Экспорт Павликианства из Албании на Балканы

Нагиев Фейзудин Рамазанович, директор НИИ албанистики, доктор филол.н-к. E-meil:  faiznagiev@gmail.com Россия, Махачкала.

Считается, что первоначальное распространение христианства в Европе вне узких рамок иудейских общин началось на Балканах в результате проповедей апостола Павла и его учеников среди эллинов и скифов.

Албания Кавказская (от Дербента до реки Арас) находилась на стыке двух миров – Европы и Азии. С севера она граничила с дикими кочевыми культурами Гуннии, Сарматии, Хазарии, а с юга – с передовыми цивилизациями Передней Азии и Востока. На ее территории проживало более 30 народов лезгинской языковой семьи, которые прошли через множество дохристианских и домусульманских религий. Это сделало национальный характер албан гибким. Отдаленность от Византии и владение стратегически важным проходом Чула (Дербент) позволяло Албании, в отличие от Армении и Иверии, вести самостоятельную политику.

Распространение христианства в Албании связано с именами апостолов Фаддея, его ученика Елисея и Варфоломея (последний проповедовал в Южной Албании в областях Цицак и Гохтан). Годом позже, как армянский царь Санатрук убил миссию апостола Фаддея, апостол Елисей, минуя Армению, через Персию перебрался в Северную Албанию, которая была далека от Римской Византии. Здесь в области Шаки в поселении Киш (лезг.:  «храм») в 43 году апостол Елисей обустроил первую церковь, ставшая «матерью церквей восточных». Данное событие произошло на 272 года раньше христианизации Армении Григорием Просветителем в 315 году.

О первой проповеди Евангелии в Албании свидетельствуют и найденные на Синае более 300 листов палимпсестов (IV-V вв.) с албанской копией первого греческого евангельского лекционария. Автокефальность Албанской апостольской Церкви была подтверждена и на Халкидонском (дифизитском) Соборе 451 года. Армянская церковь, претендовавшая на первородство своей церкви, демонстративно вышла  из Собора и объявила себя монофизитской. После этого события начинается открытая борьба между Армянской монофизитской просветительской Церковью и дифизитской Албанской Апостольской Церковью.

Армянское духовенство, ловко используя вражду халифата и Византии, обвинил Албанскую Церковь в приверженности к византийскому халкедонитству. При помощи арабов армянское духовенство добилось физического уничтожения албанского дифизитства и склонения его к принятию армянского монофизитства и иерархического подчинения. Такое положение сохранялось до конца VIII – начала IX веков, когда на территории Албании начали возникать самостоятельные государства. Албанская Церковь вновь становится автокефальной вплоть до 1836 года, пока по указу русского царя и святого синода Русской Православной Церкви не была упразднена. А северная часть Албании была обращена в ислам.

Зарождение павликинства. Связанное с манихейством маздакидское движение (488-528/9 годы) существенно отразилось и на жизни народов Албании. Оно ставило перед собой понятные для простого народа цели: достижение имущественного и социального равенства перед законом. Позже маздакидизм возобновился в форме движения павликиан – хуррамитов (огнепоклонников) в албанской области Балакан, выступивших под предводительством Бабека (816-838 гг.) против арабской экспансии. 

Павликианство и болгомильство. Согласно оксфордской  монографии «История христианства» считается, что в области религии на болгар большое влияние оказали павликиане. Некоторые болгарские духовные авторитеты восприняли и приспособили павликианские идеи к местной среде, оформили из них новое религиозное учение – «богомильство». Некоторые церковные историки выводят название «павликиане» из имени апостола Павла. Другие выводят название павликиан из сочетания имен «Павел» и «Иоанн».

По нашему мнению, название «павликианство», закрепившееся за движением хуррамитов, связано с названием албанской области Балакан, где оно и зародилось. После разгрома арабами уцелевшие хуррамиты–балаканцы мигрировали в Византию и на полуостров Румелия (Балканы).

Павликиане были весьма искусны в ратном деле, и поэтому римские императоры переселяли их из Кавказской Албании на Балканы. Возможно, это от них болгары восприняли многие идеи, которые затем вошли в состав богомильских воззрений. По нашему убеждению, богомильство переросло из идей хуррамитов Балакана, мигрировавших на Балканы после поражения движения Бабека. Именно кавказско-албанская область Балакан дала названия движению «павликиан» и полуострову Балканы.

Позже,  в XIII веке, спасаясь от монголо-татар, на Балканы и в Киликию мигрируют крупные роды кавказских албан (Авшинов, Хетумов и др.). На Балканах образовалась вторая родина албан – Албания[1]. Мигранты сохранили три святых символа: название страны (Алпан), название племени (лекь / лек «орел» – в денежной единице), название одной из столиц страны (Т1ури – в названии своей столицы: «Тирана»). Сохранили также и цвета албанского флага – красный и черный. 

Притесняемые официальным христианским духовенством, павликиане-богомилы практически все время были вынуждены отстаивать свои права, в том числе и вооруженным путем. Поэтому неудивительно, когда появились турки, защитившие их от произвола христианской Церкви, павликиане перешли в ислам.

Литература: Примов Б. Поп Богомил и богомилското движение // ИП. 1958. Т. 14. Кн. 6. С. 96-112. Примов Богомильство, Богомилският дуализъм, произход, същност и общественно-политическо значение, «Изв. на Института за история», 1960, №8. Моисей Каланкатуйк. История албан. (в 3-х книгах). Кн.1. (пер. Ш.Смбатян). Ереван, 1994. Буниятов З. Азербайджан в VIIIX вв. Изд-во АН Аз.ССР. Баку,1965.



[1] Другая волна албан – род хетумидов – осела в Киликии (северный берег Средиземного моря) и стала там цанствовать, вытеснив армянскую династию рубенидов.