Некоторые научно-практические аспекты эстетического воспитания посредством английского языка.

 

А.К.Бимаганбетова

Международный Казахско-Турецкий университет им.Х.А.Ясави

RESUME

This article deals with the some scientific and practical aspects of the esthetic upbringing through English.

 

На протяжении всей истории человечества общество стремилось воспитать всесторонне и гармонически развитую личность, которая в будущем станет основой и силой государства, ставящего перед собой все новые задачи поиска и реализации путей и методов воспитания, адекватных в данной временной формации. В настоящее время изменения происходят не только политической и экономической сферах деятельности, но и в сознании самих людей. В этих условиях общество все большее внимание начинает уделять формированию духовных качеств и эстетических чувств подрастающего поколения, понимая, что значение нравственно-эстетического воспитания в этом процессе огромно. Чувство прекрасного в каждом человеке обусловлено природой, но необходимо найти и привести в движение те рычаги воспитания, которые могли бы культивировать эстетические чувства, побуждающие к деятельности по “закону красоты”, определяемые должным уровнем вкуса и идеала.

Многие авторы утверждают, что для достижения большей эффективности эстетического воспитания необходимо применять комплексный подход. С.А.Герасимов, выделяя два принципа, утверждает, что система эстетического воспитания должна быть выстроена таким образом, чтобы различные виды искусства взаимодействовали между собой. На этом основывается необходимость осуществления межпредметных связей. Второй принцип заключается в том, что эстетическое воспитание должно быть частью любого воспитания. Установление межпредметных связей позволяет осуществлять данный вид воспитания в школе на всех уроках, включая занятия английского языка. Знание языка, являясь критерием образованности, воспитанности человека, служит средством общения, ведения диалога как в узкой сфере между людьми, так и в более широком аспекте – между культурами. Общение предполагает понимание, познание, соприкосновение с реалиями другой культуры. Понимание другой культуры начинается со знакомства “со знаковой системой данной культуры – ее языком, культурным кодом” [1, 107]. Это является первоначальной задачей учителя. Преподавание иностранного языка преследует как образовательные, так и воспитательные цели, в том числе и эстетические. Посредством языка педагоги стараются привить детям чувство прекрасного, распознать и оценить красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде, в искусстве.

Как отмечает Е.М.Калачева, педагогам нужно уметь и широко использовать в своей работе такие дидактические факторы, как ”… эстетические возможности школьного предмета, эстетическая направленность познания и самопознания, обновление содержания обучения за счет его эстетического компонента, творческая деятельность учащихся на уроке, эстетическое самообразование ”[2, 54,].

Что касается “эстетизации обучения”, надо отметить, что каждый элемент урока должен нести эстетическую значимость, должен быть эмоционально окрашен.

Учитывая тот момент, что обучение иностранному языку основывается на мотивации обучения, создании ситуаций для реализации коммуникативных целей, уже на первом этапе урока – организационном моменте, беседуя о природе, о погоде можно построить разговор нестандартно.  “Осень.Листья опали. Как-то сразу стало скучно, тоскливо. Вам нравится осень? А.С.Пушкин писал, что осень является его любимым временем года. Как вы думаете, за что он любил осень? Во многих своих стихотворениях он описывал времена года. Некоторые были об осени. Я прочитаю одно из них, а вы напишите, что чувствуете при этом, может быть, вы вспомните какой-нибудь момент в вашей жизни, подходящий под настроение этого стихотворения ”. Беседа может проходить в сопровождении музыки. Например, слушая отрывок сочинения Вивальди ”Времена года”, ученики пытаются описать свои мысли и чувства, вызванные этим фрагментом. [3, 56]

Верно мнение, что ”по эмоциональному воздействию на духовную сторону развивающейся личности именно музыкальное искусство занимает одно из первых мест”  [4,97].подобные виды работы позволяют обеспечивать высокий уровень интеллектуального развития, эмоциональной и нравственной восприимчивости, приводят к творческому развитию учащихся, повышению их активности.

Как отмечают В.Г.Александрова и И.Г.Димова в своей работе ”Центр эстетического воспитания как новая форма организации воспитательной работы в школе”, ”… невозможно рассчитывать на изменение ситуации в художественно-эстетическом воспитании детей, совершенствуя, например, только лишь уроки музыки, другие учебные дисциплины или обогащая внеурочную работу по искусству”. При этом велика значимость факультативных, внеклассных видов работы: организации экскурсии, походов на природу, кружков и т.д., которые помогли бы ”… обратить ребенка, подростка к духовным ценностям, раскрыть индивидуальность каждого ученика”[5,116].

В заключении отметим, что эстетическая культура глубоко влияет на формирование воли и нравственных качеств личности. Поэтому первостепенной задачей является развитие и облагораживание интеллектуальных возможностей, эстетических чувств, моральных качеств ученика и его воли средствами эстетического воздействия, что способствует формированию гармоничной личности.  

 

Литература

  1. Семина О.В. педагогические проблемы изучения художественной культуры. Идея диалога культур в изучении мировой художественной культуры. //Художественная культура и глобализация образования. Межвуз. сб.науч.тр.-СПБ.:Образование.1992
  2. Калачева Е.М. воспитание у старшеклассников эстетических ценностей в целостном педагогическом процессе.//Дисс. … канд.пед.наук. Армовир.2001.
  3. Diana Larson Freeman. Teaching Technics. Oxford. 1999.
  4. Устименко И. Эстетическое воспитание студентов на занятиях английского языка.//Педагогика. №3. 1991.
  5. Александрова В.Г., Димова И.Г. Центр эстетического воспитания как новая форма организации воспитательной работы в школе.//Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика. ВНИИ-искусствознание.1990.