Строительство и архитектура / 1. Архитектурные решения объектов

строительства и реконструкции.

Чеджемова З.М.

Южный федеральный университет, Россия

Архитектура храмов средневековой Алании

 

Из византийских  источников известно, что уже в V-VIII веках на территории юго-восточной части Европы существовала и активно действовала Аланская христианская епархия, существование которой  основывалось на том, что у алан уже были сформированы многочисленные христианские приходы, и существовала сеть христианских храмов. Зодчие Алании использовали как сложившиеся в христианских странах правила сооружения храмов, так и аланские традиции каменного строительства. Монументальными памятниками аланской культуры являются храмы IX-XIV вв., которые  благодаря прекрасной конструкции простояли свыше 1000 лет. В X в. воздвигнуты знаменитые Зеленчукские храмы (Северный, Средний и Южный),  Шоанинский  и Сентинский (все на территории нынешней Карачаево-Черкессии). К началу XI в. относят строительство Зругского, Тлийского и Нарского храмов (в высокогорной Центральной Осетии). Позже сооружены многочисленные аланские церкви в горных ущельях и на равнинных городищах Алании [1].

Самая крупная христианская церковь Алании – величественный и монументальный Северный храм. Некоторые ученые предполагают, что это был кафедральный собор Аланской епархии в Х-XIII вв. нашей эры. Это  трехапсидное крестовокупольное здание, сооруженное из отесанных квадратов и плит с двумя парами мощных четырехугольных столбов, делящих помещение на три продольных нефа [2]. Полукруглые апсиды собора, где размещается алтарь, направлены на восток. С севера, юга и запада храм имеет большие открытые притворы с входами вовнутрь, а венчает его барабан с шатровым куполом. Стены состоят из двух панцирей, сложенных из хорошо отесанных блоков местного камня-песчаника с бутобетонным заполнением между ними. Это античная техника «opus incertum» с применением кладки «тычком и ложком» в углах здания. Стены храма в интерьере были покрыты великолепной фресковой живописью, которая является наиболее древней фресковой живописью в России.

Средний Зеленчукский храм расположен в 880 м южнее Северного Зеленчукского храма, на северной окраине средневекового городища, и по своему плану заметно отличается от Северного. Если Северный храм представляет собой образец развитой крестовокупольной четырехстолпной композиции, то Средний дает иную композицию – крестообразную, в форме вписанного креста [3].

Его интереснейшей особенностью является то, что композиционно он задумывался зодчим как «крест свободный» (так называемый croix libre), с двумя равными по длине ветвями креста. Эта архаичная форма храма позволяет отнести время его сооружения к концу IX века. В ходе строительства церкви первоначальный замысел архитектора изменился, и к центральной апсиде были пристроены две боковые апсиды, а западный рукав креста удлинен на величину модуля храма. Храм сложен из больших, тщательно отесанных блоков и плит на прочном известковом растворе. Особый интерес представляет архаичная подковообразная форма люнетов над южным и северным входами, также указывающая на древность церкви. Интерьер храма был украшен великолепными фресками. Прекрасная акустика в храме достигается с помощью голосников – системы глухих и сквозных отверстий в его сводах.

Из всех христианских аланских храмов, сохранившихся до настоящего времени, единственным действующим ныне является Южный храм [4]. Если Северный храм вместе с поселком епархии вынесен за пределы собственно города, а Средний храм расположен на его окраине, то Южный храм находился непосредственно на территории города в окружении древних городских кварталов. Храм сложен из тесаных плит и блоков, значительно грубее первых двух. Техника кладки и оформление оконных проемов сближают южный храм с рядовыми гражданскими постройками Нижне-Архызского городища, возведенными в той же тех технике кладки. Датировка храма относит его к первой половине X века. В настоящее время эта церковь, в которой совершались богослужения еще до крещения Руси является древнейшим действующим христианским храмом на территории России. Южный храм значительно меньше северного и среднего,  поэтому, скорее всего, он входил, в состав усадьбы богатой аланской семьи и был ее домовой церковью. В скалах напротив храма недавно был обнаружен нарисованный красками лик Христа. Подобная скальная иконопись очень редка.

Общность архитектурно-строительных приемов указывает на принадлежность всех трех Нижне-Архызских церквей к одному архитектурному направлению и примерно к одному отрезку времени – в пределах Х века.

На вершине скалы над аулом Нижняя Теберда возвышается Сентинский храм IX-Х1 веков. Крестово-купольная архитектура его характерна и для других, аналогичных этому, памятников в византийском стиле. Сентинский храм имеет однонефную форму, представляющую типичное изображение византийского равноконечного креста. Кровля храма шатровая. Все верхние части крыши отделаны сводами, которые арками соединяются в центре храма. Храм сложен из тесаного красноватого песчаника на извести, кирпич в строительстве не употреблялся, угловая кладка тычком и ложком. В апсиде имелась полукруглая скамья-синтрон, в интерьере стены совершенно не расчленены и плоские, рассчитанные на живопись. Рядом с храмом – остатки мавзолея, который представляет собой сочетание двух строительных традиций. Местная традиция – полуподземные и надземные гробницы и склепы, с квадратными входными отверстиями на фасадной стене. Привнесенная традиция характеризуется трехчастным коробовым сводом и декоративной аркатурой на всех фасадах. В храме сохранился целый фресковый комплекс, один из древнейших на территории России.

На левом берегу Кубани, на юго-восточном скальном отроге горы Шоана,  находится Шоанинский храм. По мнению историков и археологов, Шоанинский и Сентинский храмы были возведены в IX-X вв. Массивный и высокий Шоанинский храм имел три алтаря. Крыша храма сделана из каменных плит. В плане Шоанинский храм представляет трехапсидное и трехнефное здание с четырьмя квадратными в сечении столбами, несущими подпружные арки и главу. Центральная апсида шире боковых, алтарные простенки прорезаны низкими входами в жертвенник и диаконник [7]. По функциональному назначению Шоанинский храм рассматривают как собор для большого Кубанского прихода и резиденцию Аланского епископа или архиепископа.

Древние аланские храмы, построенные в ранний период христианства, уцелевшие счастливым образом в эпоху монгольского нашествия, имеют огромное культурное, художественное и историческое значение.

Литература

1.     Высокопреосвященный Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. Древнехристианские археологические памятники Северного Кавказа. URL:  http://www.um-islam.nm.ru/2arch.htm.

2.     Северный Зеленчукский храм. –  URL:  http://www.kavsp.ru/severnyiy-zelenchukskiy-hram.html.

3.     Демаков А.А. Средний Зеленчукский храм. –  URL:  http://www.kavsp. ru/sredniy- zelenchukskiy-hram.html  

4.     Южный (Ильинский) храм. –  URL:  http://www.kavsp.ru/yuzhnyiy-ilinskiy-hram.html.

5.     Марковин В. И. Исследование Сентинского храма и некрополя у реки Теберды в Карачаево-Черкесии // Историко-археологический альманах. Т. 2. Армавир-Москва, 1996. – С. 180-202.

6.     Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV в. – М. : Снег, 2007. – 200 с.

7.     Кузнецов С.Я. Православие и архитектура. – М.: Сестричество во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, 2005. – 175 с.