История/1. Отечественная история

 

Д.и.н. Гавриленков Алексей Федорович

Смоленский государственный университет

                                                                                                    

Правовое регулирование государственно-религиозных отношений в Российской Федерации

 

После распада СССР, в 90-е годы XX века – в начале XXI века, на территории Российской Федерации стали активно действовать различные религиозные организации. Среди них как традиционные религиозные организации, так и нетрадиционные религии и культы (новые религиозные движения) [5].

Активизация религиозных организаций ведет к необходимости со стороны российского государства очертить границы, рамки таковой деятельности. Базовыми для разрешения данной ситуации выступают международные документы о свободе совести, свободе вероисповеданий и о деятельности религиозных объединений, Конституция Российской Федерации 1993 года и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 9 сентября 1997 года [6,5; 8,5]. С одной стороны, соответствующие органы государственной власти стремятся соблюдать нормы международного права, которые гарантируют человеку право на свободу совести и вероисповеданий [9,23-46]. С другой стороны, основополагающее значение для деятельности религиозных организаций в Российской Федерации имеют Конституция Российской Федерации 1993 г. и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) [6,5]. Тем самым определяется отношение государства к религиозным объединениям и конфессиям на основе их равенства перед законом. Конституция прямо устанавливает, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [6,5]. 

Согласно Федеральному закону государство, с одной стороны, «не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности», с другой стороны, «не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти…» [9,5] Признание Российской Федерации светским государством определяет его нейтральное отношение в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений [1,322]. Однако, как отмечает К. Каневский, «власть на федеральном и региональном уровне официально признавала привилегированный статус Русской Православной Церкви» [4,62].

С.А. Бурьянов и С.А. Мозговой определяют процессы, происходящие в современном российском обществе и касающиеся государственной политики в сфере свободы совести и вероисповеданий, как антиконституционные [2].

Современное развитие государственно-религиозных отношений в Российской Федерации настоятельно требует обратить внимание на опыт взаимодействия государственной власти и различных вероисповеданий в период, предшествовавший «эре атеизма» - период становления и развития Российской империи (1721-1917 гг.).

На протяжении всего имперского периода шел процесс формирования принципов вероисповедной политики российского государства [3,11-15].

Вероисповедная политика Российской империи была избирательной. Одним исповеданиям государство, в силу традиционности, покровительствовало [7,108]. Другие исповедания находились под жестким контролем государственной власти. При этом государство стремилось не выходить за рамки правовых оснований политики в отношении исповеданий, действовавших на территории России.

Необходимо учитывать исторические реалии, внешне- и внутриполитические факторы, в соответствии с которыми строилась и сама вероисповедная политика российского государства в период империи.

Опыт взаимодействия вероисповеданий и государственной власти в условиях Российской империи позволяет сформулировать некоторые исторические уроки.

Формирование государственно-религиозных отношений на современном этапе развития российского государства и общества возможно только с учетом исторического опыта взаимодействия государства и вероисповеданий. При этом, приоритетность одного из вероисповеданий ведет к ассиметричности в проводимой государством политике.

Установление и развитие государственно-религиозных отношений в современной России возможно только на законодательной основе, в условиях, когда государство берет на себя ответственность за формирование указанных отношений и исключает случаи неправового решения вопросов вероисповедной политики. В таком случае государство сохранит за собой статус светского государства и одновременно взаимодействует с религиозными организациями.

                                  Литература

1.     Борисов В.И., Ильюхов А.А., Кажанов О.А. Словарь по конституционному праву Российской Федерации. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. – 366 с.

2.     Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Цели и методы религиозной политики // НГ-Религия. - № 6 (178). – 5 апреля 2006.

3.     Гавриленков А.Ф. Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.: сущность, принципы, эволюция. Автореф. дис.…д-ра ист. наук. - М., 2010.

4.     Каневский К. Религиозный ренессанс в России. Проблемы государственно-конфессиональных отношений // Российская юстиция. – 2002. - № 11. – С. 62-65.

5.     Кантеров И. Новые религиозные движения в России: (религиоведческий анализ). - М., 2006. – 472 с.

6.     Конституция Российской Федерации (с гимном России). - М.: Проспект, 2009. – 32 с.

7.     Свод законов Российской империи. Под редакцией и с примечаниями И.Д. Мордухай-Болотовского. Издание неофициальное. В пяти книгах. Книга третья. Т. VIII, Ч. IIXI, Ч. I. – СПб.: Русское Книжное Товарищество «Деятель», 1912.

8.     Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». - М.: ИНФРА-М, 2004. - 21 с.

9.     Шахов М.О. Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации: Учебное пособие. Издание второе, исправленное. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 108 с.