Козодаева Л.Ф.

ПОТЕНЦИАЛ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Благотворительность – социально ориентированная, добровольная, бескорыстная деятельность, в основе которой лежат нравственные ценности альтруизма, коллективизма и сострадания, содержит значительный потенциал духовно-нравственного воспитания молодежи. В таком качестве она является, с одной стороны, эффективным средством воспитания и самореализации личности, с другой – средством решения актуальных социальных и личностных проблем.

Благотворительность как нравственная задача выражается не просто в готовности поделиться, отдать, но и в готовности вырваться из ограниченности собственного эгоизма. Только бескорыстия, только самоотверженности недостаточно – необходимы понимание, сочувствие, солидарность, чтобы практически воплотить заповедь любви. Милосердие требует не только щедрости, но и духовной чуткости, и нравственной зрелости, и человеку надо самому возвыситься до добра, искоренить в себе зло, чтобы суметь другому сделать добро.

Проблема формирования духовного мира человека, утверждения нравственных ценностей всегда имела важное социально-педагогическое значение и вызывала непреходящий научный интерес, что отражено в различных социально-гуманитарных концепциях, школах и направлениях и является центральным предметом философско-культурологической, социологической, психологической и педагогической мысли. Духовно-нравственное воспитание есть сфера духовного производства, в результате которого происходит внутреннее осмысление общечеловеческих цен­ностей, раскрытие способностей и сущностных сил человека, самоопределение и саморазвитие личности.

Значительные ценностные ресурсы нравственного воспитания молодежи содержит социально-культурная деятельность, и, прежде всего,  такое ее важнейшее направление как благотворительность. Благотворительность выступает в последние годы средством самореализации личности и способом решения актуальных социальных проблем. Участие в благотворительной деятельности способствует обретению нравственного здоровья человека и общества в целом, становлению высоко морального и социально ответственного гра­жданина. Поддержка благотворительности особенно актуальна в кризисные периоды развития общества, когда благотворительная деятельность становится способом самореализации личности, средством сохранения душевного здоровья, условием выживания для социально ослабленных групп населения. Однако на фоне количественного и качественно развития института благотворительности усиливаются негативные тенденции, обу­словленные общей коммерциализацией досуга, что ведет к снижению вос­питательного потенциала данного социально-культурного явления, выхо­лащиванию его альтруистической сущности.

В своем историческом раз­витии благотворительность приобретала различные формы – от милосты­ни и общественного призрения до организованной системы социальной защиты, сочетающейся с различными видами общественной и частной благотворительности. Однако практически неизменными на всех этапах развития данного явления остаются стержневые мотивы благотворитель­ности: сострадание, человеколюбие, искупление греха, социальный пре­стиж и признание. Благотворительность имеет глубокие исторические традиции и корни в российской культуре. Исторически устойчивыми и наиболее распространенными сферами российской благотворительности были помощь бедным, поддержка религии и распространение образования.

На самых ранних этапах своего развития благотворительность, имея хаотичный и неорганизованный характер, была основана исключительно на личной инициативе. Однако, начиная с правления Ивана Грозного, предпринимаются попытки организовать первые благотворительные учреждения за счет казны - богадельни, детские приюты, больницы под наблюдением духовенства. Позже  Петр I предпринимает попытки не только внести порядок в дело призрения, но и построить его на совершенно новых началах, передав в руки светских правительственных и общественных управлений. В это время создаются госпитали, приюты для незаконнорожденных детей, богадельни, приюты для сирот. При Екатерине II в 1763 году открывается первый воспитательный дом для незаконнорожденных детей, а в 1770 г. такой же открывается в Санкт-Петербурге.

В 1796 г. супруга Павла I императрица Мария Федоровна приняла под свое покровительство и заведование Воспитательное общество благородных девиц, а затем все воспитательные дома и аналогичные учреждения. Императрицей Марией Федоровной были созданы школы для глухонемых и слепых детей, а детские приюты воспитывали детей-сирот обоего пола, давая им религиозно-нравственное воспитание и первоначальное образование.

Начиная с 1861 года, в России отмечается громадный рост числа благотворительных обществ и учреждений. И уже к началу 20 века в России существовала довольно разветвленная сеть благотворительных обществ и учреждений, которые оказывали разнообразную помощь бедным. Это были дома милосердия, вдовьи дома, сиротские и детские приюты, дешевые столовые, учебные мастерские, торговые школы, технические училища.

При создании воспитательных и образовательных благотворительных учреждений для детей нищих и сирот ставились задачи воспитательного и нравственного воздействия на подопечных, т.к. воздействие на личность и коррекция ее поведения являются  созданием условий для получения образования и профессиональной квалификации, повышения просветительного потенциала общества. В благотворительной помощи детям бедных и детям-сиротам наблюдается постоянная тенденция использования просветительских  и педагогических методов в их образовании и воспитании. Подтверждением этому является открытие многочисленных частных школ для народа во второй половине 19 – начале 20 века. Это делали на частные средства не только богатые образованные дворяне-филантропы, но и многочисленные городские и земские просветительные и благотворительные общества. Образованию в таких школах отводилась различная роль: от политического воздействия на народ с целью дальнейшего радикального изменения социальной действительности до противоположных целей – воспитания верноподданических чувств и религиозной нравственности, либо простого аполитичного обучения элементарной профессии и первоначальной грамотности, при этом, однако, не исключалась возможность таким путем изменить к лучшему социальную действительность.

Огромную благотворительную помощь детям-сиротам в России оказывали представители купеческого сословия. Капиталист-промышленник был заинтересован в высококвалифицированном персонале, способным овладеть новым оборудованием, приемами ведения хозяйства. Заинтересованность в развитии образования (в том числе профессионального) вызывала отчисления на школы, училища, институты и университеты. Во многих компаниях подобные расходы становятся обязательными к концу прошлого века.

Так в Москве на деньги купечества были открыты Коммерческий институт, Практическая академия, Техническое училище им. Комиссарова, мещанские и ремесленные училища, десятки сельскохозяйственных школ.

Благотворительность как явление духовное, имеющее в России глубокие  культурно-исторические корни, не могло прерваться после глобальных политических событий 1917 года. Несмотря на тотальную экспансию государства во все сферы жизни, а порой и прямой запрет, люди объединялись и находили силы и возможности помогать тем, кому трудно. Государство поощряло «организованную» благотворительность (шефство, тимуровское движение, студенческие отряды безвозмездного труда), существовали Добровольные общества и Фонды.

Современное российское общество, переживая трудности становления рыночных отношений, пытается возродить национальные традиции благотворительности. Среди достижений современной российской благотворительности – привлечение к решению общественных проблем все большего числа людей, сближение представителей различных социальных групп и улучшение взаимопонимания между ними, мобилизация общественных ресурсов и осуществление социальных программ.

Педагогический потенциал благотворительной деятельности как средства духовно-нравственного воспитания молодежи максимально полно реализуется в рамках благотворительных общественных объединений и движений.