Филологические науки/ Методика преподавания  языка и литературы

К.ф.н., доцент Бахор Т.А., Зольникова  Т.А.

Лесосибирский педагогический институт-

филиал Сибирского федерального университета, Россия

Проблема социализации личности в романе
  И.А. Гончарова «Обыкновенная история»

 

Русская классическая литература основное внимание уделяет изображению человека в его многосторонних отношениях с  действительностью. Характеризуя произведения, вышедшие в России в 1846 году (в их числе и «Обыкновенная история» И.А. Гончарова),  В.Г. Белинский считал, что они « воспроизводят жизнь и действительность в их истине» [1, с.16]. Дальнейшие исследования критиков и литературоведов утвердили  это мнение о романе И.А. Гончарова. Но нам неизвестны работы, в которых позиция автора выявляется при анализе проблем социализации личности, воплощенных в «Обыкновенной истории».

При анализе указанной проблемы мы опирались на хрестоматийно известное определение социализации как «процесса усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества» [2].

Первая стадия социализации – адаптация, в процессе которой ребенок овладевает нормами социальной жизни, осознавая свою принадлежность не только к человечеству, но и к определенной социальной группе. В романе нет полного описания этого периода социализации (как это, например, сделано в следующем романе Гончарова -  «Обломов»), нам почти ничего не известно о детстве Александра Адуева: «Жизнь от пелен ему улыбалась; мать лелеяла и баловала его, как балуют единственное чадо; нянька всё пела ему над колыбелью, что он будет ходить в золоте и не знать горя» [3, с.17]. Можно сказать, что, в первую очередь, он усвоил нормы помещичьей жизни. Агенты социализации (нянька, слуги, мать), обучающие его на этом этапе взаимодействию с обществом, сосредоточили свои усилия на воспитании будущего помещика в большей степени, чем человека вообще. Эту ограниченность  юного Адуева  видел повествователь: «О горе, слезах, бедствиях он знал только по слуху, как знают о какой-нибудь заразе, которая не обнаружилась, но глухо где-то таится в народе» [3, с.17].

Следующий этап социализации – стадию индивидуализации – писатель изображает более подробно. Герою «скоро тесен стал домашний мир» [3, с.17]. Мы видим, что приехавший в Петербург  20 –летний Александр Адуев  позиционирует  себя талантливым  писателем, автором нескольких проектов, способным решать важные  государственные вопросы. Такое мироощущение более всего соответствует  подростковой стадии социализации, для которой характерно желание личности выделить себя среди других, т.е. «максимальной персонализации» [1]. Ощущая несовпадение своих представление о будущей жизни в Петербурге с действительными обстоятельствами, Александр  болезненно расстается с прежней системой ценностей. Особенно отчетливо мы видим это в его восприятии столицы: «Ему противно сознаться, что Исакиевский собор лучше и выше собора в его городе, что зала Дворянского собрания больше залы тамошней. <> Зато, как он обрадуется, … что у него в городе  лучше икра, груши или калачи» [3, с.44]. Таким образом, герой пока еще  ценит природное (приобретенное при рождении) выше, чем культурное. Роль дяди Петра Адуева в романе заключается в осуществлении десоциализации – «процесса отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил» [4, с.119]. Именно дядя  поддерживает  племянника  на этапе его ресоциализации, в процессе которой герой проходит болезненное «обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения» [4, с.119]. Александр постепенно перенимает взгляды  дяди на  жизнь и службу: «В службе заметили способности Александра и дали ему порядочное место. В редакции журнала Александр тоже сделался важным лицом. Он занимался и выбором, и переводом, и поправкою чужих статей, писал и сам разные теоретические взгляды о сельском хозяйстве» [3, с.244].

Как видим, на стадии интеграции человека в общественную жизнь, происходит полное изменение личности Александра: он стал  «как дядя», как «настоящий Адуев» [3, с.318].

Другая «Обыкновенная история» представлена в судьбе Лизаветы Александровны. Очертив жизнь своей жены магическим кругом запретов, заплатив женщине за это благополучием, Петр Адуев лишил ее  самой возможности социализации на этом этапе ее развития.  Адуев превратил домашний мир в крепость, «неприступную для соблазна», «но зато в ней встречались на каждом шагу рогатки и патрули и против всякого законного проявления чувства...»,- так характеризует писатель жизнь молодой женщины.  Именно «законное проявление чувства», их весенний разлив в жизни Александра позволил ему выдержать удары судьбы в более зрелом возрасте, тогда как искусственное извлечение  Лизаветы Александровны из процесса социализации лишает героиню жизненных сил.

Таким образом, И.А. Гончаров   художественно исследует процесс современной для писателя социализации личности, угрожающей самоуничтожением личностного начала в человеке.

 

Использованные источники

1.     Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т.- Т.10. Статьи и рецензии. 1846-1848 гг.- М.: АН СССР,1955.

2.     Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Е.Н. Педагогика: Учебное пособие.
/Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Академия, 2002.[Интернет- издание]
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/08.php

3.     Гончаров И. А. Обыкновенная история.- М.: Художественная  литература, 1983.

4.       Радугин А.А., Радугин К.А. Социология.- М.: Центр, 1997.