«Педагогические науки» 2. Проблемы подготовки специалистов

 

Отческая Ирина Борисовна кандидат педагогических наук

Восточно-Казахстанский Региональный университет, г. Усть-Каменогорск.

 

Особенности формирования творческой компетенции будующих специалистов.

 

Рассматривая формирование твореских компетенций мы не можем обойти своим вниманием психологические аспекты творчества.

Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к творчеству: способность – одарённость – талантливость – гениальность.

Большинство авторов определяют творчество как деятельность одаренной личности, направленную на создание оригинальных идей, преобразующих мир (Т.В.Кудрявцев [1], С.Л.Рубинштейн [2], А.Т.Шумилин [3], И.Г.Ярошевский [4] и др.). 

Творческая компетентность – это условие проявления креативной способности. К таким же условиям относятся наличие общих интеллектуальных и специальных способностей, превышающих средний уровень, а также увлеченность выполняемой задачей.

Потребность в творчестве как важнейшая черта творческой личности есть не что иное, как постоянная и сильная потребность в творческой фантазии.
Определяющим для творческой фантазии является направление сознания (и бессознательного), заключающегося в отходе от наличной действительности и реального «Я» в известную относительно автономную и свободную деятельность сознания (и бессознательного).

Эта деятельность отличается от непосредственного познания действительности и своего Я и направлена на их преобразование и создание новой (мысленной) действительности.

Многим людям, даже творчески одаренным, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой компетентности:

-       Готовность человека к творческой деятельности.

-       Владение человеком набором кодов, позволяющих ему дешифровать информацию из разных областей и перевести на «язык» своего творчества.

-       Наличие алгоритмов, позволяющих реализовать идеи.

Описание компетенций принято связывать со способностями. Рассмотрим, что собой представляют творческие способности.

Способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности. Существует множество научных подходов к проблеме исследования творческих способностей [5], [6], [7], [8]. Суммируя результаты многочисленных научных изысканий, творческий тип личности можно охарактеризовать следующими критериями:

-    Зоркость в поисках проблем. Человек обычно воспринимает в потоке внешних раздражителей лишь то, что укладывается в «координатную сетку» уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывает. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а так же отношение к общественным взглядам и мнениям. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, – это нечто большее, чем просто наблюдательность. Эта «зоркость» связана с тем, что человек видит не только с помощью глаза, но и с помощью мозга.

-    Способ кодирования информации нервной системой.
Мозг разных людей обладает неодинаковой способностью осваивать и пользоваться различными типами кодов: зрительно-пространственным, словесным, акустически-образным, буквенным, цифровым, и т.д. Способность манипулировать с данным типом символов можно развивать, но не беспредельно. Врождённые особенности мозга и условия развития в первые годы жизни определяют преимущественную склонность пользоваться теми или иными кодами информации. Задача развития творческих способностей не в том, что бы у человека, склонного к зрительно-пространственному мышлению, вырабатывать навыки манипулировать математическими символами. Нужно помочь человеку «найти себя», то есть понять, какие символы, какой код информации для него приемлем. Тогда мышление его будет максимально продуктивным и доставит ему высшее удовлетворение.

-    Способность к свертыванию. В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою это приводит к тому, что не удаётся мысленным взором охватить всю картину целиком, всё рассуждение от первого шага до последнего. Однако человек обладает способностью к свёртыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией. Свёртывание – это проявление способности к замене нескольких понятий одним, более абстрактным, к использованию всё более ёмких в информационном отношении символов. Эта способность позволяет человеку непрерывно расширять свой интеллектуальный диапазон. 

-    Способность к переносу. Весьма существенно умение применить навык, приобретённый при решении одной жизненной задачи, к решению другой, те есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области. Это по сути способность к выработке обобщающих стратегий.

-    Способность к сцеплению. Эти словом обозначается способность объединять воспринимаемые раздражители, а так же быстро увязывать новые сведения с прежним багажом человека, без чего воспринятая информация не превращается в знания не становиться частью интеллекта.
Боковое мышление. Широко распределённое внимание повышает шансы на решение проблемы. Французский психолог Сурье писал: «Что бы творить – надо думать около». По аналогии с боковым зрением врач де Боно назвал боковым мышлением эту способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию.

Почти не бывает людей, у которых сильно выражены все перечисленные выше способности.

В связи с этим творческие компетенции представляют собой сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения. За период от первых попыток изучения творческих способностей до настоящего времени исследователями создана обширная детальная картина феноменологии креативности. С изучением креативности связаны такие умнейшие личности как 3игмунд Фрейд, К. Роджерс, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Р. Стернберг, Т. Амабайл, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. М. Теплов, В.Ф. Вишнякова, Р. Мэй, Ф. Баррон, Д. Харрингтон и другие.

Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.

Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одарен­ность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творче­ской активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведе­ния играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствитель­ность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Особняком стоит концепция Д. Б. Богоявленской, которая вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Богоявленской, является ситуативно нестимулированнои активно­стью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Кре­ативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности:летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям.

Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уаберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие).

Анализируя различные определения ряда авторов (И.А.Зимняя[9], Т.М.Пермякова[10], В.А.Демин[11], Н.С.Сахарова[12])и опираясь на данное выше определение понятия «компетентность» мы попытались разработать понятие творческой компетентности. Творческая компетентость – это совокупность личностных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его творческой деятельности в социальной жизни и творческой сфере. Существование творческой компетентности всегда связано с творческой деятельностью.

Таким образом, данное нами определение и анализ его составляющих позволяет разработать некую модель диагностики сформированноститворческой компетентности.

К собственно креативным компетенциям можно отнести следующие: умение извлекать пользу из опыта, умение решать проблемы, умение раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, умение находить новые решения, умение применить навык, мотивация на непрерывность образования, владение средствами и методами выполнения определенной задачи, персональная ответственность, уверенность в себе, саморегуляция поведения, настойчивость произвольно управлять своей собственной деятельностью. С креативностью и ЗУНами связаны творческие способности, такие, как: зоркость в поисках проблем; беглость речи; гибкость; отдаленность и оригинальность ассоциаций; разносторонность мышления, конкретность мышления, внимательность. В свою очередь, творческие способности формируются в процессе творческой деятельности на основе определенных задатков к творчеству: способность кодирования информации нервной системы –воображение, эмпатия (перевоплощение), память, приспособленная к той или иной сфере творческой деятельности. Основным механизмом формирования творческой компетенции и компетентности является деятельность. Важна роль мотивации в творческом процессе. На развитие креативности также оказывают влияние различные факторы социальной среды.

Таким образом, наличие задатков (природных, типологических, психогенетических особенностей), такие психические явления, как мотивы, способности, память, воля, мышление  способствуют развитию творческих способностей, которые, в свою очередь, в процессе активной деятельности в совокупности с получаемыми  ЗУНами, формируют  творческую компетенцию.

Анализируя теоретические источники мы пришли к выводу, что основными составляющими творческой компетенции являются творческие способности, знания, умения, навыки, мотивационная направленность. Так как в творческой компетенции решающую роль играют креативность и способности к творчеству, то мы выделяем в качестве основных критериев креативных способностей беглость, оригинальность, гибкость, направленность личности.

Предполагаем, что высокий уровень развития творческой компетенции характеризуется наличием следующих качеств: умение оценивать, делать выбор из многих альтернатив (критерии элегантности, изящества, простоты); беглость речи, чтобы облегчить новую идею в слова; собранность и волевой настрой на завершение начатого; готовность памяти, способность к свертыванию, способность к переносу,  способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (оригинальность), способность применять разнообразные стратегии при решении проблем (гибкость мышления), способность детально разрабатывать возникшие идеи (разработанность), легкость генерирования идей (беглость), отдаленность и оригинальность ассоциаций, способность быстро и легко переключаться с одного класса явлений на другой (гибкость), проявление значительного уровня интереса, настойчивости в решении проблемных ситуаций.

Средний уровень: способность детально разрабатывать возникшие идеи (разработанность), легкость генерирования идей (беглость)умение оценивать, делать выбор из многих альтернатив (критерии элегантности, изящества, простоты); беглость речи, чтобы облегчить новую идею в слова; готовность памяти, способность к свертыванию, способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (оригинальность), способность детально разрабатывать возникшие идеи (разработанность), легкость генерирования идей (беглость), отдаленность и оригинальность ассоциаций,

Низкий уровень: низкие показатели по вышеназванным критериям, способность детально разрабатывать возникшие идеи (разработанность), легкость генерирования идей (беглость).

Таким образом, нами выделены критерии творческой компетенции, под которыми понимаем сочетание определенных параметров: умений, креативных способностей и направленности личности, обеспечивающих сформированность творческой компетенции учащихся.

 

Список литературы:

1.     Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления.дисс… докт.  психол. наук. – Москва, 1971. - 464с.

2.     Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. - 424с.

3.     Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. – М.: Высшая школа, 1989. - 168с.

4.     Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии, М.: Наука,1977.

5.     Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. – М.: ВЛАДОС, 2000. - 320С.

6.     Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. – Томск: Изд-во Томск.ун-та. Москва: Изд-во "Барс". 1997.

7.     Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,1990. С. 28.

8.     Теплов Б.М. Способности и одаренность. Проблемы индивидуальных различий. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 536с.

9.     Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Ректор вуза. – 2005. – № 6. – С. 13 – 29.

10. Шилова А., Пермякова Т. М. Вопросы межкультурной компетенции переводчика // Проблемы изучения и преподавания иностранных языков: Сб. материалов науч.-практ. конф. «Иностранные языки и мировая культура» / Отв. ред. Н. С. Бочкарева. – Пермь, 2005. – 128 с. – С. 78 – 79.

11. ДеминВ. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35.

12. Сахарова, Н. С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Вестник ОГУ. – 1999. – № 3. – С. 51 – 58.