ДАГЛДИЯН КАЛУСТ ТИГРАНОВИЧ
Ростовский педагогический институт Южного федерального университета

ПРОБЛЕМЫ СТИЛИЗАЦИИ

В ДЕКОРАТИВНОЙ  КОМПОЗИЦИИ

 

         Стилизация в изобразительном искусстве и её виды

Стилизация  в изобразительном искусстве известна с древнейших времён. Как метод художественного творчества она достигла высокого уровня в ассирийско-вавилонских, персидских, древнеегипетских и древ-негреческих орнаментах, в которых наряду с геометрическими линиями и узорами часто использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные, и даже фигуры людей. В наши дни орнаментальные композиции с элементами стилизации находят широкое применение в настенных росписях, мозаике, лепных, резных, чеканных и кованых украшениях и изделиях, в вышивке, в расцветке тканей.

         Творческая  стилизация в изобразительном искусстве обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и, как результат, отображение их с элементами новизны.  

Наряду с творческой стилизацией существует её более низкий уровень, так называемая, подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям и приёмам творчества того или иного народа, стилям знаменитых мастеров. Однако, несмотря на уже имеющийся образец, подражательная стилизация не должна иметь характер прямого копирования. Подражая тому или иному стилю, создатель стилизованного произведения должен стремиться внести в него свою индивидуальность, например, избранным сюжетом, новым видением колорита или общим композиционным решением. Именно степень этой художественной новизны и будет, как правило, во многом определять ценность стилизованного произведения.

В целом, стилизация, в первую очередь, творческая является одним из плодотворных методов изобразительного искусства, который основан на другом - отличном от реалистического,  способе реальной интеграции при осмыслении и отражении окружающей жизни. Широкую  известность получили знаменитые стилизованные произведения  Ван Гога, Сезанна, Пикассо, Матисса, Дерена, Фернана Леже, Модильяни, Миро, Фалька, Кандинского, Шагала, Федорова, Гончаровой, Лентулова, Филонова, Куприна, Сарьяна и многих других зарубежных и отечественных мастеров.

Стилизация в декоративно-прикладном искусстве

При создании произведений декоративно-прикладного искусства  наиболее плодотворным является метод творческой стилизации. Более удачным названием этого важного художественного метода могло бы быть не стилизация, а интерпретация, которое более точно передаёт сущность и особенность этого творческого процесса: художник смотрит на объект из окружающей жизни, интерпретирует его и эмоционально передаёт так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде  художественного символа. При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «Познать, оценить и улучшить». Этот теоретический принцип не имеет конкретного автора, но он был хорошо известен уже несколько веков назад. Вот что говорилось о художественной интерпретации в одном из российских учебных пособий для художников 18 века:

 «Простой подражатель природы не может никогда произвесть ничего великого, не может никогда возвысить и распространить воображение и тронуть сердце зрителя. Он должен стараться усовершенствовать их величием своих понятий…   …все художества получают своё совершенство от умопонимаемой красоты (то есть, от красоты творчески  воображаемой художником Прим. авт.) преимущественной над тою, какую можно обресть в природе каждой вещи особенно».

 В этом наставлении художнику предлагается творчески переосмысливать реально существующие объекты природы, в том числе и  самые  прекрасные. Поэтому стилизацию любого явления или объекта окружающего мира, в частности, природы и природных форм, следует рассматривать не в качестве одного из оригинальных художественных приёмов и средств выражения, а считать основным творческим методом и основным выразительным средством декоративно – прикладного искусства. Цель творческой стилизации в декоративно-прикладном искусстве – это создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность и стоящего над природой, над реальными объектами окружающего мира. Теоретической основой  для творческой стилизации  нужно считать положение, согласно которому создание подлинно нового – это создание того, чего напрямую нет в природе, нет в окружающем мире, хотя главным и единственным источником для этого нового должна служить  всё та же природа, всё тот же окружающий мир. Отсюда возникает общее понятие декоративной композиции.

Декоративная композиция – это композиция, имеющая  высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является  достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным (в беспредметных композициях) отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, - это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.  

В первую очередь, декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки.  Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.

Высшей формой отказа от изображения несущественных реалисти- ческих деталей объектов декоративной композиции с одновременной заменой их абстрактными элементами является  абстрактная стилизация, которая существует в двух видах: абстракция, имеющая реалистический образец в окружающем мире, и абстракция, не имеющая такого образца, - воображаемая (беспредметная) абстракция.

 

Принципы и  методы стилизации в декоративной композиции

Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность стилизуемого объекта, от него отделяется и из него убирается всё ненужное, лишнее и второстепенное. Например, для изображения объектов живой и неживой природы (деревьев, растений, цветов и плодов, представителей животного мира, речных и морских берегов, гор, холмов и т. д.) используются самые характерные и наиболее яркие их особенности, и при этом, как правило, характерные особенности изображаемого объекта в самой различной степени преувеличиваются, а иногда – искажаются с целью создания абстракции. Для таких  художественных преувеличений природные формы (например, формы листьев) близкие к геометрическим окончательно превращают в геометрические, любые вытянутые формы вытягивают ещё больше, а округлённые – округляют или же сжимают. Очень часто из нескольких характерных признаков стилизуемого объекта выбирается какой-то один и делается доминирующим, а другие характерные особенности объекта смягчаются, обобщаются или даже полностью отбрасываются. В результате происходит  сознательное искажение и деформация размеров и пропорций изображаемых натуральных объектов, целями которой являются: увеличение декоративности, усиление выразительности (экспрессии), облегчение и ускорение восприятия зрителем авторского замысла. В этом творческом процессе самопроизвольно возникает ситуация, при которой чем ближе изображение приближается к сущности природы объекта, тем оно становится всё более обобщённым и условным. Как правило, стилизованное изображение, можно затем легко превратить в абстрактное.

Результатом творческой стилизации является изображение объекта с обобщёнными признаками, придающими изображению символичность.  Творческий процесс обобщения изображения объекта и придания ему символичности удобно делить на три основных этапа. Эти три этапа наглядней и проще всего  рассмотреть на примерах создания стилизованного и абстрактного изображений древесного листа и самого дерева. В этих двух примерах (лист и дерево) будут показаны и использованы два различных подхода и метода стилизации.

             

                  

 

 

 

 

                   а)               б)                в)                г)

                   Рис.1. Этапы стилизации листа дерева   

«а» - на первом этапе от реального изображения листа сразу и полностью отбрасываются все подробности. Оставляется только то, что делает лист дерева узнаваемым – контур листа. Этот контур может быть заполнен любым цветом в соответствии с авторским замыслом. Такое изображение листа сразу становится абстрактным, особенно если не используется зелёный цвет. При этом степень абстракции зависит от того, насколько форма листа будет отличаться от реальной. Придавая форме всё новые и новые конфигурации, можно добиваться всё большей вырази - тельности и декоративности изображения, но можно добиваться и всё большей абстракции вплоть до полного отказа от реалистического изображения;

         «б» и «в» - на втором этапе на окрашенном контуре изображаются, тем или иным способом, главные детали древесного листа - прожилки, которые делают его полностью узнаваемым.  

«г» - на третьем этапе на окрашенный контур листа с прожилками наносится декор, который может быть выбран из огромного множества уже известных видов декора, а может быть создан автором. В результате возникает декоративное изображение стилизованного листа дерева.

Для стилизации изображения дерева выбирается другой метод.


                   Рис.2. Этапы стилизации дерева

«а» - на первом этапе выполняется реалистический рисунок дерева, который должен включать все детали: реальную форму ствола, ветви дерева и фактуру древесной коры;

«б» - на втором этапе реалистическое изображение дерева превраща-ется в стилизованное. Для этого от ствола дерева отбрасывается как можно больше веток, которые неоднократно, в том или ином виде, повторяются, убираются все второстепенные детали изображения и оставляются только те части дерева, которые нужны для его определения, но не для описания. Одновременно упрощается форма ствола дерева;

«в» - на заключительном третьем этапе отдельные узнаваемые части дерева – ветки, ствол, заменяются абстрактными элементами, чтобы создать нереалистическое (абстрактное) изображение, которое не обязательно должно указывать на то, что было          изображено первоначально;

«г» - как в стилизованном, так и в абстрактном изображении может быть использован декор для показа фактуры коры дерева.

В основе всех видов и методов стилизации природных объектов лежит единый изобразительный принцип - художественная трансформация  реальных природных объектов с помощью самых различных изобразительных средств и изобразительных приёмов. Чаще всего такая трансформация производится с помощью изменения и упрощения формы реальных объектов флоры и фауны, укрупнения или уменьшения характерных частей этих объектов, изменения количества характерных деталей объектов в большую или меньшую сторону, изменения природного цвета объектов. Довольно часто стилизованное изображение предполагает объединение нескольких разных частей, каждая из которых скопирована с какого-либо объекта природы или объекта окружающей жизни и творчески видоизменена. Например, цветок конкретного растения изображается не с целью точной передачи оригинала, а создаётся формализованным, с использованием отдельных деталей, присущих цветкам и других растений с одновременным «отбрасыванием» второстепенных деталей, присущих цветку этого конкретного растения. Или, например, лист клёна изображается таким образом, что его форма приобретает геометрическую форму шестиугольника.

Художественная трансформация природных объектов имеет главную цель -  превращение реальных природных форм в стилизованные или в абстрактные, наделённые выразительностью и эмоциональностью такой силы,  яркости и запоминаемости, которые недостижимы в реалистических изображениях. Поэтому стилизация и абстракция изображения довольно тесно связаны с его экспрессивностью (выразительностью). Если изображение или композиция экспрессивны, то независимо от того, созданы они в стилизованной, абстрактной или же реалистической манере, в их фундаменте заложена абстракция, понимаемая как обобщённость и символичность всего изображения или какой-то его части с целью лучшего выражения глубинной сущности композиции. А это означает, что используя стилизацию и абстракцию в изображениях объектов, нужно обязательно уметь с их помощью показывать и передавать экспрессивность.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Высотский Л.С. Психология искусства. Феникс, Ростов-на-Дону,1998.

2. Вопросы искусствоведения, XI. М., 1997.

3. Декоративное искусство. Изд. Академии художеств СССР, М., 1972.

4.     Кузин В.С. Вопросы изобразительного творчества. Искусство, М., 1971

5.     Лотман Ю.М. Об искусстве. Искусство, С.- Пб, 1998.

6.     Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX веков. Искусство, М., 1991.

7.     Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция. Просвещение, М., 1989.

8.     Шорохов Е.В. Основы композиции. Просвещение, М., 1979.

9.      Шорохов Е.В. Композиция. Просвещение, М., 1986.