Философия /5.Философия религии

 

К.ф.н. Кулакова Б.Э.

Армавирский механико-технологический институт (филиал)

 ФГБОУ ВПО «КубГТУ», Россия

Культурные ценности и символические коды христианства и ислама в повседневности

 

Любая религия стремится объединить людей, но межконфессиональные противоречия  и недопонимание зачастую становятся источником конфликтов и столкновений между представителями разных религиозных направлений. К сожалению, эти конфликты в наше время далеко не безобидны и могут привести к катастрофическим последствиям. Сегодня в понимании большинства христиан-европейцев ислам ассоциируется, как правило, с нетерпимостью и терроризмом. То, что считается исламом, является жестким и линейным его восприятием — тем, что сегодня называется термином «исламский фундаментализм». В свое время  исследователь Л.Тираспольский заметил, что «терроризм и фундаментализм не более выражают сущность ислама, чем инквизиция и крестовые походы — сущность христианства».

Источником многих конфликтов является различие в интересах и ценностях. В западной философии в 20-м столетии сформировалась теория ценностей, получившая название «аксиология» и, соответственно, возникло выражение «христианские ценности». Ценность – это значимость известного объекта  (идеального или материального)  в отношении к целям, стремлениям и потребностям человека. Аналогично можно вести речь о системе ценностей в мусульманской культуре.

Религия вообще исходит из понимания ценности как абсолютного блага, имеющего значимость в любом отношении и для любого субъекта. Христианские ценности,  в частности, не сводятся только к евангельским заповедям и нравственным правилам. Они составляют целую систему.

В свою очередь, ислам - не просто система верований, это целостная система ценностей, образ жизни, вовлекающий всю сущность человека. Он не отделяет то, что относится к «религии», например, акты поклонения, от относящегося ко взаимоотношениям между людьми и мирской или «повседневной» жизни. Вследствие этого в личности мусульманина нет раздвоения, связанного с разделением жизни на различные составляющие и приложением к различным её частям разных правил и критериев. Всеми аспектами жизни управляет одна и та же Божественная воля, одни и те же данные Богом законы и нормы, и все действия человека, если они совершаются с искренним намерением угодить Богу путем соблюдения Его предписаний, расцениваются Исламом как поклонение в широком смысле этого слова. Как отмечает С.Е. Кривых, «структура ценностей в исламе аналогична христианской структуре ценностей».[1] Все же существует  ряд ценностей, интерпретация которых существенно отличается. Так, крайне неопределенную позицию занимает такая ценность как толерантность. Аллах, призывая сторонников ислама проявлять терпимость в отношении людей другой веры,  обязывает бороться всеми способами с их неверием  и добиваться обращения их в истинную веру. Христианская же система ценностей трактует толерантность как уважение чужой веры, и насильственно не навязывает свою. В основе лежат общечеловеческие ценности.

Ценность любви к человеку в мусульманской духовной культуре имеет определенные ограничения. Согласно исламу необходимо чувствовать сострадание и любовь лишь ко всем рабам Аллаха, но к его врагам - ненависть. В христианской системе ценностей отсутствует ненависть, её просто не может быть. Творец в исламе - это не всеблагой, любящий отец небесный, и пребывать в любви к нему надо в состоянии надежды и страха. И при этом, в исламе, как и в христианстве, логическим следствием добропорядочности будет пребывание в вечном блаженстве - в раю.

И, наконец, говоря о ценности обладания здравым смыслом и здоровым скептицизмом, непредвзятом и беспристрастном интуитивном постижении в природу вещей и отказом от догм, то ислам, подобно христианству, основывается на догматах своей веры, однако, и вся остальная деятельность, как научная, так и практическая, носит религиозный отпечаток. Если вести речь о приобретении знаний, то здесь ислам вносит жесткое требование обязательного  их постижения, однако, мирские науки он не приветствует, и это  является особенностью религиозной системы ценностей мусульманской духовной культуры.

Отметим, что ценности христианской христоцентрической любви все больше входят в визуальную культуру мусульман. Ярким примером этому, как считает Г.Д. Гачев, является творчество Ч. Айтматова. «Вон Чингиз Айтматов — в Брюсселе уже как посол, во фраке и при галстуке, на самолёте и в автомашине приезжает на конференции решать глобальные проблемы современной цивилизации. Но ведь в нем сидит изначальный скиф и джигит, певец-акын, то есть человек доисторический! Также и в деятелях: политиках, предпринимателях ныне самостоятельных государств: Казахстан и Киргизия — эту многопластовость надо понимать: что они сформированы исходным бытом кочевника, образованы в школе советской цивилизации (которая — серьезная цивилизация большого стиля), и вот уже лексикон Запада принимают: «рынок», «права человека», «демократия».. Но в умах своеобразно преломляются эти понятия, что и надо учитывать, имея с ними дело «в политике и культуре». Ведь под одними и теми же словами: «свобода», «право», «закон» могут подразумеваться совсем разные вещи. [2]

Отметим, что понятие природы вообще и человеческой природы тесно взаимосвязаны. Появление категорий повседневности и частной жизни в рамках неклассической философии позволило по-новому рассмотреть природу человека. Если для классической философии субъект – это, прежде всего, субъект научного познания, некое меньшинство людей, то в рамках неклассической философии мы видим  поворот к «маленькому» человеку, т.е. человеку повседневности. Повседневность начинает осознаваться как ценность, как нечто позитивное и необходимое.[3] Современная философская антропология открывает интерес к простому, эмпирическому человеку, наблюдаются попытки рассмотреть того самого человека, который ранее наделялся только всеобщими характеристиками универсального «общественного животного», «родового существа» или «личности». Из подробностей и так называемых «мелочей быта», образа жизни, может формировать устойчивая «сущность», типологическая определенность, своего рода «лицо» общества как такового.[4]

Структуры повседневности, переплетаясь друг с другом, образуют специфические локальные пространства, охватывающие различные стороны и аспекты человеческой жизнедеятельности. Эти структуры включают в себя и сознательные, и бессознательные элементы, что в итоге формирует сложную систему всего повседневного Бытия человека (а не только маленького быта).

Культурные коды формируют многообразные «тексты» поведения людей. В социокультурных системах стихийно или сознательно вырабатываются и функционируют чрезвычайно сложные стандарты жизнедеятельности, которые охватывают все сферы жизни и выражаются в различных символических формах, в частности, обрядах, ритуалах, художественных стилях, религиозных представлениях, стереотипах духовной культуры и т.д. Основными культурными кодами взаимопонимания духовных культур становятся средства идентификации на основе дресскодов, фудкодов, кодов гендерных стереотипов.

Одной из фундаментальных черт современного общества, и возможно, наиболее важной, являются соответствующая ментальность людей, характер религиозного и общественного мировоззрения, и, соответственно, связанный с ними повседневный уклад жизни.

Особенностью современного общества являются символические коды, ограничения и разные условности, позволяющие их «понять», и тот, кто знает их, получает важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, например, даже элементы покроя в одежде мусульманки имеет свое значение: полное закрытие всех частей её тела, вплоть до рук и лица, а также черный цвет всей одежды говорит о принадлежности её к радикальным течениям. Женщины-мусульманки современного стиля надевают одежду с яркими цветами. При этом стараются не отставать от моды и надевают современную одежду, прикрывая только волосы и шею. Исключительно информативными представляются и сочетание цветовой гаммы одеяний, которые, так же как и фасоны головных уборов, шляпок, чепцов, платья и длины брюк, различных форм и аксессуаров мужской одежды передают внутренний настрой человека, его социальную принадлежность, отношение к внешнему миру.

Фудкод мусульманской культуры приоткрывает завесу над проблемой социальной иерархии и вытекающей из неё системы властных отношений. Например, запрет на употребление в пищу свиного мяса, как показала в свое время М.Дуглас, совершенно не связано с санитарно-гигиеническими соображениями.[5] То же самое можно сказать о постах, запретах на вино и т.д. Фудкод мусульманской культуры подчеркивает тенденцию социоцентризма в культуре и необходимость повиновения, покорности власти, как земной, так и небесной. Необходимость сдерживания своих эмоций в публичной сфере проявляется в фудкоде гостеприимства, который, в частности,  сохранился и  известен на Северном Кавказе, где сильны традиции мусульманской культуры.

На наш взгляд, коды власти в православной и мусульманской культурах, несмотря на внешнее различие во многом сходны по своему внутреннему ценностному содержанию и личностным смыслам. Имеется в виду ценность патернализма и соответственно слабость личностной автономии.

Все это говорит о том, что символизм - важная сторона всей мусульманской культуры. Это помогает понять сходство и различие ценностей христиан и мусульман.

Итак, система  ценностей ислама имеет сходную с христианством смысловую и регулятивную нагрузку. Например, трудолюбие, любовь к семье, отказ от рискованных и опасных профессий, стремление  к справедливости, неприятие  насилия, стремление к адекватной самооценке нравственных качеств, а освобождение сердца от алчности, ненависти интерпретируются  аналогично соответствующим ценностям духовной культуры христианства.

Споры о ценностях могут спровоцировать и в действительности провоцируют конфликт, в частности, этнорелигиозный конфликт. В процессе осознания православной социальной реальности образ ислама и мусульман часто принимает достаточно негативно окрашенную эмоциональную форму. В связи с этим на первое место выступает проблема толерантного отношения к исламской культуре и поиск общих моментов в системах ценностей христианства и ислама. Сильная светская власть способна умерять столкновения ненасильственным путем. Как дополнительный фактор снятия напряжения все больше должен выступать ненасильственный потенциал повседневности, служащий символическим кодом взаимопонимания, объединяющим людей по бытийным признакам. Универсальным средством образно-концептуального освоения других культур всё больше становятся визуальные коды искусства, используемые средствами массовой коммуникации. В диалог об этих ценностях включаются нетрадиционные религии. Позиция христианства и ислама является весьма сходной, здраво консервативной в отношении ценностей семьи, быта, труда и культуры повседневности в целом.

 

Литература:

1.     Кривых С.Е. Аксиология мировых религий: сравнительно-типологическая характеристика. Автореф. дис. .. к.филос. наук. Белгород, 2009. С. 18-19.

2.     Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Центральная Азия: Казахстан, Киргизия. Космос Ислама (интеллектуальные путешествия). - М., 2002. - С. 4, 338 и др.

3.     Золотухина-Аболина Е.В. Страна Философия. -  Ростов н/Д:  Феникс,  1995. - 541 с.

4.     Махлина С.Т. Семиотика культуры повседневности. - СПб.: Алетейя, 2009. - 232 с.

5.     Дуглас М. Чистота и опасность = Purity and danger : Анализ представлений об осквернении и табу. - М. Канон-Пресс-Ц 2000. - 285 с.