Нурпеис Б.К.,

кандидат искусствоведения,                             

                                    доцент, декан факультета  

                                    «Искусствоведение» Казахской 

                                    национальной академии искусств

                                    им. Т.Жургенова

                                   г.Алматы. Республика Казахстан  

 

Казахский ТЮЗ начала ХХІ века

                                                  

       В новых исторических условиях ХХІ века  (годы глобализации), изменении всех реалий жизни, на фоне разрушительных мировых кризисов, в условиях резкого перехода от одной социальной формации к другой, расслоения общества на бедных и богатых, особую остроту приобретают проблемы сохранения казахского народа как этноса, полноты его ментальной и языковой природы. Но главная проблема-адаптация этноса в современном мировом пространстве.  Суть адаптации состоит в том, что ее процесс проходит динамично, в соответствии с ритмами глобализации и помогает сохранению аутентичности  нации в целом.

        Наш народ ищет позитивные перспективы во всех аспектах жизни, как в ежедневном сложном потоке бытия, так и в прошлом. Большой духовной опорой в поисках перспективы дальнейшего развития становятся общетюркские достижения прошлых культур: крупные, мирового уровня археологические раскопки на Алтае, под Актюбинском, в Центральном Казахстане, в Алматы, расшифровки древних и средневековых текстов из Китая,  Арабского востока, стран СНГ, надписи на стеле Культегина  и т.д. Все это вкупе дополняет взгляды сегодняшних тюрков на историю: на настоящее и будущее. И одновременно корректирует взгляды других народов мира на тюркскую цивилизацию,  и в частности, казахского народа.

      Эти процессы сегодня находит отрожение и в театре, в том числе и юношеском. Казахский ТЮЗ, как  и все театры Казахстана и СНГ, ищет ответы на вопросы:  как ответить на негативные вызовы времени и сохранить вечные нравственные ценности человечества, как противостоять злу во всех проявлениях.

     ТЮЗ пытается найти и показать людей с высокими этическими принципами, с многообразными личными качествами, индивидуальностью,  и богатой духовной жизни. Верное направление творческого поиска-исследования  сегодняшней жизни и открытие в ней реальных конфликтов и характеров,  типов взаимоотношений. При этом театр углубляется в раскрытие противоречивых психологических аспектов, жизненных коллизий. ТЮЗ пытается раскрыть образы современных деловых людей и тех, кого можно назвать потерянным поколением. Это огромное число лиц всех возрастов и разных слоев общества. Они испытывают психологический надлом со всеми последствями  ввиду резкого и быстрого расслоения на бедных и богатых. Это  общеизвестная проблема для народов СНГ.

     ТЮЗ все эти годы обращался к произведениям разных авторов и использовал все разнообразие жанров. На этом пути есть заметные успехи, и естественно, определенные потери. За это время продолжает происходить смена режиссерских и актерских поколений. Это живой бурлящий  процесс.

     Актуальная  проблема  разоблачения тяжелых фактов советского тоталитаризма послужила основной идей первых постановки осуществленных театром в первые годы независимости. В первую очередь, это тема полигона. Драма О.Сулейменова и Б.Мукаева  «Конец света» (Заманакыр)  раскрывала трагедию национального масштаба: моральные и физические страдания людей и экологическую катастрофу для казахской земли. Режиссер использовал публицистические приемы, показ физических депрессий, разрушения домов и т.д. А также  акцентировал внимание зрителей на пренебрежительном отношении советской   власти к бедам народа. Этот спектакль появился после закрытия Семипалатинского полигона. Театр первым, наряду со СМИ, полномасштабно осветил факты народного бедствия в первую годовщину государственного суверенитета. (1992 г)

      Игра актрисы Г.Казакбаевой поднимала нравственные и социально-философские высоты, отрицательную воздействия полигона.  Ее Салиха одного за другим хоронила детей, мужа, соседей и близких  и оставалась  человечной, стойкой. В финальной сцене она одиноко сидела на фоне вымершего аула в огромной степи, но в ее позе, в глазах и мимиках зритель угадывал теплившуюся  надежду на возрождение жизни. ТЮЗ потрясал  показом этих страшных явлений, через облик персонажей, их отчаяния, признания и призывы о помощи. 

    Другим новшеством  для ТЮЗ-а и казахского театра в целом стало разоблачение массового предательства людей в годы сталинских  репрессий. В жанре трагикомедии драматург А.Тарази написал пьесу  «Павлик, или мы куем новых людей». Режиссер Е.Обаев поставил  спектакль, где центральным персонажем стал предатель, который постоянно, по доброй воле, писал доносы на аулчан и даже на отца, мать и дочку.

    Актер Д.Жолжаксынов с большим психологическим и сатирическим мастерством разоблачал феномен предательства. В своих внутренних монологах он оправдывался перед собой: во всем виновато время. Актер мгновенно внутренне перевоплощался в образы Ленина, Сталина, Брежнева. Он использовал интонационную манеру этих персонажей: характерные для них жесты, мимические особенности. Монологи актер произносил, глядя прямо в зал. Затем актер мгновенно переходил на реалистическую манеру поведения героя. Эти мгновенные переходы  были крайне  убедительными.

   ТЮЗ ставит разнообразные спектакли на современные темы- о судьбе молодежи, которая отрывается от корней и  традиций  попадает в атмосферу рыночной машины, отказ от нравственных и религиозных устоев, от старых родителей, от новорожденных детей, бездуховность, жестокость и торгашеский дух, и массовые пороки- алкоголизм и наркомания,  проституция.

    Стали репертуарными пьесы: «Девушка из аула» И.Сапарбая, «Самая красивая женщина» С.Балгабаева, «Одинокие среди людей» Б.Римовой, «Смертная чаша» О.Бокеева и др.

     В  пьесе “Девушка из аула” героиня приезжает в  поисках места в жизни в большой город и попадает в  разные беды. Спектакль О.Кенебаева реалистичен по тональности, по характеристикам персонажей и конфликтов. Широко используются современная музыка, сленг, костюмы и пр. Актриса К.Белжанова играет достоверно, показывает поведение аульных девушек в городе: ее наивность, социальную незрелость и депрессию. В финале она подкидывает ребенка к чужим людям, с отчаянием  убегает. Этот поступок героини типичен для сегодняшнего времени.  ТЮЗ показал новую трактовку образа казахской девушки: вынужденный отказ от духовных ценностей народа, начало моральной деградации.

    Контрастом по тональности стал спектакль Р Сеитметова «Самая красивая женщина». В ней действует обаятельная, красивая, сильная женщина. которая  несмотря на негативные факторы (муж пьяница, безработный), социальные сдвиги, осталась оптимистичной, готовой помочь другим, перебороть все плохое. Гульбаршын в исполнении Л.Каденовой стала любимицей публики. Спектакль стал хитом,  его показывали за рубежом.

   В спектакле «Одинокие среди  людей» режиссер Б. Атабаев портретировал моральную деградацию молодежи, ее уровень мировоззрения и бытовое поведение. Алдан и его жена Салтанат - безработные. С ними  в одной комнате живет мать Алдана. Молодые люди принебрегают  матерью во всем, не интересуются ее самочувствием, душевными потребностями.  Прекрасно зная все традиции и мораль казахской семьи,  супруги цинично отказываются от них: они отправляют мать в  дом  престарелых. Кунзипа понимает тяжелое положение сына и невестки, сочувствует им  и терпит  полное пренебрежение к себе.  Героиня Кунзипа – (Г.Казакбаева) безропотно уходит из дома, мудрым сердцем понимая жестокость времени и общества. Театр показывает процесс потери гуманистических ценностей народа. 

   Как величайшое социальное зло разоблачается алкоголизм по повести О.Бокеева «Смертная чаша». До высоты психологических и философских обобщений поднимает спектакль режиссер и исполнитель главной роли Н.Жакыпбай. Через судьбу Тагана он показывает все этапы морально-физического разложения человека: потеря нравственности, семьи, служебной карьеры.

     Важное место в репертуаре занимают, как всегда, пьесы на исторические темы. Режиссеры  и актеры трактуют пьесы в духе современности, стремясь сделать зрителей своими единомышленниками.  Факты и герои истории не остаются иллюстрациями прошлого, они пронизаны современном духом. ТЮЗ решает задачу воспитать в юношестве патриотизм и ответственность перед народом.

    В постановке  режиссера Н.Жакыпбая «Юность Абая» главным содержательным моментом стало раскрытие становления Абая как  поэта. Импульсивность натуры, яркость и мощь внутреннего мира, открытость и активность своего героя увлеченно  обрисовал актер Р.Омаров.

   Главная новизна в спектакле  в оригинальной трактовке образа Кунанбая (отец Абая). Это подлинная историческая личность. Раньше в спектаклях Ауэзовского театра Кунанбай трактовался как  деспотичный феодал, отвратительная личность.  ТЮЗ вернул зрителям реальное знание фактов  его биографии, его духовный мир, показал  как прогрессивного деятеля Х!Х века,  мыслителя и практика.

     Интересно пластическое решение массовых сцен, которые  выражают режиссерскую мысль постоянного  единства Кунанбая и Абая с народом.

     В спектакле «Исатай - Махамбет» показан героизм, любовь к родине, гуманизм Исатая - батыра и поэта, соратника  великого Махамбета в период  борьбы с колонизаторами. Актер Т.Мейрамов с большим психологическим мастерством показывает последние часы Исатая. Его герой, зная, что войско хана скоро убьет  его и Махамбета,  тем не менее,  не хочет проливать кровь народа.  Исатай  гибнет, защищаясь. Зрителей покоряет  отвага, могучий  дух батыра.

    В этом же ключе вдохновенно сыграл роль Махамбета актер Ж.Зейнабилов. Их дуэт стал яркой, эмоциональной и содержательной доминантой спектакля.

    Созвучным этому спектаклю явилась постановка по пьесе С.Жунусова «Сын сокола». Режиссер Ж.Хаджиев по всех компонентах  спектакля            раскрыл образ юного Абылай хана. Подросток Абылай наделен яркими чертами характера: любовью к Родине, бесстрашием,  умением владеть оружием, даром понимать людей разных слоев общества.

   ТЮЗ показал молодым зрителям позитивный пример человека, на который  можно  равняться.

Около  10 лет идет спектакль  по казахской классике - музыкальная   драма Г.Мусрепова  «Кыз Жибек». Одна из вершин работ выдающегося режиссера Ж.Хаджиева. Известная легенда  осмыслена  им  всесторонне – в глубоко- содержательном, психологическом, социально-философском планах. Герои  спектакля  остро  переживают все ситуации.  Эти реакции героев схожи с  мировосприятием и переживанием сегодняшней молодежи.    

В спектакле есть актерский  ансамбль, динамика,  сегодняшний темпо -ритм. Главная героиня Кыз Жибек – А.Иманбаева-  энергичная, живо реагирующая   на все  вокруг себя. Яркий  лидер своей среды, красавица, умница, которая проживает короткую  трагическую жизнь.

   Бекежан – это  сильная,  духовно  и  физически  богатая  личность.

По замыслу режиссера Бекежан – А.Бектемиров предстает человеком, чей ум и сила оказались не нужными в обществе; он вытолкнут обществом в  пропасть, в преступную  жизнь. Это трактовка созвучна с сегодняшней  реальностью, когда люди вынуждены  пополнять  ряды криминала.

 Другой  яркий  и обаятельной  образ Шеге  создал С.Жангельдиев, он так же, как и исполнители  Жибек – А.Иманбаева, Бекежана – А.Бектемиров, обладает прекрасными  вокальными данными.

Этот спектакль сложился в крупное художественное полотно.

ТЮЗ продолжил традицию  жанра  психологической  драмы. В спектакле  «Красавица в трауре» режиссер Б.Атабаев рельефно  исследовал психологическое и  эмоциональное  переживание молодой вдовы, которая боясь осуждения  среды, подавила в себе все чувства и отказалась от личного счастья. Актрисы Г.Казакбаева и Р.Айткожанова с тонким  лиризмом обрисовали   все оттенки и  нюансы эмоциональной жизни. Их героиня  вызывает сочувствие  и понимание зрителей. Болат, который  влюблен в нее, преклоняется  перед ее духовностью  и моральной  высотой. Актер  И.Абилмажинов показал своего героя  во всем богатстве внутренних переживаний  и мыслей. Этот спектакль  оттачивает   исполнительское   мастерство актеров.

В ТЮЗ-е идет  ряд спектаклей   по произведениям Ч.Айтматова «Иссыкульская  трагедия» («Белый пароход»),   «Страдания духа» (по мотивам  нескольких произведении Ч.Айтматова),  «Могилы  Коркыта»  И. Гайыпа, которые так же раскрывают  современные психологические  коллизии.

В годы  независимости  театр  стал больше уделять внимание детским спектаклям. Были заново поставлены «Золотой ключик»  А.Толстого, “Алтын сақа” («Золотая бабка») М.Акынжанова и К.Бадырова. В них активно вводились молодые актеры, стали более интересными  и выразительными сценография и музыкальные компоненты. В эти спектакли использовались современные материалы и инструменты.

Более 10 лет  шел спектакль «Золотое зерно» Л.Симоновой. Современная  сказка с динамичном сюжетом, яркими, энергичными героями  повествует о борьбе добра и зла. Дети активно вовлекаются в перипетии борьбы персонажей,   и оптимистическая атмосфера держится до самого  финала. Это успех режиссера О.Кенебаева и всех актеров.

Так же была поставлена сказка  Д.Ж.Родари «Чипполино и его друзья». В эти годы поставлены  пьесы новых казахских драматургов  М. Ахманова «Уловки Алдара», «Ворона - посредница», М.Кабанбая  «Тити», С.Балгабаева «Моя бабушка - колдунья». Они пользуются успехом у маленьких зрителей.  Вместе  с тем очевидно, что всего этого  недостаточно для воспитания детской и молодежной  аудитории в условиях современного мира.

 ТЮЗ продолжает сохранять традиции казахского театра: постоянный интерес к исторической, этико – философской, психологической проблематике,  отношением к сценическому слову, как важному инструменту  духовности, верность актерской психологической игре, любовь к сценической метафоре и символике, народной музыке  и т.д.

У ТЮЗ- а  впереди большие  поиски.