Магистрант  2 курса Карканова А. Ж.

Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, 

Факультет филологии литературоведения и мировых языков

город  Алматы, Казахстан

Сравнительно – сопоставительный анализ к рассказу Магжана Жумабаева «Шолпанның күнәсі»

 

«Теңіз терең емес, адамның жаны терең»

М. Жумабаев

В статье рассматривается произведение Магжана Жумабаева «Грех Шолпан» и основные вопросы, которые затрагивает автор в рассказе: любви и предательства, взаимоотношения между людьми, понимания и непонимания, радости и горя, и как найти выход из создавшегося положения? 

Магжан Жумабаев - великий казахский поэт, писатель, произведения которого и сейчас затрагивают ум и души многих читателей. Читая произведения  Магжана Жумабаева, в которых писатель в образе своего персонажа показывает  нам душевное переживание, боль, страдание, непонимание и заблуждение не одного отдельного человека, а всего казахского народа. Народа, который с приходом к власти большевиков, стоит перед выбором, и не знает, подчиняться ему новым законам и правилам, которые обещают (или может даже где-то «навязывают») им «красивую и беззаботную жизнь», и освобождение от старых устоев и традиций, или жить по уже установленным правилам, которые передаются им из поколения в поколение. Возможно, автор хотел показать нам чувственные переживания народа, проблему господства и подчинения. Борьбу между слабыми и сильными, богатыми и бедными, как каждый, молча, переносил боль и переживание, не зная и не понимая, где, правда, а где ложь.

Ведь многие, особенно молодые люди, как героиня рассказа «Грех Шолпан» хочет быть счастливой, беззаботной молодой женой и не обременять семейное счастье ребенком, считая изначально, что он разрушит их семейную идиллию. Шолпан предъявлять не только к жизни свои желания и  требования, но и Богу. И с самого начала она сама принимает решения, не обсуждает их с родными и близкими ей людьми, и даже с любимым человеком. Пытаясь жить в придуманном ею мире, построенном на иллюзии, предположении и обмане, безумном желании добиться своей цели, ни смотря, ни на что. Но ведь мы только желаем и предполагаем, а Бог располагает и ставит все на свои места. И каждый из нас знает, что если в жизни человека нет порядка, то там господствует беспорядок.

И даже сейчас, читая рассказ «Грех Шолпан», написанный Магжаном Жумабаевым больше полвека назад, который и сейчас затрагивает души многих читателей, разных возрастов. После прочтения рассказа, в голове возникает сразу множество вопросов: Почему? Зачем? С какой целью? А нужно ли это? Для чего? В чем причина? Как найти выход? А «грех» ли это, или легкомысленные действия молодой женщины? Имеет ли человек право судить ее, и выносить приговор?

Магжан Жумабаев несмотря на свою короткую и трудную жизнь, полную переживаний, недопонимании и борьбу за справедливость, был великим писателем и поэтом. На высоком художественном (я бы даже сказала «жизненно-чувствительном») уровне были написаны  все его произведения.

В произведениях для Магжана Жумабаева нет ничего выше и достойнее любви. В рассказе «Грех Шолпан», героиня во имя любви к мужу и семейному счастью, идет на различные безрассудные поступки, и измене. И в конце рассказа, Шолпан, своей смертью искупает право на материнство, право самой выбирать путь, может даже не всегда правильный, но подсказанный ей сердцем.

Магжан Жумабаев рассказывает нам историю одной аульной молодой женщины, которая в начале замужества, в своих молитвах и желаниях просит Бога не давать ей ребенка. Считая, что ребенок разрушит их счастливую семейную жизнь. И со временем она оглядывается и понимает, что как раз ребенок скрепит очаг семейного счастья, и согреет его в зимние долгие вечера под старости лет. И как Шолпан думает, что ради любви к мужу, и их будущему семейному счастью, она решает, что только появление ребенка принесет в их  дом все это. Молодая женщина начинает искать причины в себе, в своем поведении, поступках и даже в отношении к Богу. Шолпан начинает вести чистую и праведную жизнь, соблюдая все предписания и правила. Прибегая к использованию как традиционной, так и нетрадиционной медицины. Но, к сожалению, Бог не услышал её молитв. Женщина не отчаивается, и начинает искать другой выход. И приходит к выводу,  что муж Сарсенбай бесплоден, и не может иметь детей,  и решает, что ради мужа и их счастья, она должна найти выход. И видит, только один выход – это измена. Шолпан  начинает перебирать претендентов среди аульных джигитов, и останавливает свой выбор на Азимбае, родственнике мужа, Сарсенбая. Встретив Азимбая и назначив на вечер свидание, она тщательно готовиться, и ждет его. Молодая женщина так увлекается молодым Азимбаем, что забывает про стыд, мораль, нормы, правила поведения жены и хозяйки дома. Шолпан уже не думает, что все это происходит в маленьком ауле, где все и всё на виду у родных людей её мужа.

И вот, наконец, Шолпан беременна, она на втором месяце, ее цель достигнута. Она как безумная не может уже контролировать себя, и позволяет Азимбаю при людях вольное поведение, ей уже все равно, что скажут люди, и не слушает предостережения свекрови. У нее в голове только одна мысль, это - ребенок, и все ради него и любимого мужа Сарсенбая. Шолпан действует как безумная,  и родственники, и ребенок, и даже сама жизнь ей уже в тягость. Она не может расстаться с Азимбаем, и продолжает с ним встречаться. Она не узнает тихого и спокойного мужа, который начинает ей грубить, и избивать за случайно разбитую посуду. И вот в один из дней приходит расплата, Сарсенбай увидел выбегающего из юрты Азимбая, не помня себя от ярости и злости, начинает жестоко избивать Шолпан. И даже прибежавшие на крики люди, не смогли спасти Шолпан. Её наказали согласно шариату, обливанием 40 ведрами холодной воды из колодца. На следующий день Шолпан умирая, ищет ребенка и его («который должен был придти к ней и ребенку»).

Почему главной героине, Шолпан чуждо общество, в котором она живет? Почему Шолпан сидит в стороне от других людей, ведь в рассказе практически нет диалога, и даже с любимым мужем, а только внутренний ее монолог? Она живет тихо в своей уединенной юрте, отчужденно от жизни. Чувствуется эгоизм собственных желаний, действий и поступков героини рассказа. Она не принимает попытки общения с мужем, и совместного поиска решения проблемы и выхода из данной ситуации. Она сама лично принимает все решения, и уверенно, не слушая предостережения свекрови, как обезумевшая идет к поставленной цели.

Почему Шолпан не задумывается о том, что, когда родиться у нее ребенок, что будут говорить люди? Кто будет его настоящим отцом? Каково будет мужу Сарсенбаю, знать, что он не отец  этого ребенка? И, что она скажет  ребенку, когда он вырастет? Как общество и друзья будут к нему относиться? И, надо ли, жить всю жизнь с грузом на сердце, виной перед родственниками, мужем и  ребенком?

Магжан Жумабаев в своем небольшом рассказе показывает нам самые глубинные переживания и смятения в душе человека, который стоит перед выбором, и поиском своей правильной дороги в жизни. Автор тонко описывает все душевные переживания, волнения и преобразования героини, показывая нам силу и волю, борьбу и сопереживание, душевное смятение и недопонимание окружающих.

Хочется задать вопрос, а имеет ли человек право на то, чтобы ставит жизни свои условия и желания, хочу вот так, или вот так, разумно ли она поступает? Ведь за свои действия правильные они или неправильные, мы несем полную ответственность. Имеет ли человек право, идти против природы, правил и законов жизни? Здесь вспоминаются мне слова Платона: «Каждый человек знает, что хорошо, и, зная это, делает, то, что плохо».

Существует два вида закона: законы созданные человеком и законы природы.  И каждый из нас может нарушать человеческие законы, например: пройти дорогу на красный свет, тут нас могут и поймать, а могут  и не поймать.  Но если мы нарушим законы природы, то обязательно попадемся. Ведь по природе, женщина выходит замуж и должна родит ребенка, ради семьи и продолжения рода человеческого. И Бог нам дает тогда, когда надо, а не тогда, когда мы этого (даже сильно) хотим.

С самого рождения нас учат родители, родные и близкие, в детском саду воспитатели, в школе учителя и наставники по жизни. Мы учимся, пробуем и перенимаем жизненный опыт старших. Мы живем по законам и правилам, установленным у нас дома, в школе, и даже когда находимся во дворе с друзьями. Правила, которые передаются из одного поколения в следующее поколение, из одного общества в другое. А если никто не будет чтить, уважать и соблюдать эти правила,  то, что же будет в мире, хаос и беспорядок.

Сложно представить, как бы мы сейчас жили, если каждый поступал так, как он считает правильным. Человек должен подумать и решить для себя, жить ему в обществе по законам общества или одному по своим законам. И живя по законам общества, каждый человек должен уважать и соблюдать правила, традиции, обычаи, социальные, правовые, религиозные нормы и многое другое. Или жить в придуманном мире, и идти по дороге, которая неизвестно, куда его приведет.

Прочитав рассказ, начинаешь задуматься над вопросами чести и совести, честности и обмана, понимания и не понимания, верности и предательства, любви и измены, долга перед Богом, родными и близкими нам людьми.

Возможно, автор хочет показать, борьбу старых устоев и традиций с новыми законами и правилами. Правила, которые внушало и «навязывало» правительство людям, в начале 19 века. Людям рассказывали про «красивую жизнь», которая у них будет, когда они освободятся от своих старых принципов и укладов. «Красивая жизнь» – это хорошо, но что она в себе несет, сейчас ее можно сравнить с «жизнью за границей» или «американской мечтой», где все на картинках красиво, заманчиво и так притягательно. Но надо ли нам это, жизнь, навязываемая нам  кем-то, каждый должен решить это  для себя сам.

Стоит полагать, что Магжан Жумабаев хотел показать в названии рассказа «күнә» - «грех, нарушение предписаний Шариата и совершение богопротивных поступков. Божья кара грозит за это на том свете адом, в огне которого грешник будет гореть вечно. Для истинного мусульманина это кара страшнее, чем все земные законы».

О чем на самом деле думал автор, когда создавал образы своих героев у себя в голове? Что он нам хотел сказать или показать, а может на что-то подтолкнуть? Сможем ли мы расшифровать и узнать, наверное, точно нет, только предположить.

Прочитав произведение, мы даем возможную интерпретацию текста, то, что мы видим в нем, чувствуем нашим опытом, временем и «багажом» знаний.

Здесь, изложена одна из возможных версий, написания Магжаном Жумабаевым рассказа «Грех Шолпан».  Я думаю, еще много поколений будут читать этот прекрасный рассказ, и выдвигать свои интерпретации, и понимания к нему.

Литературное наследие Магжана Жумабаева уверенно вошло в историю казахской поэтической культуры, составив наряду с творчеством других классиков ее неотъемлемую часть.

ЛИТЕРАТУРА

1.              Жумабаев Магжан. Собрание сочинений в 3-х т. Алматы, Жазушы, 2002.

2.              Магжан Жумабаев. «Шығармалары» (Произведения). Алма-Ата: Институт  литетатуры и искусства АН КазССР, 1989.

3.              Магжан Жумабаев. «Пророк» (Стихи и поэмы в переводе на русский. Составитель  Б. Канапьянов). Алматы: «Жибек Жолы», 2002.

4.              Магжан. Избранное (Таңдамалылар), миниат. издание в серии «Мудрость веков». Москва: «Русский раритет», 2005.