Филологические науки /
7. Язык, речь, речевая коммуникация
К.ф.н. Пименова З.П.
Иркутский
государственный лингвистический университет, Россия
Функции метафоры в рекламном туристическом дискурсе
В основе современных взглядов на природу метафоры лежит положение о метафорической природе мышления, в соответствии с которым метафора возникает в силу глубинных особенностей человеческого мышления, одновременно являясь его орудием в познании мира, что позволяет говорить о метафоре как о когнитивном феномене. Основное положение теории когнитивной метафоры сводится к тому, что в основе процессов метафоризации лежат процедуры обработки знаний – фреймов (особыми унифицированными конструкциями знания или связанными схематизациями опыта) и сценариев (обобщенный опыт взаимодействия человека с миром). Исходя из понимания метафоры как мыслительного процесса, как средства воздействия на сознание и эмоциональный мир адресата, метафору принято определять как ментальную операцию, как способ познания, категоризации, концептуализации, оценки и объяснения мира.
Метафоры в рекламном туристском дискурсе выполняют множество функций. В данной статье мы остановимся на функциях метафоры в когнитивно-коммуникативном и прагматическом аспектах. В когнитивно-коммуникативном аспекте метафоры в рекламном туристском дискурсе выполняют функции концептуализации и категоризации. В прагматическом аспекте – функцию персонификации и аттрактивную функцию (или функцию положительного информирования).
Функция концептуализации кроется в самой сути метафоры, в её гносеологической природе, метафора приобретает особую значимость, образуя смысловые звенья. Как пишет Е.В. Мошняга, концепты туризма – это коды и знаки туристской культуры, ее культурные доминанты, опорные точки и ориентиры туристской картины мира. С помощью туристской концептосферы реализуются выделение, фрагментация и освоение туристской картины мира, т. е. перцепция, когниция, взаимообмен культурными смыслами, коммуникация. Посредством концептосферы задается, параметрируется, категоризируется система туризма и концептное пространство туристской коммуникации (Мошняга 2011: 39).
К базовым концептам
рекламного туристского дискурса, где функционирование метафоры является
эффективным средством воздействия на адресата, следует отнести концепт «Рай»,
для которого характерны пространственно-временная локализация, системность
внутренней структуры, детерминированность. Концепт «Рай» представляется в
рекламном туристском дискурсе в локальной и гедонистической когнитивных
метафорических моделях: Отдых в
Доминикане – это райское наслаждение, истинное удовольствие и возможность
оценить все прелести жизни; Мальдивы – сказочное райское место, это Ваша
мечта, сказочный мир «баунти», полный
райских наслаждений.
Функция категоризации, как отмечает С.Л. Мишланова, связана с тем что метафоре отводится важная роль на этапе процессирования знания, она способствует его интеграции в концептосферу дискурса, т.е. обеспечивает категоризацию знания. Метафора, являясь механизмом процессирования знания, позволяет оптимизировать его восприятие реципиентом (Мишланова 2008). Категоризация как познавательный процесс - это соотнесение объекта или события с определенной категорией, с ее помощью люди подразделяют реальный мир, как бы «сегментируют» его и определяют границы между реалиями.
Функционирование
метафоры в рекламном туристском дискурсе в функции категоризации
рассматривается нами в аспекте сферы-источника, элементы которой связаны
различными семантическими отношениями. В качестве основных сфер-источников в
рекламном туристском дискурсе выделяются такие как, «Растения», «Животные»,
«Природные явления», «Культура», «Пространство и ландшафт», «Быт», «Человек»,
где метафоры выполняют функцию категоризации. Так, например, сфера-источник
«Природные явления», объединяющая репрезентанты
физических явлений, времен года и времени суток, погоды, атмосферы, небесных
тел, активно вовлекаются в метафорический процесс, что позволяет создавать интенсивные
и оригинальные образы: Кемер –
это лазурь неба, бирюза морских вод, малахитовая зелень сосен, горы как
изумруд, тихие и уютные заливы, шёлк песчаных золотых пляжей…; Французская Полинезия. Безупречный шедевр
природы и палитра божественных красок: изумрудные и фиолетовые горные утесы,
вырисовывающиеся на голубом фоне потрясающего неба; сказочные лагуны,
переливающиеся нефритом и бирюзой, небеса, меняющие золото заката на пурпур
восхода, пьянящий ароматами дивных цветов.
Функция персонификации актуализирует свойство метафоры, заключающееся в перенесении человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Взаимодействуя с метафорой, персонификация приобретает особую образность и экономичность при передаче смысла. Персонификация – это не только стилистическое средство, создающее образность и придающее красоту высказыванию, но и способ выражения определенного мировосприятия, а именно мифологического мышления.
В качестве основных
сфер-источников функционирования метафоры в функции персонификации выделяются
такие как, «Животные, птицы», «Пища», «Растения», «Временные понятия»,
«Ландшафт», «Путь», «Небо, небесные тела», «Вода», «Природные явления»: Маврикий. Здесь
можно услышать море, птицу и себя. Здесь можно понять, о чем шепчет ветер, и
что повествует море. Здесь можно разобрать тайную мелодию леса, и познать суть
молчания камней. Подобно великану, Маврикий сжимает тебя в своих объятьях,
щекоча щеку колкими брызгами соленой воды и обжигая душу бесконечным восторгом.
Функция положительного
информирования (Мишланова 2008) или аттрактивная функция обеспечивает легкость
восприятия реципиентом информации и формирует позитивное отношение к ней
(информации). Метафоре отводится роль интенсификатора привлекательности
туристского концепта «дестинация», метафора участвует в формировании
положительного образа – имиджа дестинации (Аликина 2010: 45). Функционирование
метафоры в рекламном туристском дискурсе в функции положительного
информирования предполагает усиление положительной аттракции посредством
мелиоративной метафоры, а также опору на стереотипные образные и когнитивные
модели посредством репрезентации прецедентных текстов и фразеологизмов. Так,
например, усиление положительной аттракции осуществляется посредством различных
колористических объективаций с очевидным намерением
создать более красивый вид изображаемого, что можно расценивать как проявление
в цветовой образности определенных мелиоративных тенденций: Гоа,
тропическое царство небесной синевы и зелени; Маврикий. Яркие
изумруды тропических джунглей, терпкая лазурь Индийского
океана, мягкий топаз величественных гор и коралловое безумие
подводного мира. Здесь красками играет почва, цветную акварель которой не под
силу разрушить даже воде. Здесь море волнует оттенками.
Литература:
1.
Аликина
Е.Ю. Аттрактивная функция метафоры в туристском дискурсе // Вестник Пермского
университета. Российская и зарубежная филология. – 2010. − №6. – С.
44-50.
2.
Мишланова С.Л., Уткина Т.И Метафора в
научно-популярном медицинском дискурсе (семиотический,
когнитивно-коммуникативный, прагматический аспекты). – Пермь: Изд-во Перм.
ун-та, 2008. – 400 c.
3.
Мошняга
Е.В. Концептное пространство межкультурной коммуникации в системе
международного туризма: автореф. дис. … д-ра филос. наук. – Москва, 2011. – 42 с.