Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалистов

 

Д.п.н. Гладких В.Г., к.п.н. Тарасова О.П.

Оренбургский государственный университет, Россия

Профессиональное целеполагание в проектной деятельности будущего дизайнера

 

Как известно, всякая профессиональная деятельность носит целенаправленный характер, т.е. подчиняется  целям субъективного и объективного порядка. Первая есть продукт человеческого мышления, т.е. процесса, связанного с порождением цели, целеполаганием, вторая связана с предметной, материальной деятельностью, т.е. целеосуществлением. Характерно, что в профессиональной деятельности обе цели представлены в единстве: если целеполагание есть мысленный образ желаемого объекта труда, то целеосуществление есть его воплощенный результат. Целеполагание как процесс неотделимо от проектирования, предвидение объекта предстоящей профессиональной деятельности, преобразованного по ее результатам. По утверждению известного философа Н.Н. Трубникова, содержание цели предстоящей деятельности как необходимые компоненты включают положительный и отрицательный опыт отношения к действительности, в настоящее время не удовлетворяющей человека и не соответствующей его потребностям и потому подлежащей преобразованию. И в этом смысле цель есть полагание, конструирование новой деятельности, она представляет практическую задачу, решение которой связано с представлением о конечном результате [1].

В деятельности будущего дизайнера формируются все доминанты профессионального целеполагания – от проектирования цели, способной создать желаемый образ, до ее конкретного воплощения. Поскольку дизайнерские инновации формируются на междисциплинарной основе в результате переноса и нестереотипной рекомбинации сведений и умений из одной области знаний или деятельности в другую, то задачи дизайн-проектирования требуют не только проблемной формулировки, но и владения механизмами целеполагания. Не принятый как цель, процесс дизайнерского преобразования предметно-пространственных среды посредством создания культурных образцов, субъективно или объективно значимых ценностей будет безрезультатным.

Данные положения повлияли на выбор целевого подхода как методологической доминанты профессионально-личностного развития будущего дизайнера в процессе подготовки в вузе. Во-первых, специфика целевого подхода в данном контексте состоит в методологической ориентации субъектов образовательного процесса на конкретный результат деятельности и возможности его обеспечения всеми доступными в сложившихся условиях организационными, дидактическими, экономическими, материальными и другими средствами.

Эту специфическую особенность, как правило, традиционно фиксируют, когда речь идет об объекте деятельности, подлежащем изменению, реконструктивному воссозданию, будь то предметы быта, одежды, окружающей среды. Однако другое проявление целевого подхода связано не с объектом, а с субъектом деятельности, с его преобразованием личностным. Речь идет о ситуациях конкретной квазипрофессиональной деятельности, когда возможно «отделение» ее мотива от цели и его перемещения на один из результатов. В этом случае формируется побочный результат, который становится для человека субъективной целью действий. Выполняя, к примеру, проектное задание по ландшафтному дизайну, будущий специалист может «видеть свою цель не в том, чтобы сделать именно данное дело, а в том, чтобы посредством него проявить себя или выполнить свой личный долг» [2].

В этой связи правомерна постановка вопроса о соотношении опыта личности и цели, в частности индивидуального и общественного опыта и целей. Не противостоя друг другу, они, тем не менее, не тождественны. По-видимому, общественный опыт есть материализованное средство приобретения личного профессионального опыта, один из его внешних факторов, а в качестве внутреннего могут выступать индивидуальные особенности личности: интеллект, воля и целеустремленность, одержимость и активность, неравнодушие и ответственность. Подчеркнем, что содержанием целеполагающей деятельности, таким образом, оказывается процесс изменения личностных качеств участников учебно-профессиональной деятельности, «процесс производства человека, более совершенного в сравнении с его же собственными качествами в момент включения в целеполагающую деятельность» [1]. Иными словами, речь идет о формировании профессиональных и профессионально-личностных компетенций.

Необходимо отметить, что данный подход требует от каждого субъекта осознания целей своей деятельности, ее связи с целями других членов коллектива и генеральной целью образовательной системы. В этой связи необходимо взаимодействие участников образовательного процесса при достижении образовательных целей. Важно, что совместное целеполагание и целеосуществление способствуют как эффективному обучению, воспитанию и творческому развитию будущих специалистов, так и развитию преподавателей и социально-педагогической системы в целом.

Как известно, результат деятельности субъекта включает две составляющие: внешнюю, формальную, ее итогом становится объективное преобразование ситуации, которое продуцировалось в процессе целеполагания; и внутреннюю, собственно психологического преобразования, называемую «самопорождением» субъекта. Иными словами в первой преобладает количественное содержание результата целеполагающей деятельности по сравнению с качественным; во второй, напротив, главное содержание – качественное преобразование самого субъекта деятельности, формирование операциональной технологии преобразования объекта деятельности. Разумеется, речь идет в данном случае о формировании способов деятельности, профессиональных умений, об овладении ими. Соответственно, реализация целевого подхода способствует эффективному освоению профессиональной деятельности, поскольку обеспечивает направленность и регулирование данного процесса, предвосхищение в сознании и мышлении результатов учебно-профессиональной деятельности и способов их достижения.

Особенность учебно-профессиональной деятельности будущих дизайнеров представлена преимущественно конструированием предметно-пространственной среды по законам и принципам искусства, результатом которого является проект [3]. Целью проекта, в данном случае, является не только осознание объективных потребностей и возможностей деятельности, но и представление о ее результатах. Так, цель, предшествуя проектируемому предмету как идеальное основание, определяется как особая форма идеального и как идеальный образ предмета деятельности. Отсутствие четко обозначенного идеального образа проектируемого дизайнером предмета приводит к ошибкам в выборе средств осуществления идеи. Соответственно, это сказывается на уровне выполняемой практической деятельности дизайнера – дизайн-проектов. В этой связи образ цели предстоящей деятельности поддерживает целостность начального представления о результатах предполагаемых достижений студента.

Поскольку определяющим критерием достижения цели деятельности специалиста является реальная практика, то в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров реализуется ряд заданий, направленных на изучение механизмов целеполагания и формирование навыков формулировки целей проектирования. Примерами таких заданий служит разработка дерева целей собственного профессионально-личностного развития будущего дизайнера, классификации целей разрабатываемого проекта и их формулировка. Рассмотрим один из них.

При разработке классификации целей учебного проекта студентами были выделены две группы целей – внешние, направленные на объект проектирования и внутренние, связанные с уровнем развития собственных профессионально-личностных качеств, багажом знаний, умений и навыков и влияющие на качество выполнения проекта. Такая потребность была детерминирована спецификой последующей формулировки цели, которая в своей первооснове включает описание конечного поведения, необходимого для выполнения той или иной деятельности проектировщика, либо перечень его способностей, что является стимулом профессионального и личностного развития будущего специалиста. В основу классификации целей проекта легли цель-эталон, отражающая требования общества к продукту (объекту) проектирования, и цели, состоящие в достижении будущим дизайнером определенного уровня профессионально-личностного развития. Данная классификация целей для проекта на тему «Разработка детской книжки-игрушки» представлена соответственно в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 – Классификация внешних целей при выполнении дизайн-проекта

Группы целей

Виды целей

Содержание целей

1

2

3

Внешние

Эстетические

 

- гармоничное сочетание цветов;

- соответствие художественного оформления тексту;

- гармоничное расположение текста и рисунков;

- приятные тактильные ощущения

Утилитарные

- соответствие назначению;

- возможность модифицировать;

- многофункциональность

Экологические

- безопасность конструкции;

- безопасность материалов (краски, бумага, пластик, ткани и пр.)

- безопасность утилизации;

- благоприятное влияние на психику ребенка

Эргономические

- удобство расположения элементов конструкции;

- соответствие формы функциональному назначению;

- соотношение формы и возраста потребителя

Эксплуатационные

- возможность ремонта;

- удобство ухода;

- одновременность морального и физического износа

Экономические

- соответствие качества и цены;

- доступность для потребителя;

- оптимальные производственные затраты;

- минимизация отходов

Конструкторско-технологические

- соответствие конструкции функциональному назначению;

- удобочитаемость;

- использование современных материалов;

- использование современных технологий в производственном процессе

Развивающие и  воспитывающие

- содействие личностному развитию ребенка;

- воспитание эстетического вкуса

 

Таблица 2 – Классификация внутренних целей при выполнении дизайн-проекта

 

Цели

Личностные качества дизайнера

Компетенции

Внутренние

Креативность

- способность к проблематизации;

- оригинальность и метафоричность идей;

- способность к комбинированию и интеграции знаний, опыта;

- стремление к вариативному решению задач проектирования;

- образная выразительность

Стремление к познанию

- способность к восприятию, анализу, обобщению информации;

- стремление к накоплению специальных теоретических, проектно-художественных, конструкторско-технологических знаний и опыта, повышению мастерства

Стремление к инноватике

- способность к новообразованиям;

- стремление к использованию современных творческих и научных концепций, научно-технических достижений и технологий

Самовоспитание

 

- стремление к самопознанию (осознанию интеллектуальных, ценностных, нравственных, физических и др. качеств);

- способность к беспристрастной самооценке своих качеств, личности в целом;

- стремление к применению методов и средств познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения уровня культуры, совершенствования значимых профессиональных и личностных качеств

Коммуникативность

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь в процессе общения с заказчиком, потребителем и пр.;

- способность учитывать многообразие потребностей и интересов всех участвующих в проектной деятельности сторон

Самостоятельность и организованность

 

- способность включаться в формирование перспектив и планов собственной деятельности, согласовывая активную жизненную и профессиональные позиции и потребности;

- способность управлять своей деятельностью и поведением, объективно оценивая их;

- способность реализовывать свои проектные и деловые замыслы

Активность

 

- продуктивность воображения, свобода творчества;

- способность добровольно включаться и эмоционально переживать свое участие в проекте

Ценностные ориентации

 

- осознание значения ценностей жизни, среды  или культуры, признанных в данное время, для решения задач дизайн-проектирования;

- готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе

Проектная дисциплина, ответственность

 

 

- способность выстраивать логику проектных действий;

 - способность с учетом содержания и технологической определенности регламентировать процедуры выполнения проекта;

- способность взять на себя обязательства по выполнению проектного задания и обеспечить его качественное завершение

Критичность, рефлексия

 

- способность переосмыслять предметный мир в соответствии с культурой с целью его совершенствования;

- способность анализировать ценностные ориентации потребителя в культурно-историческом, утилитарном, производственно-техническом, профессиональном и других аспектах;

- способность объективно оценить проектную ситуацию, цель и содержания заказа, возможности и средства его выполнения, общественную потребность вещи и определить личное отношение к объекту, его прототипам и аналогам;

- владение различными методами оценки проектных решений;

- способность объективно оценивать собственную проектную деятельность, ее цели, средства и результаты;

- способность конструктивно принимать критику

 

Привлечение студента к разработке классификации целей проекта и формулировке цели проектирования способствует более детальной разработке механизмов целеосуществления и выявлению необходимых средств ее достижения. Знание механизмов целеполагания и целереализации мотивирует студента к образовательной деятельности, обеспечивает возможность самостоятельно выдвигать цели, планировать свои действия, определять методы и средства деятельности в соответствии с поставленной целью, учиться корректировать действия, вырабатывать критерии успешной деятельности, оперировать учебной информацией в различных условиях  и т.д. и, как следствие, разрабатывать программу своего развития. Добиваясь в этом успеха, будущий специалист удовлетворяет потребность в персонализации, что дает возможность проявиться ему как свободному, независимому человеку. Именно такого индивида, который использует свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний, К. Роджерс назвал "полноценно функционирующим человеком" [4].

Подводя итог представленного нами взгляда на роль профессионального целеполагания, подчеркнем многофункциональность данного процесса  в проектной деятельности дизайнера. Оно позволяет рационально организовать время субъекта деятельности, спроектировать средства и способы достижения цели, оказывает мотивационное и стимулирующее воздействие не только на формирование профессиональных, но и конкретных личностных качеств будущего дизайнера.

 

Литература:

 

1.     Трубников, Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат» / Н.Н. Трубников. – М.: Высшая школа, 1968. – 148 с.

2.     Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 2. /                            С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 328 с.

3.     Воронов, Н.В. Дизайн: русская версия / Н.В. Воронов; под ред. Г.В. Вершинина. - Тюмень: Институт дизайна, 2005. – 224 с.

4.     Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс; общ. ред. Е.И. Исениной. – М.: Издат. Группа «Прогресс», 2001. – 319