Литературный  герой в повести Т.Абдикова «Тозақ оттары жымындайды»

         Согласно Л.Я. Гинзбург, одним из основных является персонаж или литературный герой как «целостный образ человека», определяемый как «серия последовательных появлений или упоминаний одного лица, изображение его слов, действий, внешних черт, внутренних состояний, повествование о связанных с ним событиях, авторский анализ» [1, с. 9].

         Расстановка персонажей – важнейший пространственный принцип организации предметного мира, сюжет же упорядочивает этот мир в его временной протяженности. Повествование, как известно, далеко не всегда послушно следует за хронологией. Построение рассказа всецело во власти писателя. А в произведениях с несколькими сюжетными линиями ему нужно решить, как чередовать эпизоды, в которых заняты те или иные герои. Еще одна проблема текстуальной композиции связана с введением прошлого в основное действие произведения, с ознакомлением читателя с обстоятельствами, предшествующими завязке (описание жизни Кияку из повести «Тозақ оттары жымындайды»), а также с последующими судьбами персонажей. В истории литературы выработан целый ряд приемов, решающих эти задачи: в произведении может быть пролог, завязке обычно предшествует экспозиция, сжатый и компактный рассказ о прошлом героя называется предысторией, о его дальнейшей судьбе – последующей историей, сведения о жизни героев после основного действия могут сообщаться в эпилоге. Благодаря этим приемам пространственно-временные рамки повествования расширяются, без ущерба для изображения «крупным планом» основного действия произведения – изображения, в котором повествование сочетается с описанием, сценические эпизоды перемежаются с психологическим анализом. Так, в повести «Тозақ оттары жымындайды» время действия – жизнь доктора Бейкера, но благодаря предыстории главного героя мы возвращаемся на много лет назад и захватываем жизнь индейского мальчика Кияку. А это необходимый фон для оценки героя, для понимания исторической сути этого персонажа.

В повести «Тозақ оттары жымындайды» он описывает быт и трагедию одного индейского племени. Главным героем является шестилетний мальчик из племени «араку» по имени Кияку, в последствии ставший всемирно известным врачом Эдуардом Бейкером. Этот сложный персонаж повести имеет две линии судьбы, таким образом в повествовании Т.Абдиков применяет прием «сюжет в сюжете», принцип зеркальности настоящего и прошлого.       Образ главного героя обрисован автором дважды и достаточно противопоставлено. К примеру, в начале повести он описывает взрослого солидного мужчину: «Жалпақ күңгірт көзілдірік киген, ұзын бойлы, ерекше тіптік доктор Бейкер. Баласы жоқ, әйелі де жоқ. Ғылымға беріліп кеткеннен деп те айтады. Шын мәнінде медицина «тәңірісі ғой». Араб дейді, еврей деп біреу айтады. Қатал, өктем мінезді [2, c. 142].  В продолжении же внешний облик мальчика: «Анасынан шыр етіп жерге түскенде әкесі оған Кияку  деп ат қойды. Әкесі Чоро осы төңірекке әйгілі бақсы болатын. Барлық сәбилер сияқты ол да сүйкімді болды. Екі жасында оны көрші үйдің өзімен жасты бұйра бас қызымен атастырды. 5-6 жасар шамасындағы кіп-кішкентай, ап-арық индеец бала» [2, c. 153, 185]. Антитеза присутствует в описании как внешности, так и характера, судьбы. Если Эдуард это олицетворение зрелости, то Кияку – это молодость. Доктор считает себя одиноким человеком, индейский же мальчик имеет мать, отца, брата, названную невесту и соплеменников. В характере известного врача журналистом подчеркивается уверенность и  суровость, но далее повествуется о  беззащитном, боязливом, радостном  и милом аракуанце.

         Отличны друг от друга и линии жизни главного героя. Автор даже проводит черту между ними, одна - жизнь Кияку заканчивается во времена учебы в университете и начинается другая жизнь Эдуарда Бейкера: «Тағдыр тауқыметі мойнынан біржола сыпырылып, басқа бір сәулелі, жарқын өмірдің кіріспесі басталды. Университеттің профессоры Джорж Бейкер ақсүйек адам еді. Джорж Бейкер Эдуардты өз қолымен жетелеп, ғылым әлеміне  кіргізді, кейін сол фамилияда біржола қалып қойды» [2, c. 187]. 

         В интервью с журналистом доктор рассуждает о морали и справедливости, о философских, социальных, физических и биологических возможностях человека, о четырех составляющих творчества – знании, труде, силе воли и интуиции. Их диалог о глобальной цивилизации, которая принесла с собой смерть многих индейских племен, затрагивает и ранит душу Эдуарда Бейкера, поскольку в разговоре он узнает об исчезновении своего рода: «Араку тайпасынан да бір де бір адам қалмаған. Неден қырылғаны белгісіз, мекенжайлары қаңырап бос қалды» [2, c. 150].  После этой новости он изменится в лице, он вспомнит о потере родных – смерти брата, отца: «Ұлы бақсы Чороның өлімі ең ауыр өлім» [2, c. 177]. Племя араку символизируется с правдой и справедливостью, во имя которых они могут отдать свои жизни : «Араку үшін жан пида!» [2, c. 173].

         Название повести – это деталь произведения, фраза прорицателя и старого аракуанца Янумаки, который предвидел исчезновение племени и видел те самые приближающиеся красивые огни золотоискателей, олицетворяющих для племени смерть: «Тозақ оттары жымыңдайды» [2, c. 166].

         Многие испытания судьбы закалили главного героя, он изменился и  при всех невзгодах стал феноменальным человеком в медицине. Он был на волоске от смерти много раз, судьба испытывала его:

1.     когда поймали золотоискатели;

2.     когда заставили бежать от пули;

3.     когда он бросился с обрыва и долго плыл под водой, боясь быть убитым;

4.     когда полуживым находят и спасают рабочие каучуковой фабрики;

5.     когда в Нью-Йорке убивают кормильца, негра Перри.

     А в результате он смог выжить, найти работу, отучиться и посвятить свою жизнь спасению многих людей: «Моргтен неше адамды тірілткенін естіп пе едіңіз?» [2, c. 143].

         Кияку дал клятву своему отцу служить всю жизнь племени араку: «Мен араку тайпасынан шыққан Ұлы бақсы Чоро баласы Кияку, араку жұрты үшін құрбандыққа әзірмін! Бүкіл бақсылық ғұмырымды аракуларға арнаймын» [2, c. 173]. Но по стечению обстоятельств и трагедийности судьбы он не смог вылечить последнего представителя своего племени, незнакомого, и в то же время родного человека: «Кереует  үстінде мойны мен иығын қызылмен бояған, маңдайына, жағына, иегіне жасыл бояумен қос сызық ноқат жүргізген, елулер шамасындағы индеец жатыр, араку тайпасынан қалған ең соңғы адам. Түн ортасы жалғыз индеец доктор Бейкердің алдында біржола көз жұмды» [2, c. 200, 202]. Эта встреча символизирует для Эдуарда огромную радость, счастье и надежду, и в то же время огромное разочарование и единственную неудачу в его врачебной практике. Он не смог посвятить жизнь изучению недуга, от которого скончалось все его племя, но он выжил и продолжил дело своего отца, отдав всю свою жизнь во имя самого достойного занятия – врачевания.

1.     Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.

2.      Төлен Әбдікұлы. Оң қол. Повестер мен әңгімелер. – Алматы, Атамұра,2002. - 352 бет.