Попова Н.В.

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Мичуринский государственный аграрный университет»

Единство и борьба красоты и безобразия

как эстетических категорий

 

Эстетические ценности проявляются благодаря соотношению прекрасного и безобразного. Красота как свойство прекрасного может выражаться через звук, свет, вещество, движение, ритм, тело человека. Однако красоту можно выразить не только в материальном, но и в духовном плане (например, в мысли).

Безобразие как антипод красоты проявляется во враждебности социальных условий свободному проявлению личности, расцвету жизненных сил человека, в одностороннем развитии, отсутствии эстетического идеала.

Понятия «красота» и «безобразие» связаны между собой, как понятия одной и той же сущности, и представляют собой дифференцированную сущность. 

Единство и борьба противоположностей слов «красота» и «безобразие» как эстетических категорий обнаруживается в анализе процесса их превращения друг в друга, а также исчезновения одного в другом. Схематично это можно представить следующим образом: [смотрите схемы 1 и 2].

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1.

 Единство красоты и безобразия как процесс их взаимодействия

Красота   Безобразие                                                                          

 

Данные поля имеют не только двустороннюю связь как переход одной сущности в другую (например, известная писательница Д.Донцова, для которой активное творческое начало сыграло позитивную роль в борьбе со смертью), но и  одностороннюю как  исчезновение одного в другом (например, Человек, активно занимаясь творческой деятельностью, внезапно умирает).

Схема 2.

    Красота                                                           Безобразие                                                      

В данной схеме также прослеживается двусторонняя связь, переход одной внутренней сущности в другую или исчезновение одного в другом.

Единство в диалектических категориях красивого и безобразного проявляется как законченный процесс начала (здоровое и красивое) и конца (больное и безобразное). Однако данные эстетические категории могут переходить друг в друга или исчезать один в другом. Схематично это можно представить так: [смотрите схема 3].

 

Схема 3.  Взаимосвязанность и взаимообусловленность эстетических категорий красоты и безобразия как борьба противоположностей

 

 

 

 


 

Борьба между внешней красотой человека и внешним безобразием может прослеживаться в единстве перехода одной сущности в другую или исчезновением одной в другой (например, человек, ведущий непристойный образ жизни, меняет красивые и здоровые лицо и тело на безобразные и больные). И внешнее безобразие может преобразоваться с помощью методов пластической хирургии в красоту внешнюю. Внутренняя красота может исчезнуть во внутреннем безобразии и, наоборот, можно приобрести внутренние духовные ценности человека.

Таким образом, эстетические категории красоты и безобразия связаны между собой, а именно переходом одной дифференциальной сущности в другую. Эта связь проявляется в борьбе красоты и безобразия, а конкретнее во внешнем и внутреннем противоречии.

В диалектических категориях красивого и безобразного существует также противоречие между внешним уродством и внутренней красотой человека, обладающего нравственными жизненными ценностями (например, образ Квазимодо в «Соборе Парижской богоматери В. Гюго).

Борьба между внутренней красотой и внутренним безобразием находит свое отражение в процессе безнравственного образа жизни человека, когда одна сущность переходит в другую.

Противоположность в эстетических категориях красивого и безобразного понимается в составе определенного процесса начала как безобразная жизнь и конца как прекрасная смерть.

Таким образом, красота и безобразие как категории эстетики связаны между собой законом о единстве и борьбе противоположностей, суть которого состоит не только в раздвоении единого на взаимоисключающиеся и противоположные стороны, но и в превращении одной сущности в другую с новыми качественными характеристиками. Взаимоотношения между красотой и безобразием характеризуют то общее, что связывает их между собой, т.е. эстетические категории в целом.

Противоположность в едином, т.е. в красивом и безобразном, как в эстетических категориях, находит свое отражение в отрицательном отношении человека  к действительности и во враждебности к жизни, что и отличает категорию безобразного от категории красивого. Данные внутренние сущности безобразного связаны между собой синтагматическими отношениями, проявляющимися в общественной жизни.

Взаимоотношение противоположностей, а именно красивого и безобразного в составе единого целого выступает как противоречие, которое составляет суть диалектического закона.