Аспирант ЗабГГПУ Бороева О.П.

ГОУ СПО Читинский медицинский колледж

Этические отношения медика и пациента как медико-педагогическая проблема

 

Перемены, происходящие в последнее время в Российской системе образования, ориентированы на  содержание образования как фактора личностно-профессионального становления будущего специалиста. Говоря о профессиональном образовании, нельзя обойти структуру отношений, лежащих в основе педагогического процесса, посредством которых закладываются отношения между субъектами будущей профессиональной деятельности. Задача сегодня состоит в том, чтобы уже у студента сформировать принципиально новое морально-этическое сознание, которое определяет нормы той или иной сферы.

Еще Аристотель утверждал, что главным предназначением этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Впервые он употребил термин «этика» для  обозначения особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом «этос» (привычка, нрав, обычай, характер). Позднее, этика превратилась в самостоятельную философскую дисциплину – философию морали (от латинского слова mores-нравы).

 Одним из видов этики является гуманистическая этика, в которой провозглашается жизнь человека как наивысшая ценность, подчеркивается уникальность каждой личности. В прикладных разделах этики обращается внимание на необходимость научения людей должному поведению в конкретных ситуациях: в экологической, ситуативной, этике межличностного общения, профессиональной этике (биомедицинская этика и т.д.).

Сложность разрешения  проблемы этических отношений медика и пациента обусловливает ее понимание как медико-педагогической проблемы, которая может разрабатываться на философском, педагогическом, культурологическом, медицинском и других уровнях.

Философский аспект этики получил достаточно широкое освещение в работах Сократа, Платона, Ф.Аквинского, Н. Макиавелли, Т. Кампанеллы, Р. Декарта, Б. Спинозы, К. Гельвеция, Э. Гуссерля, Г.-Г. Гадамера, П.А. Кропоткина и многих других.

Сократ явился основоположником этического рационализма. В решении этических проблем философ опирался на разум. По его мнению, моральные нормы существуют объективно и задача человека – познать их, чтобы соотнести с ним свое поведение и достичь добродетели, а,  следовательно, и счастья [13,с. 10, 19,26].

 Французский моралист XVII в. К.А.Гельвеций отождествлял этику с нравственностью. По его мнению, духовная сторона воспитания - это наиболее важная и наиболее заброшенная часть его, поскольку нет таких общих школ, где преподавали бы науку нравственности. С точки зрения философа, человек по природе своей склонен к подражанию и,  находясь среди добродетельных граждан, он сам становится добродетельным…[1,с.42].

Коммуникативная  направленность этики обусловлена пристальным вниманием человеческой мысли к моральным проблемам общения, приобретающим в наше время особое значение. Для Г.-Г.Гадамера  - одного из основоположников герменевтики, понимание – способ существования познающего, действующего и оценивающего человека. Оно устанавливается  в процессе диалога, превращая в  партнеров по коммуникации, объединенных, как Я с Ты. Это понимание обеспечивает проявление терпимости и заинтересованного отношения всех участников коммуникации в интерпретации смысла. В результате происходит не только понимание Другого, но и раскрытие самого себя [13,с.51].

В работе «Этика» П.А. Кропоткин доказал, что этические нормы предшествовали религии. Он выводил нравственность непосредственно из опыта природы. Этика животных и растений может быть образцом подражания для человека. Он считал: «В большинстве своем, человек всегда чувствовал и понимал природу, бережно относился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и явлениями»  [4].

Философское освоение этических норм является отражением и выражением истории морали, нравственной культуры человечества.

Нравственные свойства личности представлены в работах следующих ученых-педагогов И.Г. Песталоцци, Ф.А.В. Дистервега, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Ш.А. Амонашвили, В.Шаталова и других.

Нравственные основы воспитания этических взаимоотношений людей отразились в концепциях гуманистического воспитания, где ведущее место отведено потребностям и интересам личности, в  качестве субъектов деятельности. Так, И.Г.Песталоцци указывал на подчиненность средствам умственного образования средствам образования нравственного – прямое последствие признания конечной цели воспитания, а она заключается в том,  по его мнению, что человек сам поднимается до ощущения внутреннего достоинства своей природы. Такое чувство не рождается от силы ума в мышлении, оно рождается от силы  сердца и любви. [3,с.82].   Поэтому воспитательные задачи образования, по Песталоцци,  связывались с развитием  духовных сил.

А.С.Макаренко рассматривал проблему взаимоотношений участников деятельности в русле требовательной этики. Его этика предполагает веру в необходимость и возможность усовершенствования человеческого существования, оптимистическое мироощущение и жизнелюбие. Центральное место в такой этике занимает проблема взаимоотношений идеалов и действительности. Благодаря уважению и требованиям к человеку можно постичь идеал в жизни. Ведущим принципом  гуманистического воспитания педагог определил как «соединение огромного доверия с огромным требованием» [5, т.4, с.159, 210]. Итак,  требования возможны только там, где есть уважение и доверие.

Принцип уважения-требования, выдвинутый  А.С.Макаренко, развивался далее в трудах и практической работе В.А.Сухомлинского. Этическое развитие начинается не только с глубокого уважения сил и возможностей воспитанника, умения понять, но и почувствовать посильность сердцем. Педагог в своих произведениях «Как воспитать настоящего человека», «Хрестоматия по этике»  использует художественно-этическую трактовку в решении вопросов воспитания нравственности. Он включил в этические нормы такие понятия как  долг, добро, честь, свободу, достоинство, долженствование, наполнив их подлинно гуманистическим смыслом [10,с.3]. Великий педагог утверждал: «Зло начинается с элементарного нравственного невежества, с этической неграмотности, с того, что человек на определенном этапе своего развития не постигает азбуки человеческой культуры, и поэтому стал опускаться в болото дремучего морального невежества». Эта мысль была высказана В.А. Сухомлинским, который утверждал, что этическое воспитание приобретает в нашем обществе социальный и политический смысл [9,т.2,с.246].

Гуманно-личностный подход  представлен в технологии «Школа жизни» Ш.А. Амонашвили. Новым взглядом на личность представлены следующие позиции: - личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе; - личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей; приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и другое) [8,с.86].

 В педагогической науке известна также тенденция ученых к выделению этических категорий и расстановке этических акцентов в процессе воспитания (О.С.Богданова, Б.В.Бушелева, Е.В.Бондаревская, Д.М.Гришин, А.И. Шемшурина, Н.Е.Щуркова).

А.И.Шемшурина уделяет внимание тому, что этическое воспитание как педагогическое явление направлено на углубление и развитие механизмов, организующих и регулирующих нравственную жизнь воспитанников, их жизнедеятельность. По ее мнению: «Обретение личностью определенной суммы этических знаний, овладение нормами морального поведения влияет на повышение общей культуры нравственных чувств и нравственно ориентированного мышления обучающихся». Последовательное развитие этического сознания и нравственного чувства, по мнению ученого, способно активировать развитие личности, ценностно-ориентированное поведение [12, с. 64,18].

Итак, нормы этических взаимоотношений закладываются в детстве. Этическое и нравственное воспитание тесно переплетаются, сливаясь в единый процесс, который предполагает и рациональное освоение нравственных норм, и их соединение с нравственными чувствами, и закрепление их в поведении,  в котором воспитанник выступает активным субъектом процесса нравственно-этического воспитания.

Проблема  этических отношений в сфере медицины имеет свою специфику, хотя и опирается на общечеловеческие  моральные ценности.

Великий доктор А.Швейцер считал, что мыслящий человек становится этической личностью, когда он   благоговейно относится к жизни не только к своей, но и к другой.  А.Швейцер писал: «Этика заключается, следовательно, в том, что я испытываю побуждение высказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой». По его мнению, этика возможна не как знание, а как действие, индивидуальный выбор, поведение. Он полагал, что истинная этика начинается там, где перестают пользоваться только словами [11,с. 218, 221]. Этика благоговения перед жизнью  может реализоваться в индивидуальном выборе.

Развитие этой идеи для медицинской этики, как  фундаментального положения, имело место в истории разработки проблемы. Знаменитые ученые-медики: Гиппократ, Парацельс, а позднее советский хирург Н.Н.Петров стали основоположниками нравственных моделей поведения в медицине. Все многообразие медицинского нравственного опыта описывается понятием «биомедицинская этика», и можно утверждать, что сегодня она существует в четырех моделях: модели Гиппократа, модели Парацельса, деонтологической модели, в виде биоэтики, которая в свою очередь представлена двумя формами - либеральной и консервативной. Данные модели получили свое концентрированное выражение в принципах. Модель Гиппократа (460-377 гг. до н.э.),  изложенные им в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах» и др. сформулирована в принципе «не навреди». Великий ученый рассматривал врачебную этику под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества. В «Клятве» говорится: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости»[2,с.174].

Модель Парацельса(1493-1341 гг.) нашла отражение в принципе  «делай добро». В ней предполагается  понимание взаимоотношения медика и пациента, сложившееся в Средние века.   Если в гиппократовской модели медицинской этики обращается внимание на социальное доверие личности пациента, то в  «модели Парацельса» предполагается учет эмоционально-психических особенностей личности, признание глубины ее душевно-духовных контактов с медиком и включенности этих контактов в лечебный процесс. Парацельс учил: «Сила врача - в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства – любовь»[7,с.73-74].

  Деонтологическая модель отражена в принципе «соблюдения долга». Нравственная безупречность - в смысле соответствия поведения медика определенным этическим нормативам - составляет существенную часть медицинской этики. Термин «деонтология» (от греч. deontos - должное) был введен в советскую медицинскую науку в 40-х годах XX века профессором Н.Н. Петровым. Деонтологическая модель врачебной этики - это совокупность «должных» правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Н.Н.Петров в работе «Вопросы хирургической деонтологии» выделял следующие правила: «хирургия для больных, а не больные для хирургии»; «делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека»; «для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после»; «идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного»; «информирование больного», которое должно включать упоминание о риске, о возможности инфекции, побочных повреждений [6,с.346].

Биоэтика,  как четвертая модель,  имеет принцип «уважения прав и достоинства человека». В отличие от медицинской этики на уровне деонтологической модели, в биоэтике основным становится конфликт прав, в данном случае, «права плода на жизнь» и «правом женщины на аборт» одним или примером таких проблем является отношение к эвтаназии.

Под влиянием этого принципа меняется решение «основного вопроса» медицинской этики - вопроса об отношении медика и пациента. Как известно, патернализм работал в режиме неоспоримого приоритета или «первичности» авторитета специалиста.

 Таким образом, в этических нормах взаимоотношений медика и пациента нашли отражение социальный, нравственный, антропологический подходы. Они свидетельствуют о том, что, несмотря на социальные изменения, ядро взаимоотношений сосредотачивалось вокруг сохранения здоровья с позиций медицинских, психологических, духовно-нравственных. Итак, для решения  данных этических проблем правомерно обратиться к контексту этического воспитания.

Этическое воспитание закладывается с раннего возраста,  и оно должно продолжиться  в процессе профессиональной подготовки будущего медика, поэтому задачами педагогов должны выступить следующие аспекты:

-  создание условий для формирования нравственного опыта студентов,  посредством включения их в ситуации этического выбора, решения педагогических и творческих задач, упражнений и тренингов.

- стимулирование субъект-субъектной позиции студента, способной конструировать и изменять свою жизненную  стратегию и эмоциональную гибкость в новых ситуациях.

-  необходимость сформировать  у студента уважительное и гуманное отношение к окружающим и к самому себе, доброжелательность и открытость, способность к сотрудничеству с людьми.

-  утверждение значимости преподавателя  медицинского учреждения,             выступающего в роли своеобразного положительного  этического        эталона.

 

Литература:

1.                Величие здравого смысла. Человек эпохи просвещения: книга для учителя /сост.С.Я.Карп/. М.: Просвещение, 1992. 287с.

2.                Гиппократ Избранные книги. М.: Сварог,1994.

3.                Кларин В.М., Шнейдер М.Я. Песталоцци.  М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. 224с.

4.                Кропоткин П.А. Этика.  М.: Политиздат, 1991. 493с.

5.                Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8т. М.: Педагогика, 1983-1986.

6.                Петров Н.Н. Вопросы хирургической деонтологии. Л.: Медгиз, Ленинградское отделение, 1956.

7.                Проскуряков В.Парацельс.  М.:Наука,1935.

8.                Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация.  М.: НИИ Школьных технологий, 2005. 143с. 

9.                Сухомлинский В.А.Избранные произведения в 5-ти томах. Киев. Т.2. 1979. 550с.

10.            Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике /сост.О.В.Сухомлинская/ М.:Педагогика, 1990. 304 с.

11.            Швейцер А. Благоговение перед жизнью.  М.: Прогресс,1992.

12.            Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999. 112с.

13.            Этика: учебное пособие/ Т.В.Мишаткина, З.В.Бражникова, Н.И.Мушинский и др.  Минск: Новое знание,2006. 584с.