Филологические науки/8. Родной язык и литература

 

к. ф.н. Гаджиева А.А.

Дагестанский государственный университет, Россия

Проблематика повести И. Казиева «Кизиловая роща»

Творческая история повести «Кизиловая роща» была сложной и длительной. Первая часть  была опубликована в 1983 году на родном языке, вторая часть вышла в 1985 году. Повесть долго рассматривалась на рецензию в КГБ. После проверки автору пришлось кое-что упустить, исправить. В 1991 году дагестанское книжное издательство выпускает эту книгу на русском языке в переводе В.П. и В.Н. Бармичевых, повесть выходит под другим названием «Кто убил человека из рая?»

Построение сюжета центростремительное, все действие развивается вокруг одного главного героя – Курмана. Произведение отличается большим драматизмом, острой конфликтностью и тем самым сближается с романом.

В повести задействовано немало персонажей. Каждый образ продуман, художественно очерчен, полон, закончен. Появление нового персонажа обусловлено сюжетным построением повести. Герои четко делятся на два лагеря: положительные и отрицательные герои. К одним мы сразу проникаемся симпатией и доверием, другие вызывают чувство неприязни. Автор не навязывает своего мнения, не дает описательных портретов персонажей, характеристик,  монологичного раскрытия внутреннего мира, не использует метафор, изобразительно-выразительных эпитетов, позволяющих выявить отношение автора к героям, а показывает их в действии, в поступках. Вывод делает сам читатель.

Главная сюжетная линия в идейно-художественной структуре повести Курман – Алтынтоп.  Курман, молодой юноша, недавно вернувшийся из армии, занимает место рыбоохраника на берегу родной ему реки Сулак. Он устоял перед соблазном денег и перед страхом смерти. Курман призрел все угрозы со стороны браконьеров, не изменил себе, довел дело до конца, разоблачил расхитителей, но, к сожалению, ценою своей жизни.

Автор показывает нам другого рыбоохраника – Абдула, участок  которого находится на противоположной стороне реки и участка Курмана. Дом у него большой, богато убранный, сам он часто не бывает на работе, много пьет. Абдул давно стал своим среди браконьеров, разрешая им бесчинствовать в водах Сулака, безжалостно уничтожать рыбу, а за это получает большие деньги

Автор, с одной стороны, он противопоставляет двух рыбоохраников: честного, принципиального Курмана с продажным взяточником Абдулом, а с другой стороны Абдул – это не просто отрицательный герой, зеркальное отображение Курмана, это еще и то, кем Курман мог бы стать, сделай он другой выбор. Проявляется философская позиция автора: каждый в этом мире  делает свой выбор, который дальше определяет всю его судьбу.

Этот же подтекст мы найдем и в других сюжетных линиях, к примеру, Лайла – Сакинат. Каждая из этих женщин оступилась, и дальнейшая жизнь зависит от сделанного ими выбора. Лайла, молодая, образованная, читающая Достоевского женщина, понимает, что разгульная, «красивая» жизнь, как болото, все сильнее и сильнее затягивает, понимает, но не находит в себе силы выбраться из него. И опять тот же авторский прием – Сакинат, это, то, кем могла бы стать Лайла, сделай она другой выбор. Лайла прошла мимо своей любви, чистой, светлой и непорочной, которая не только одарила бы ее яркой палитрой чувств, но и помогла бы встать на истинный путь, но судьба ее сложилась иначе. Взгляд автора на любовь перекликается с философией любви у А. Куприна: на пути каждого человека встречается любовь, главное – ее узнать и не пройти мимо, тогда и жизнь складывается удачно, потому что ты с тем, с кем должен быть.

Для автора любовь – это высшая категория, именно она определяет дальнейший жизненный путь человека. В повести любовь –  это спасение. Любовь в судьбе Лайлы – спасение от падения нравственного и духовного. Любовь в судьбе Сакинат – спасение души и убежище от деспотичного Вагаба.

Проблема отцов и детей, рассматриваемая литературой на протяжении многих веков, поднимается и здесь на образе Басира и Амаша. Амаш, мальчик со светлой, по-детски ранимой душой, не принимает  аморального, незаконного поведения отца – браконьера. Он тянется к Курману, благотворит его, помогает на работе, за что терпит побои отца. Мальчик погибает от крючков, на которых ловят рыбу браконьеры. Помогая охранникам, он упал в реку и напоролся на них. Ирония судьбы в том, что эти злосчастные крючки заказывал и расставлял сам отец Амаша.

Повесть наполнена трагизмом, его ощущение усиливается с тем, что с миром зла сталкивается детская чистая душа. Усиливается и чувство нравственного потрясения, сопричастия читателя всему происходящему.

Каково же решение автором проблемы добра и зла? Человеку с чистой душой и добрым сердцем трудно выжить в этом мире. Амаш, не пожелавший заниматься грязным промыслом, как отец, погибает. Учитель, которого Курман случайно встречает в кафе, не может переносить окружающую действительность, спивается, гибнет духовно. В конце концов, от рук бандитов погибает и сам Курман. 

При таком раскладе довольно сложно сделать вывод о том, как же решает автор эту нравственно-философскую проблему. Разделение героев на два противоположных лагеря имеет фольклорное начало, где, как следствие, торжество добра безусловно. Здесь же отрицательные герои несут ответственность за свои злодеяния, но при этом положительные тоже гибнут. По всей видимости, автор повести решает эту проблему не в столкновении «хороших» и «плохих» в целом, а через внутренний, нравственный выбор каждого в отдельности.

Литература

1. Казиев И.А. Кто убил человека из Рая? Махачкала, 1991.