, есть только путь. Целью жизни в даосизме есть возвращение к своему вечному, единственному корню. Тот, кто понял суть трансформаций, стал просветленным.

Для достижения состояния абсолютного единства восточные традиции используют медитативные техники, которые разрабатывались веками. Особое развитие медитация получила в школах йоги и буддизма. Медитация выступает одним из средств преодоления бинарных оппозиций культуры. Она способствует переживанию абсолютного единства всего существующего. Медитация позволяет воспринимать ту реальность, которую невозможно описать с помощью концептуального аппарата субъекта познания. Средством нашей мысли является язык; слова же есть средства обращения человека к реальности. Возникновение языка, способность передавать мысли с помощью слов - одна из основных причин огромного прогресса человечества. С другой стороны, это является и источником трудностей. Люди бессознательно начинают предполагать, что дать чему-нибудь название - значит получить над этим определенную власть. Они живут в мире слов и мыслей, и эта жизнь заменяет непосредственный контакт с реальностью. Язык как репрезентация ума дает возможность высказаться не всему человеку, а только его сознательной, разумной, рациональной части. Ум постоянно активен, он полностью занят собой и создает завесу, которая скрывает от людей мир [1]. Чтобы видеть мир таким, какой он есть, нужно отказаться от этой всеобъемлющей деятельности ума, остановить ее, опустошить ум, устранить то, что люди представляют своей словесной властью над миром.

Восприятие мира является описанием его. Любой, контактирующий с ребенком, выступает его учителем, непрерывно описывая ему мир, пока этот ребенок не начинает воспринимать мир таким, каким его описали [2]. Таким образом, человек учится трансформировать и тем самым создавать собственный поток восприятия в соответствии с принятым в его культуре описанием. Мир-как-описание становится его высшей реальностью, и он, по сути, вступает в лингвистическую сферу бытия. Самой главной причиной забвения детского целостного восприятия мира является то, что оно не соответствует структуре культурно-согласованного описания, и поэтому у человека нет терминов, с помощью которых он мог бы его интерпретировать. Медитация помогает освободиться от сети мыслей, концепций, ложных понятий, фальсификаций и мечтаний, которую обычно плетет наш разум, и человек переживает данный момент во всей его полноте таким, какой он есть, и способен видеть то, что действительно находится перед ним.

С самого начала сознание является «погруженным в мир», поскольку основной фон, на котором оно себя идентифицирует, составляют другие люди. Жизненная необходимость заставляет сознание смотреть на вещи окружающего мира как на "орудия". Это способствует развитию эгоцентрического «Я», что в свою очередь подкрепляет тенденцию в еще большей степени рассматривать мир как «оборудование», а других людей, по словам М. Хайдеггера, в «контексте принадлежности» [3]. «Погруженный в мир» человек чувствует себя одиноким, несчастным, полностью изолированным от мира. Он страдает от ограниченности мира, созданного мыслью, заблудившейся в противоречиях. В борьбе против мира, в борьбе со своим одиночеством и с самим собой человек теряет ощущение полноты жизни, которое было присуще ему в детстве и становится неспособным постичь свою истинную природу. Восприятие мира, других людей и самого себя как оборудования приводит человека к механистическому мышлению, которое при определенных условиях может вызвать физические и душевные болезни. Медитация служит средством изменения этого искаженного взгляда на мир.

Человек страдает от оппозиций жизнь-смерть, добро-зло, поскольку у него есть способность к рефлексии, и он размышляет над мыслью, которая появилась мгновение назад. Таким образом, самосознание создает проблемы «Я», как и проблемы жизни и смерти, добра и зла, справедливости и несправедливости и т.п. Человек разделяет свой ​​ум на две части, и одна из них размышляет над содержанием другой. Фактически разум является неделимым, но мыслительный импульс каждое мгновение размышляет о предыдущем импульсе, т.е. возникает мысль о мысли, что вызывает беспокойство, тревогу, возбуждение. А в чистом существовании нет никакой дуальности.

Медитация очищает ум, который обычно находится в беспокойстве, делает его более гибким. Она исключает любые ошибки и противоречия, готовит его к новым ментальным опытам и к интуитивному восприятию действительности. Цель медитации заключается как в преодолении автоматизма мышления, в искоренении уже существующих паттернов поведения, так и в развитии способностей, талантов человека. Еще с раннего детства люди теряют контакт с необусловленной реальностью и отдаляются от мира. Выход из этого состояния, который достигается практикой медитации, содержит в себе переживание тотального прекращения обычного процесса сознательной мысли - той мысли, которую дзен называет «мыслью, что ошибается». Именно это и происходит, когда человек входит в состояние абсолютного самадхи, то есть состояние, при котором исчезает сама идея собственного «Я» и возникает единство субъекта и объекта. Это состояние просветления; спокойного сознания, в котором отсутствуют бинарные оппозиции; слияние индивидуального «Я» с Абсолютом.

Сознание человека формировалось для жизни и деятельности в мире, ограниченном пространством, временем, причинностью. Эти категории породили восприятие мира как мира противоположностей и разграничения. Обусловленное этим сознание, как правило, не задумывается о возможности существования мира иных измерений, но данный подход фактически создает обманчивый мир, обусловленную культурно-согласованную реальность. В состоянии самадхи деятельность сознания прекращается, и человек перестает воспринимать время, пространство, причинность; оказывается за пределами мира противоречий; окончательно разрушает его и переживает единство всех вещей. Человек пробуждается и постигает свою первоначальную сущность, воспринимая необусловленную реальность как «чистое зеркало». В таком состоянии сознания бинарные оппозиции становятся фикцией; приходит понимание, что нет никакого различия между рождением и смертью, субъектом и объектом, материей и сознанием. Достигая состояния недуальности, медитирующий чувствует свою глубокую причастность ко всему сущему.

С помощью медитативных техник человек приобретает знания, не искаженные работой ума, и соединяет мир в целостную, гармоничную картину, где не существует ни добра, ни зла, ни жизни, ни смерти, потому что это только бинарные оппозиции человеческого понятийного аппарата, имеющие мало общего с реальностью. Медитирующий воспринимает мир непосредственно, а не с помощью понятий и категорий. Это интуитивное проникновение в природу вещей, осознание единства "всего со всем", вхождение "Я" в "мир". Окружающий мир предстает в совершенно неожиданном, и, тем не менее, настоящем ракурсе. Человек видит вещи в их истинном виде, не замутненном теориями ума, воспринимает все явления в их полноте, перестает делить мир на оппозиции, а его сознание приобретает состояние абсолютного покоя и гармонии, когда все имеет значение и ценность.

Медитация - это непрерывный инструментальный путь трансценденции. Трансцендеция означает развитие, следовательно, медитация является непрерывным развитием, или внутренним ростом. Она естественно и упорядоченно разворачивает последовательность все более высоких единств, пока не остается одно высшее Единство. Медитация - это эволюция, это трансформация. Она представляет собой развитие за пределы «Эго». Медитация прерывает концептуальное транслирование «Эго», которое состоит из мыслей и понятий, а также эмоциональных реакций на них. «Эго» облачает в более тонкие формы то, что оно воспринимало концептуально, переходя в высшие сферы бытия. Главными характеристиками таких сфер является трансвременная безвременность, любовь, отсутствие избеганий и привязанностей, полное приятие всего и субъект-объектное единство [4].

Чувствуя свое единство с миром, человек больше не воспринимает то, что находится вовне, как враждебное, не разделяет мир на знакомый, доброжелательный космос и опасный хаос. Тревога, страх, напряжение становятся менее значимыми и не такими невыносимыми. Медитация освобождает сознание и открывает новые горизонты существования. Человек понимает, что жизнь и смерть, добро и зло, материя и дух являются разными сторонами одного и того же, имя чему - Единство. Он чувствует необычную тишину ума. В такой тишине, или пустоте, находятся в покое источники всех видов деятельности. Это состояние чистого существования, простейшая форма человеческой экзистенции.

Возвращаясь в мир сознательной деятельности ума, медитирующий чувствует, что бытие изменилось. На месте «Эго» появляется другое «Я» с более широкими взглядами, такое, которое можно было бы назвать «Я», лишенным «Я», в котором нет места для ненависти, зависти, страха. Человек больше не привязан к своим ложным ментальным конструктам. Это состояние свободы. Он совсем по-другому начинает воспринимать мир, его сознание расширяется, он не дает определений, не раскладывает объект или явление на составляющие, а просто переживает их. Осознавая невозможность избегания мира дифференциации, он оказывается перед новой дилеммой, с которой ранее не встречался. Это влечет внутренний конфликт, для преодоления которого необходимо научиться, продолжая пребывать в этом мире, избегать различения, т.е. развивать в себе непривязанный ум. Каждое мгновение человек создает сам себя, свои мысли, которые влияют на все его дальнейшие мысли и действия. В любой момент он может изменить аспекты своего существования. Он ответствен за свое будущее и за будущее человечества в целом.

Таким образом, в мире, ограниченном пространством, временем, причинностью, т.е. в мире различения и противостояния, человек может идти дальше в достижении свободы ума и выйти за пределы такого различения. В нем формируется новая система восприятия мира, в которой уже можно не отдавать предпочтение одной части бинарной оппозиции, избегая другой, поскольку возникает понимание, что они просто не существуют друг без друга и все время переходят друг в друга. Арена ума полностью меняется. Человек становится экзистенциально поглощенным миром. Это мир художника и ребенка, мир, который трансформируется каждое мгновение, и вместе с ним трансформируется и сам человек. Человек становится подобным воде, меняющей направление своего движения вдоль берегов в соответствии с рельефом местности, при этом сохраняющей неизменную сущность. Он приобретает пластичность, гибкость, высокий уровень адаптации и чувствует себя сильнее в обыденной жизни, поскольку не тратит энергию на борьбу с ветряными мельницами. Сталкиваясь с тем, что раньше казалось ему таким страшным и неприемлемым, человек понимает, что это продолжение того, что он так любит, это другая сторона, порожденная его восприятием мира. Человек начинает лучше понимать других, их туннели реальности, не осуждать их, не выносить оценку, а просто воспринимать их каждый день такими, какие они есть. Все существующее становится новым, сияющим, многогранным. Человека ждут новые горизонты, он понимает, что формы жизни разнообразны, а сама жизнь безгранична. Буддийский ученый Дзе Хоси писал: «Человек, который исчерпал истину, обширен и пуст. Он не оставляет следа. Все вещи созданы самим человеком. Тот, кто понимает, что вещи - это он сам, - настоящий мудрец» [5, с.163].

 

Литература

  1. Murdoch I. The Sovereignty of Good /  Murdoch I. - London: Routledge & Kegan Paul, 1970. - 120р.
  2. Кастанеда К. Путешествие в Икстлан / Кастанеда К.; пер. с англ. А. Сидерского - К: "София", 2003; М.: ИД "София", 2003. - 416 с.
  3. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Хайдеггер М.; пер. с нем. В. Бибихина. — М.: Республика, 1993. — 447 с.
  4. Уилбер К. Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие / К.Уилбер; пер. с англ.. под. ред. А.Киселева. – М.: ООО «Издательство АСТ» и др.., 2004. – 314 с.
  5. Сэкида Кацуки «Практика дзэн» / Сэкида Кацуки. – К.: «Пресса України», «REFL-book», К30 – 1993. – 336с.