Педагогические науки/5. Современные методы преподавания

Коваленко Л. Ю.

Краснодарский государственный университет культуры и искусств, Россия

Аналитические способности в музыке:

художественно-педагогическая точка зрения

 

                Современному музыкальному пространству присуще многоплановость и разнообразие видов творческой и исполнительской деятельности.  Музыкант выступает как одно из важнейших условий комплексного и всестороннего  развития его музыкальных способностей. В этой связи следует отметить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей музыкальные способности человека. В целом эти требования могут быть отнесены и к ребенку, начинающему заниматься музыкой:  творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, мотивация, положительный эмоциональный настрой.

Мы считаем что, если музыкальная деятельность ребенка носит творческий и эмоциональный  характер, то она постоянно заставляет анализировать результаты его работы, становится привлекательной и развивает аналитические способности. Это связывает ребенка с созданием в музыке чего-либо нового,  своего,  открывает  знания, обнаруживает  в нем самом новые творческие возможности, как в  музыкальном сочинительстве, так и в исполнении. Это  становится сильным и действенным стимулом к занятиям  по музыке, к максимальному приложению собственных усилий, укрепляет положительную самооценку.

Наш педагогический опыт в музыкальной школе № 2 г. Краснодара говорит о том, что если музыкальная деятельность ребенка (учеба) находится на пределе творческих  возможностей, то она ведет, в том числе, и  к развитию его аналитических способностей в музыке.

Преподаватель в детской музыкальной школе обязан поддерживать у ребенка  интерес к музыкальной деятельности через стимулирующую мотивацию, т. е. музыка должна стать  актуальной  потребностью маленького человека. Это трудно и сложно.  Что же касается эмоционального настроя на уроке или на открытом выступлении, то он  всегда создается чередованием успехов и неудач ребенка в музыкальной деятельности, при котором за неудачами, как правило,  обязательно следуют успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

Формирование и развитие аналитических способностей ребенка в музыке невозможно без овладения им  культурного наследия. Современный уровень культурного развития России, и мира в целом,  несомненно,  влияет на развитие аналитических способностей, однако, прямо или косвенно не  может их определять. Наша точка зрения состоит в том, развитие аналитических музыкальных способностей это не столько продукт человеческой культуры, сколько деятельность человека по их использованию в своей работе, учебе, творческой практике.

       Таким образом, подведя итоги, можно сделать следующие выводы: аналитические способности в музыке не являются врожденными свойствами личности, они формируются при жизни ребенка в процессе определенной деятельности. Природной предпосылкой развития аналитических музыкальных способностей у ребенка является наличие задатков, но это может и не гарантировать само по себе развития таких способностей. Главное, чем больше различных видов деятельности в жизни ребенка, тем больше развиваются  его индивидуальные  творческие способности в музыке.