УДК 377.5:78.071.2

 

Черняк Е.Б. (Украина, Мелитополь)

доцент кафедры фортепиано, канд. пед. наук Мелитопольского государственного педагогического университета им. Б. Хмельницкого

 

ЛИЧНОСТНАЯ АДАПТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ИНСТРУМЕНТАЛИСТА

 

Достижение оптимальных результатов в музыкально-исполнительской деятельности во многом  зависит от наличия или отсутствия у инструменталистов комплекса профессионально важных качеств. Данный комплекс представляет собой иерархически взаимосвязанную структуру, а специфика его проявления обусловлена индивидуально-психологическими особенностями музыканта (темперамент, бифункциональные асимметрии и т.д.). В ряде современных исследований четко прослеживается двусторонняя связь между индивидуальными свойствами музыкантов и стилистикою исполняемых ими произведений. Актуальною в этом смысле представляется тематика статьи, целью которой стало определение специфики личностной адаптации музыкального репертуара у исполнителей с разными индивидуально-психологическими особенностями [3].

Вопросы адекватного выбора музыкального репертуара всегда оставались в категории педагогически острых. Зачастую преподаватели избегали давать своим воспитанникам произведения неудобные, «против шерсти», мотивируя это тем, что чуждый студенту репертуар спровоцирует ненужную сценическую панику, и, как следствие, негативный стрессокомплекс. Тяготение к определенному стилю, по мнению М.В. Никешичева, вызвано психическими особенностями человека, а выбор того или другого музыкального произведения напрямую связан с индивидуальной нейродинамикой инструменталистов. По тяготению к наиболее значимым музыкальным стилям (классицизм, романтизм, барокко) он предложил условно классифицировать исполнителей на четыре группы [1].

Однако, как показывает практика, один лишь учет индивидуальной предрасположенности инструменталиста к определенному музыкальному стилю не решает всех исполнительских проблем. Кроме тщательного выбора репертуара, у будущих исполнителей важно сформировать установку на определенный стиль произведения и закрепить в их сознании специфические стиле-формулы, характерные для музыкального материала. Для того чтобы свободно ориентироваться в музыкальном пространстве, следует тщательно проанализировать интерпретации разных стилей. Важно также сформировать у музыканта эмоционально положительную установку на данный стиль, а также обозначить соответствие (несоответствие) репертуара индивидуально-психологическому абрису исполнителя [3]. Раскрывая специфику личностной адаптации музыкального репертуара, автор исходил из предложенной им классификации исполнительских типов и того факта, что даже среди представителей одной типологической группы существуют свои градации.

Универсальным по своей природе среди представителей флегматической группы выступает флегмато-сангвиник. Он не только обладает волевыми качествами, значительным биоэнергетическим запасом, но и способен к гибкой адаптации в новых условиях, что совсем не свойственно чистому флегматику. Естественно чувствует себя флегматик в репертуаре философского плана, тогда как эмоциональные и динамично яркие произведения даются ему тяжело. Инертность и эмоциональная заторможенность флегмато-меланхоликов требуют тщательного подбора репертуара. Данный тип уверенно ощущает себя в произведениях небольших по форме, требующих рационального осмысления [2].

Одним из наиболее стабильных и физически выносливых исполнителей выступает сангвиник. Он способен к обучению, отличается высокой пластичностью, психологической устойчивостью, стабильностью игры в разных условиях. Ему присуща врожденная способность к гибкой саморегуляции. Сильную биоэнергетику, врожденную способность к гибкой адаптации, хорошую физическую выдержку имеет сангвино-флегматик. Стрессовая ситуация выступления активизирует и стимулирует его внутренние резервы. Однако в условиях, которые связаны с быстрым переключением внимания, он недостаточно мобилен. Сангвино-холерик отличается эмоционально-насыщенной интерпретацией музыкальных произведений. Ему по силам большие драматически конфликтные произведения. Так как сангвино-меланхолик быстро утомляется и тяжело переносит любое перенапряжение, ему лучше всего использовать музыкальные произведения, не требующие больших физических энергозатрат.

Быстрая утомляемость свойственна и холерикам, хотя данный тип отличается сильной биоэнергетикой. Вследствие индивидуально-психологического реагирования на стрессовую ситуацию выступления, возникают эмоциональная неуправляемость, спонтанность исполнения, гипертрофированная динамика. Полезно начинать выступление с произведений философско-созерцательного характера, которые способствуют нивелированию внутреннего напряжения. Яркостью, артистизмом и многогранностью исполнения отличается холеро-сангвиник. В условиях концертного выступления он демонстрирует лучшие результаты. Программа обязательно должна пройти «эмоциональную примерку» к исполнителю, учитывая особое субъективное отношение (положительное или отрицательное) к музыкальному репертуару. Холеро-флегматик претендует на универсальный статус среди исполнительских типов, так как имеет врожденную сильную биоэнергетику, способность к антиципации. Психологическая модель будущего выступления гибко варьируется в зависимости от программы и условий деятельности. Холеро-меланхолик характеризуется слабой сформированностью волевых качеств, эмоциональной неустойчивостью, врожденной чувствительностью. Важную роль для повышения качества выступления имеет выбор программы, посильной в техническом плане. Для повышения сценической уверенности показан репертуар, слегка заниженный по уровню [2].

Меланхолик в процессе исполнительской деятельности проявляет себя неординарно – чутко реагирует на музыку, способен к интуитивному ощущению стиля, гибкой агогике, но сильно поддаётся суггестивному воздействию, быстро утомляется физически. Вследствие сценического стресса возникает охранительное торможение. Врожденную чувствительность, эмоциональную собранность имеет меланхоло-флегматик, поэтому присущая ему слабая биоэнергетика во многом компенсируется  волевыми качествами. Необходимо исключить из его программы объемные произведения, динамически и эмоционально насыщенные, сложные в техническом отношении. Для исполнителей с хорошей базовой подготовкой показаны произведения импрессионистов. Необходимо также тщательно подбирать музыкальную программу меланхоло-холерикам. Репертуар должен быть разнообразным и позитивно восприниматься исполнителем. У меланхоло-сангвиников врожденная чувствительность, слабая биоэнергетика компенсируются гибкостью и эмоциональной уравновешенностью. При выборе программы для него нужно избегать больших, динамичных и технически сложных произведений [3].

Изучая специфику личностной адаптации музыкального репертуара будущих инструменталистов, мы пришли к выводу, что каждому типу исполнителя соответствует определенный комплекс психолого-исполнительских качеств. Он обуславливает специфику подбора музыкальных произведений, адекватных определенному инструменталисту. Коррекция музыкального репертуара осуществляется с учетом реагирования исполнителей на ситуацию сценического выступления (универсальный, репродуктивный, комплексующий типы), а также с учетом индивидуально-психологических различий музыкантов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Никешичев М.В. Исследование индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения игре на фортепиано: дис. …канд. псих. наук / М.В. Никешичев. – М.: АН Ин-т психологии, 1990. – 198 с.

2.     Цагарелли Ю.В. Психология музыкально-исполнительской деятельности: дис. …доктора псих. наук: 19.00.05 / Цагарелли Ю.В. – Казань: КГУ, 1989. – 425 с.

3.     Формування професійно-виконавських якостей майбутнього вчителя музики: [методичні розробки з курсу «Методика музично-психологічної корекції особистісних якостей майбутнього вчителя музики»] / Уклад. Є.Б. Йоркіна. – Мелітополь, 2001. – 51 с