Биологические науки/6. Микробиология

Д.в.н. Тимченко Л.Д., д.в.н. Заерко В.И., аспиранты Сизоненко М.Н., Романенко О.А.

Ставропольский государственный университет, Ставрополь, Россия

ФГУП «Ставропольская биофабрика», Ставрополь, Россия

Южный научный центр РАН, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Россия

Содержание микро и макроэлементов в новых стимуляторах роста микроорганизмов из нетрадиционного сырья

Промышленный выпуск вакцин в Российской федерации занимает одно из первых мест в индустрии производства бактериальных препаратов. Огромные объемы производства требуют тщательного контроля и соблюдения ТУ. Тем не менее, некоторые предприятия сталкиваются с определенными затруднениями, связанными с производством вакцин, в частности, с уменьшением объема наращиваемой бактериальной массы для производства препаратов, что зачастую обусловлено снижением качества сырья для питательных сред [2]. Поэтому постоянно ведется работа по усовершенствованию уже имеющихся сред путем поиска новых питательных субстратов, в том числе для стимуляторов роста, добавление которых является важным оптимизирующим фактором производственного процесса.

Традиционно в качестве стимуляторов роста применяют сахарозу, солодовый сахар, мезоинозид, козимазу, аневрит, биотин, настои из печени, а также отвары как дополнительные источники ростовых веществ, содержащие никотиновую и парабензойную кислоты, витамины А, С, группы В., а также комплекс микро-  и макроэлементов, непосредственно влияющий на рост, способствующий, при этом, значительному накоплению культуры и приросту бакмассы микроорганизмов [5,7]. Микро- и макроэлементы играют важную роль в активировании различных ферментативных процессов. Для этого они необходимы микроорганизмам в небольших, а иногда и следовых количествах [3]. Исходя из этого, важно знать как качественный, так и количественный состав субстанций, выступающих в роли стимуляторов роста.

Использование стимуляторов роста имеет большое значение как при выращивании трудно культивируемых микроорганизмов, так и микроорганизмов, не отличающихся особой прихотливостью к питательным средам, однако зачастую не демонстрирующих явный рост в первые сутки после посева и стабильности объема полученной бакмассы за весь период культивирования, что особенно важно при  производственном  выращивании.

Стимуляторы роста обеспечивают оптимальные условия для проявления физиологических особенностей микроорганизмов [6]. В отличие от питательных добавок они вносятся в питательные среды в минимальных дозах, не меняя их состава. Истинные стимуляторы роста выполняют чаще всего роль катализаторов биохимических процессов [1] в сложнейших биохимических реакциях, происходящих при культивировании микроорганизмов и обеспечивающих увеличение скорости роста и высокое накопление общей биомассы. Однако, для каждого отдельного микроорганизма или для нескольких одновременно, известен определенный спектр химических или органических компонентов, являющихся стимуляторами их роста [5].

Химический состав стимуляторов имеет большое значение и является показателем их качества. Поэтому подход к выбору сырья определяется в соответствии с его качеством, экологической чистотой и экономичностью, а также с питательными потребностями микроорганизмов, Очень важно правильно выбрать и вид переработки сырья, который позволит сохранить все питательные компоненты и донести их до микроорганизмов в легкоусвояемой форме.

В связи с вышеизложенным, для приготовления стимуляторов роста нами были отобраны следующие субстраты: яблоки, молоки лососевых рыб, декоративное растение зебрина повислая (Zebrina pendula), хлебные дрожжи, пшеничные отруби, бананы, перепелиная эмбрионально-яичная масса. По нашему мнению, данное сырье не только удовлетворяет питательным потребностям многих микроорганизмов, но и является доступным или легко культивируется в лабораторных условиях.

Из яблок, молок лососевых рыб, зебрины повислой, хлебных дрожжей, пшеничных отрубей и бананов были приготовлены ферментативные гидролизаты по методике Козлова Ю.А. [4] в собственной модификации, а из перепелиной эмбрионально-яичной массы - фильтрат в разведении с водой 1:2.

В соответствии с литературными данными, свидетельствующими о наиболее значимых для метаболизма микроорганизмов микро- и макроэлементах, в двадцати пробах каждого гидролизата и фильтрата нами определялись цинк, медь, железо, натрий, калий, марганец (табл.1).

Таблица 1

Содержание микро- и макроэлементов в разных пробах гидролизатов

Виды гидролизатов

Микро- и макроэлементы (мкг/мл)

Zn

9,90±0,42

588,0±9,2

1500,0±6,2

19,80±0,72

ФГ из эмбриональной массы перепелов

0,20±0,07

0,10±0,05

2,30±0,17

408,0±4,7

750,0±8,0

-

Фильтрат из эмбриональной массы перепелов

0,20±0,09

1,60±0,11

353,0±4,2

516,0±5,4

ФГ из дрожжей

3,20±0,13

172,0±3,1

1016,0±7,2

-

Из результатов исследований, представленных в таблице, видны четкие различия количества изучаемых микро- и макроэлементов в стимуляторах в зависимости от происхождения сырья (растительное, животное, микробное). По общему количеству микро- и макроэлементов гидролизаты из животного сырья, а также изготовленный фильтрат, уступают гидролизатам из растительного сырья.

Все гидролизаты и фильтрат содержали цинк, натрий и калий, а медь обнаружена только в ферментативных гидролизатах из пшеничных отрубей и эмбрионально-яичной массы перепелов, в количествах 0,1±0,07 мкг/мл и  0,1±0,05 мкг/мл соответственно. Наибольшее количество марганца наблюдалось в ферментативном гидролизате из пшеничных отрубей (19,8± 0,72 мкг/мл), однако, в небольших количествах он обнаружен и в гидролизатах из яблок, зебрины повислой, бананов.

Уровень цинка в гидролизате из бананов (6,6±0,19 мкг/мл) и яблок (5,6±0,15 мкг/мл) существенного не различается, превышая этот показатель во всех других гидролизатах и фильтрате.

Пшеничные отруби наиболее богаты железом (9,9±0,42 мкг/мл), а наименьшие показатели этого элемента - в гидролизате из молок лососевых рыб (1,1±0,13 мкг/мл) и фильтрате из эмбриональной массы перепелов (1,6±0,11 мкг/мл). В ферментативных гидролизатах из зебрины повислой и дрожжей, железа не обнаружено.

Меньше всего натрия выявлено в гидролизате из дрожжей (172±3,1 мкг/мл), остальные гидролизаты и фильтрат имеют достаточно высокие показатели по этому элементу. Калий же преобладает в гидролизатах из пшеничных отрубей (1500±6,2 мкг/мл). Наименьший показатель калия имеет фильтрат из эмбрионально-яичной массы перепелов (516±5,4 мкг/мл).

Установленные особенности микро- и макроэлементного состава всех полученных гидролизатов и фильтрата обусловливают у них потенциальные свойства стимуляторов роста микроорганизмов, что позволяет прогнозировать их эффективность как при самостоятельном, так и при сочетанном применении в процессе культивирования широкого спектра микроорганизмов.

1. Галаев, Ю.В. Особенности обмена дикарбоновых аминокислот и их амидов у микроорганизмов кишечной группы / Ю.В. Галаев // ЖМЭИ. – 1974. - №6. – С. 23-26.

2. Геладзе, В.Ш. Изыскание универсальных питательных сред для культивирования аэробных и анаэробных микроорганизмов / В.Ш. Геладзе и др. // Диагностика, лечение и профилактика заболеваний сельскохозяйственных животных: Сб. науч. тр. / Ставроп. ГСХА. – Ставрополь, 1998. – С. 30-31.

3. Кисленко, В.Н. Ветеринарная микробиология и иммунология / В.Н. Кисленко, Н.М. Колычев. – М: «КолосС», 2006. – Ч.1. – 183 с.

4. Козлов, Ю.А. Питательные среды в медицинской микробиологии / Ю.А. Козлов. – М:  Медгиз, 1950. – 251с.

5. Панова, Н.В. Разработка нового стимулятора роста микроорганизмов и изучение его влияния на их биологические свойства на примере некоторых вакцинных штаммов бактерий: дис. … канд. биол. наук / Н.В. Панова. – Ставрополь, 2006. - 173 с.

6. Смирнова, Г.А. Состояние и перспективы развития сырьевой базы производства питательных сред / Г.А. Смирнова // Микробиол.- 1991.- №5. - С. 63-67.

7. Ткаченко, И.Н. Разработка и оценка качества новых питательных сред и стимуляторов роста микроорганизмов на основе активированных гидролизатов из молок лососевых рыб и вермикультуры: дис. … канд. биол. наук / И.Н. Ткаченко. – Ставрополь, 2009. – 168 с.