ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

 

 

К. Т. Даглдиян

 

Ростовский педагогический институт Южного Федерального университета

доцент кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства

 

 

 

 

Во все времена и эпохи изобразительное искусство у всех народов во все периоды их общественной жизни было важным фактором культуры, выросшим из глубочайших потребностей человека,  теснейшим образом связанных с процессом его борьбы за существование, и можно ясно увидеть глубинные корни, и легко представить общие масштабы этих перемен.  Как и вся история изобразительного искусства, так и его современное состояние красноречиво и убедительно свидетельствуют о крупнейшей социальной роли, которое оно играет в жизни человеческого общества.  Труды целого ряда учёных 19 и 20 веков  (книга «Искусство и общество» Гаузенштейна, статьи об искусстве Г. Плеханова, книги и статьи Франца Фейергерда, Тэна, Бюхера, Валлашека, Гернеса и других) научно подтвердили и доказали социологическую основу изобразительного искусства, начиная от первобытных примитивных наскальных и пещерных рисунков до его совершенства в эпоху античности и расцвета в эпоху Возрождения, когда переход общественно-экономической формации от феодалов-землевладельцев к торгово-промышленным классам вызвал к жизни новые школы изобразительного искусства, появление таких великих имён как Микеланджело с его мятежом во имя свободы человека, Рафаэль с земной красотой в его композициях, Леонардо да Винчи с его чуть ли не анатомическим натурализмом,  Рубенс с его утрировкой жизненных красок и форм, Рембрандт с его жанровым реализмом. Такая же неразрывная связь изобразительного искусства с тем общественно-экономическим строем, в котором оно существует и развивается, сохранялась и во все последующие периоды развития человеческого общества и, естественно, полностью сохраняется и в наши дни. А уже в полном соответствии с этим законом всегда сохранялась такая же связь между общественно-экономическим строем и методикой изобразительного искусства и дизайна, независимо от того, в каких формах происходили обучение и подготовка молодых художников.

Современное общество России с 90-х гг. XX в. вышло на полосу большого культурного перелома.

В условиях созидательной конкуренции во всех сферах общественной жизни – в науке, технике и искусстве, наиболее успешными и нужными обществу становятся специалисты творческих профессий - деятельные и инициативные, сознательно и профессионально воспринимающие  и отражающие в своём творчестве требования окружающей действительности. Дополнительно к этим качествам работники культуры и искусства должны постоянно изучать и использовать в своём творчестве передовые технологии и всё новые и новые достижения науки и техники.

 Одной из закономерных примет новых экономических условий стал тот факт, что искусство дизайна становится всё более востребованным. Это происходит потому, что именно изобразительное искусство способно лучше многих других видов искусств  оперативно и адекватно отражать и объяснять все явления, происходящие в нынешнем быстро изменяющемся окружающем мире. В это же время изменения, происходящие в сознании подавляющего большинства членов нашего общества, возлагают на специалистов культуры и искусства повышенную ответственность за результаты своего творчества, требуют постоянного его приближения к запросам окружающей жизни, заставляют откликаться на все её изменения. Далеко не в последнюю, а возможно, что и в первую очередь, все эти требования предъявляются к художникам-дизайнерам, творческой специальностью которых является непосредственное изменение среды, окружающей людей – интерьеров, экстерьеров, ландшафта, внешнего вида средств транспорта, орудий производства, предметов быта, одежды и всего остального.

 В своей книге “Homo Ludens”/ “Человек играющий” голландский историк Й. Хейзинг описал человеческую культуру как игровую. Он утверждает, что формы искусства, политики, религии, права – игровые формы. Самое главное в игре – сочетание правил и свободы. Если правил слишком много, нет свободы, и значит, нет игры. Если правил мало или они не соблюдаются, получается “грязная” игра. Тогда нет красоты. Настоящая игра обязательно красива.

Новое поколение, освобожденное от запретов, комплексов и идеологий социализма выбирает успех, эстетику и игру. Цветом и формой играют художники, архитекторы, дизайнеры и нисколько не страшась повторить или переиначить когда-то созданное в окружающем мире, что помогает отвлечься от обыденности, монотонности серых будней, а их многоцветие дарит радость и надежду.

В первую очередь все требования возлагаются на наших выпускников, молодых специалистов. Поэтому изначальным элементом культурно-нравственного воспитания в современном обществе должен стать общий дидактический принцип, согласно которому будущие специалисты культуры и искусства в процессе своего обучения, должны получить твердое убеждение, что кроме чистой экономической выгоды, которую дадут обществу грамотные и творчески одаренные, молодые специалисты, адекватно современности эмоционально отражать окружающий мир. Это неминуемо развивает чувства восприятия, уточняет его эстетические критерии и этим ускоряет и совершенствует образование, делая его полнее и разностороннее.

Общество стремительно обновляется и получает возможность органичного и мощного роста. И, многое из того, что десятилетиями оставалось без изменений, оказалось обреченным на неминуемое обновление. Новые поиски в искусстве – явления авангарда и постмодернизма демонстративно от прошлого отталкивается, хотя на самом деле, конечно, тоже опирается на прошлое.

Эстетическое воспитание плодотворным станет в тех случаях, когда оно будет осуществляться одновременно с самими принципами, преображающими общественно-экономические отношения.

Сейчас мы находимся на новой полосе распространения культуры вглубь, в поиске нового в искусстве, опираясь на наше наследие прошлого. Хочется верить, что культура будущего возродит важность понятия “вкус”, и выработает средства для его развития, применительно к душевному складу каждого человека. Но массовая культура вокруг нас – явление трудно управляемое и не предсказуемое.

Какова будет культура завтрашнего дня? В наше время темп общественного развития стал космически быстрым.

Современный мир пытается перекроить и установить новый мировой порядок. Это скрытая тема, о которой, почти никто не осмеливается дискутировать.

“Говоря о высотном лабиринте выработки культурных вкусов, подчеркнем ещё одну: путь по нему вверх бесконечен, нет такой ступеньки, на которой можно было бы остановиться с гордым чувством, что она – последняя, и выше ничего нет”, - пишет филолог М. Гаспаров.

   Именно сейчас очень остро стоит вопрос об освоении прошлого, о приобщении к культуре наших предков, сохранении традиций, чтобы изучить и знать наши корни и развитие культуры ближайшего будущего своего народа и всей мировой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

Даглдиян Калуст Тигранович

Ростовский педагогический институт Южного Федерального университета

доцент кафедры Дизайна и декоративно-прикладного искусства факультета изобразительного искусства.

Член Союза художников России.

г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский 124/5, кв. 103.

дом. тел. 292 78 71