Филологические науки / 7. Язык, речь, речевая коммуникация

 Доц. Меньшикова Е.Е.

Иркутский государственный лингвистический университет, Россия

 

Идеологемы-архетипы в рекламном туристическом

нарративе

Термин «идеологема» активно употребляется в философии, социологии, культурологии, лингвистике и иных гуманитарных науках. При этом четкого определения термина «идеологема» не выработано. Так, Е.Г. Малышева под идеологемой понимает особого типа многоуровневый концепт, в структуре которого актуализируются идеологически маркированные концептуальные признаки, заключающие в себе коллективное, часто стереотипное и даже мифологизированное представление носителей языка о власти, государстве, нации, гражданском обществе, политических и идеологических институтах» (Малышева 2009: 35). Б. М. Пионтек понимает под идеологемой ключевые лексические и коммуникативные единицы общественно-политического дискурса и средства идеологического и политического влияния на социокультурную деятельность общественности и сплочения социума вокруг категории общественного блага (Пионтек 2012). Согласно С.А. Журавлеву, идеологема – конкретная цельная единица лингво-семиотической природы. Идеологемы как ценностно мотивированные знаковые образования группируются вокруг того или иного идеологически значимого концепта, служащего основой для формирования аксиологических категорий (аксиокатегорий) (Журавлев 2004). Лингвистический статус идеологемы обосновала Н. А. Купина, определившая идеологему, во-первых, как мировоззренческую установку (предписание), облеченную в языковую форму, а во-вторых    как «языковую единицу, семантика которой покрывает идеологический денотат или наслаивается на семантику, покрывающую денотат неидеологический» (Купина 2000: 183).

В современных  исследованиях предлагаются некоторые типологические и видовые классификации идеологем, особенности которых, прежде всего, определяются целью и объектом конкретного исследования. Рассматривая публицистический дискурс, Н.И. Клушина выделяет социальные идеологемы (например, «национальная идея») и личностные идеологемы (например, «гениальный вождь и учитель» (о Сталине) (Клушина 2009). Е.Г. Малышева предлагает классификацию идеологем по нескольким базовым основаниям, среди которых выделяются  идеологемы-архетипы – Ленин, Сталин, Брежнев, Горбачев, Ельцин, Путин, Николай II и другие (Малышева  2009).

Е.Г. Малышева отмечает, что личностные идеологемы, которые являются концептами, обозначающими ставшие прецедентными имена «вождей» и «лидеров», обладают свойствами такой когнитивной универсалии, как архетип. Характеристика личностных идеологем как идеологем-архетипов справедлива тем, что именно они позволяют идеологической картине мира приобретать черты мифологической (Малышева  2009). Это обстоятельство подчеркивается и Н.И. Клушиной, которая утверждает, что любая идеологема таит в себе опасность обернуться мифологемой, так как средства массовой коммуникации являются проводниками определенной идеологии (Клушина 2009). Как пишет С.С. Аверинцев, термин «архетип» часто применяется просто для обозначения наиболее общих, фундаментальных и общечеловеческих мифологических мотивов, изначальных схем представлений, лежащих в основе любых, в том числе мифологических структур, уже без обязательной связи с юнгианством как таковым (Аверинцев  2000). Учеными отмечается, что идеологемы  обладают способностью ассимилировать в своем содержании разнообразные мифы, символы, образы, идеи, как современные, так и архаичные. Все эти духовные формы подвергаются адаптированию к смысловой тональности идеологического контекста.

Идеологемы репрезентируются не только в базовых дискурсах (идеологическом, политическом, информационно-массовом, публицистическом), но и в других типах дискурсов: рекламном, спортивном, учебном, научном, религиозном, развлекательном, бытовом, а также в туристическом,  «впрочем, даже в рамках большинства дискурсов, для которых идеологема не является содержательной доминантой, названная когнитивная универсалия реализует свою важнейшую суггестивную функцию» (Малышева 2009: 35).

Сюжетной основой функционирования идеологемы в рекламном туристическом нарративе становится установка на постижение страны через непосредственный жизненный опыт, в результате переживания которого путешественником создается идеологическая база для разрушения, переакцентировки или трансформации стереотипов в сознании. Использование идеологем предполагает целенаправленное воздействие со стороны адресанта на сознание адресата, где идеологема, взаимодействуя с текстовыми элементами  рекламного туристического нарратива, выступает в качестве яркого смыслообразующего компонента.

Идеологемы-архетипы в рекламном туристическом нарративе актуализируются че­рез архетипические образы. Архетипический образ, как отраже­ние действительности, возникает в качестве продукта предметно-практи­ческой, мыслительной и сенсорно-пер­цептивной деятельности. При этом архетипическим является далеко не любой образ, а только тот, который обладает такими свойствами, как повторя­емость, важность / исключительность, общность / всеобщность для разных куль­тур, емкость, наполняемость наиболее важными идеями, ценностя­ми и смыслами.

На текстуальном пространстве рекламного туристического нарратива в качестве репрезентантов идеологем-архетипов выступают имена известных политических деятелей, как современности, так и былых лет, имена глав государств и первых леди различных стран, названия правящих династий, имена выдающихся полководцев и т.д. Идеологемы-архетипы проявляют себя в представлениях, в соответствую­щих образах, в символи­ке, в ощущениях исключительной зна­чимости той или иной фигуры, в мно­жестве отношений с окружающим миром и т.п. По земле Радонежской. Множество событий видела эта дорога. По этой дороге ездил Великий князь Московский Дмитрий Иванович на благославление к преподобному Сергию перед Куликовской битвой, и после победы за Доном (называемый уже Донским после победы на Куликовом поле) − снова приезжал с дружиной и был торжественно принят монастырской братией, отслужившей великий молебен по всем павшим в битве за «Отчизну». По этой же дороге возвращался после Казанского похода в Москву Иван Грозный. В 1612 году Минин и Пожарский, направляясь на освобождение Москвы, провели по ней народное ополчение. Здесь ездил и ходил Петр I, Екатерина II в золоченых каретах неоднократно совершала процессии по Троицкой дороге. Здесь мчался к могучим стенам Троице-Сергиевского монастыря Петр I, чтобы укрыться за ними во время стрелецких выступлений и заговора сводной сестры Софьи. По этому тракту зимой 1730 года шел из Архангельска с рыбным обозом в Москву Михайло Ломоносов, сын помора, ставший гордостью отечественной науки. В 1812 году москвичи, покидая столицу «бежали» от Наполеона к Ростову Великому и к Ярославлю. Сегодня древняя дорога стала частью популярного туристского маршрута — Золотого кольца России.

Литература:

1.            Аверинцев С.С. София-Логос: Словарь.− Киев: Дух и Литера, 2000.− 450 с.

2.            Журавлев С.А. Идеологемы и их актуализация в русском лексикографическом дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. − Йошкар-Ола, 2004. − 23 с.

3.            Купина, Н.А. Языковое строительство: от системы идеологем к системе культурем // Русский язык сегодня. – М., 2000. – С. 182–189.

4.            Клушина, Н.И. Интенциональные категории публицистического текста (на материале периодических изданий 2000 − 2008 гг.): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. − Москва, 2009. − 57 с.

5.            Малышева Е.Г. Идеологема как лингвокогнитивный феномен: определение и классификация // Политическая лингвистика. − Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. Вып. 4 (30). − С. 32-41.

6.            Пионтек, Б.М. Общеязыковые факторы генезиса идеологемы как категории политической лингвистики (на материале польского и русского  языков): автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Москва, 2012. – 24 с.