Педагогические науки/3Методические основы воспитательного процесса

Трофимов К.В.

Омский государственный педагогический университет, Россия

Социально-педагогический проект как компонент субъектно-прагматического способа гармонизации образа жизни студентов

Актуальность проблемы формирования индивидом собственного образа жизни обусловлена совокупностью перемен, позволяющих говорить о переходе человечества к своей постиндустриальной эпохе.

         Переход общества к своему новому качественному состоянию, повлекший за собой преобразования во всех сферах жизни, сопровождается существенным изменением образа жизни человека. В таких условиях образ жизни человека не всегда «успевает» приспосабливаться  к темпам изменения общественного устройства. В результате этого новый образ жизни сосуществует со старым, возникает противоречие внутри  индивида и между индивидами и социальными общностями. В этой связи возникают этнические проблемы и проблемы идентификации людей (Соколов С.В.).

         Подобный динамизм развития постиндустриального общества зачастую порождает у людей футурошок [1]. Футурошок  - шок будущего, психологическая реакция человека, на радикальные изменения в мире, вызванные темпами научно-технического и социального прогресса  (материалы Википедии). Такая ситуация  негативно влияет на образ жизни человека: напряжённость в отношениях индивида с обществом, диспропорции между работой и отдыхом порождают неуверенность, алкоголизм и наркоманию (Соколов С.В.). Нарастание темпов перемен нарушает внутреннее равновесие, меняет образ жизни. Безотчётный страх, массовые неврозы, необузданные акты насилия – это лишь слабые симптомы футурощока (П.С. Гуревич), приводящие к отчуждению человека от мира.

         В России особая острота проблемы обусловлена такими социально-экономическими, политическими, психологическими условиями, когда преображаются социальное и культурное бытие (П.С. Гуревич), происходит иная расстановка смысловых акцентов (Н.Е. Щуркова), рассогласование отношений индивида с обществом.          В таких условиях развивающемуся   российскому обществу нужны молодые люди, готовые к «быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира» [2].

В этой связи важное значение  для  молодых людей приобретает проблема становления их образа жизни.    От образа жизни, который будет сформирован у поколения россиян, сегодня являющихся студентами, зависит становление рыночных отношений, постиндустриального общества и само существование планеты. Поэтому готовность взять на себя ответственность за будущее российского общества зависит от «образа жизни современного студента» [3].

  Переход от идеологии коллективизма к автономии личности привёл ко многим социально-экономическим проблемам (безработица, неуверенность в завтрашнем дне, утеря «чувства локтя» и др.), которые всё в большей степени побуждают  молодёжь к  практическим действиям, обеспечивающим  успешность в жизни, продуктивность и полезность  для  них самих. «Нынешняя молодёжь прагматична, не желает обманываться. Она стремится находить смысл жизни в настоящем, здесь и сейчас» [4,с. 12]. «Именно исчезновение советского образа жизни инициировало поиск механизмов, опосредующих взаимодействие общества и личности» [5,с. 58]. При этом, существует опасность потери нравственных ценностей, общественных идеалов, о значимости  которых, как связующих население России в единый народ, говорил в своём  ежегодном послании Федеральному Собранию Президент Д.А.Медведев.

 Стремление к внутреннему духовному прогрессу в соответствии обретённым образом жизни превращает человека из представителя биологической особи в человека социального. Более того,  осуществление студентом духовно-практического, ценностно-опосредованного взаимодействия с миром, которое   отражено в его  образе жизни и открывает человеческое в человеке, позволяет ему стать субъектом собственной жизни.

         В результате  перестройки системы ценностей российского общества и трансформации  представлений о ценностях и смыслах жизни, у нынешней молодёжи произошло  их рассогласование  в структуре образа жизни: с одной стороны он характеризуется прагматичным подходом студентов к жизни (зачастую он принимает эгоистичную форму), с другой стороны - усиливающийся отказ от возвышенных целей-идеалов гуманизма приводит к утрате духовных ориентиров, а, зачастую, и к потере здоровья, алкоголизму, наркомании. Решение задачи согласования личностных и социальных ценностей и смыслов у современных студентов зависит от успешности формирования  образа жизни, который поможет им согласовать отношения с миром. Несформированность образа жизни, воспроизводящего отношение к миру характерное для постиндустриального общества,  его рассогласованность,  сопряжены с опасностью возникновения деструктивных конфликтов: как внутренних (с самим  собой), так и внешних (с обществом, с культурой и с природой), более того, это влечёт за собой  потерю  жизненной перспективы, грозит отчуждением человека от мира.

   Для устранения рассогласования образа жизни необходимо учесть прагматизм современных студентов, разрешить антиномию социумности и гуманизма в их образе жизни, что поможет согласовать его отношения с миром: с собой, обществом, к культуре, к природе. Средством  их согласования служит его гармонизация.

Гармонизация образа жизни студента -  деятельность, направленная на достижение соразмерности, упорядоченности  личностно-социальных смыслов в образе жизни студента,  помогающая ему  согласовать отношения с миром и успешно "вписаться" в рыночный уклад развивающегося общества.   Гармонизация образа жизни студентов    позволит студенту, с одной стороны, преодолеть эгоизм, с другой стороны,  не допускать чрезмерной погруженности в социум, достигнуть разумного баланса в ансамбле общественных отношений, в личностно-социальной направленности образа жизни студента.

Однако, несмотря на очевидную научную значимость указанных исследований, следует отметить, что проблема гармонизации образа жизни студентов, способствующая становлению их субъектами зарождающегося гражданского общества, остаётся открытой для теоретического осмысления и экспериментального изучения.

 Для успешного осуществления гармонизации образа жизни студентов необходим соответствующий способ этой деятельности.

 Студент осуществляющий гармонизацию своего образа жизни должен обретать способность самостоятельно  осмысливать и выстраивать  свой  образ мира и согласовывать отношения с миром  (с собой, с обществом, с культурой, с природой). Поэтому субъективно-прагматический метод в процессе гармонизации образа жизни студента нуждается в смене его направленности  с преобладающей  в нём эгоистической  на личностностно-социальную и формировании не только субъективной,  но и субъектной позиции студента.     

  Субъектно-прагматический способ гармонизации образа жизни студентов – это деятельность, осуществляемая с целью согласования их отношений с миром (с собой, с обществом, к культуре, к природе), становления субъектами нарождающегося демократического общества, рыночных отношений и собственной жизни, на основе учёта прагматической устремлённости современных студентов, разрешения антиномии общественных и личностных смыслов в их образе жизни и придания ему  личностно-социальной направленности.  Необходимость опоры на идеи прагматизма при формировании образа жизни студента обусловлена тем, что прагматическая ориентация «связывает», согласует, направляет гуманные и социоориентированные ценности в образе жизни и наполняет его личностно-социально силой. Эта сила мотивирует студента к формированию гармоничного образа жизни, в котором сочетается стремление к достойной Человека жизни (достойной работе, карьере, семье и т.д.), с признанием того, что реализация индивидом своего смысла жизни возможна  лишь  в условиях взаимодействия с другими людьми, культурой, природой.

Одним из компонентов субъектно-прагматического способа гармонизации образа жизни студентов выступает социально-педагогический проект.

Согласование отношений студентов с миром на основе паритета  личностных и  социоорентированных смыслов может, осуществляться в процессе создания и реализации социально-педагогических проектов (О.С. Газман, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, В.И. и др.). Психологически такой эффект объясняется тем, что становление личности происходит в её бытии, во взаимосвязях с другими людьми в социуме (А.Н. Леонтьев). В социуме в процессе совместной деятельности людей происходит выбор, отражение и порождение смыслов ценностей (П.Куртц) субъектов и объектов жизни. Природа проектной деятельности обусловлена прагматичным  отношением её субъектов  к действительности. Прагматичным, поскольку предполагает получение результата, имеющего практическую пользу (И.А. Колесникова) для студента и общества.

 В основе социально-педагогических проектов лежит метод проектов (Д.Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс), опирающийся на концепцию прагматистской педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» и направленность учебно-познавательной деятельности на результат (Д.Дьюи). Достижение этого результата в проектировании осуществляется благодаря решению той или иной значимой для студента проблемы, которую он ставит перед собой, беря её из жизни.

Проектной деятельности присущ педагогический потенциал. Потому что  она обладает автодидактизмом, способностью параллельно с результатом (созданием проекта) обеспечивать появление новых знаний, смыслов (О.С. Газман). За счёт расширения собственного опыта студента (опыт,  по Д.Дьюи – это серии жизненных ситуаций), совместности, кооперации, «разветвляющейся активности» (В.Килпатрик), пошаговости – поэтапного приближения потребного будущего (Н.А. Берштейн), освоения новых видов активности, совместно с другими субъектами проектирования, переживания позиции творца, «включение в проектную деятельность меняет позицию студента, превращая её в субъектную форму участия в преобразовании мира и социума» (И.А. Колесникова).

          Социально-педагогический проект, является эффективной формой организации общественно полезной деятельности [6,с.3]. Сущность социально-педагогического проектирования состоит в преобразовании социальных процессов, явлений, условий с помощью педагогических средств [7], в соответствии со своими ценностями, целями, убеждениями (Г.П. Щедровицкий). В них согласуются отношения студентов с собой, с обществом, с культурой, с природой на основе паритета личных и социоорентированных смыслов, прагматической направленности современных студентов. Деятельность, осуществляемая в социально-педагогическом проекте, приоритетно направлена на активизацию взаимодействия студентов с социальной средой (И.А. Колесникова). Паритет личностных и социоориентированных смыслов достигается за счёт «примирения индивидуальных и общественных идеалов» (Д.Дьюи). Это происходит, когда в процессе проектирования социум предоставляет индивиду арсенал конкретных средств, которые помогут студенту решить его конкретные жизненные задачи (проблемы). Таким образом, с одной стороны происходит расширение жизненного опыта студента (за счёт достижения целей, решение проблемы), с другой стороны преобразование общества (за счёт социальной обусловленности решаемых студентами проблем).

               Важным моментом в проектировании является стимул, определяющий весь ход проектной деятельности (В.Килпатрик). Поэтому проблема, которая решается в процессе проектной деятельности, должна быть поставлена самими студентами и взята ими из своей жизни. Потому, что более всего человеку интересен он сам. Тогда перспектива реализации проекта исходно становиться субъективно значимой, потому, что помогает решать личностные трудности.

Общим критерием  эффективности реализуемых социально-педагогических  проектов может быть его гуманитарность (С.Л. Братченко). Результат проекта должен быть направлен на реализацию потребностей его субъектов, их интересов и возможностей. Показателями могут стать личностно-социальный контекст; ориентация на потребности студента; проблемный, диалогический характер. 

Таким образом, в реализуемых социально-педагогических проектах, на основе учёта прагматической ориентации современных студентов, паритета личностных и социоориентированных смыслов согласуются отношения студентов с собой, с обществом, с культурой, с природой.

 

 

 

 

 

Литература:

1. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО “Издательство ACT”, 2002. —557 с.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.  Официальный интернет - ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/.../concept.

3. Стенограмма брифинга по итогам социологических исследований особенностей ценностного сознания молодёжи в контексте современных условий цивилизованного развития России, 2007. http:/www.vsevoi. ru/ data/addons/stenogramma.doc.

            4.Ильинский И.М. «Наука и молодёжь: обновление исследовательских подходов» / Молодёжь – 89. Общественное положение молодёжи и вопросы  молодёжной политики в СССР. – М., 1989.

            5. Возмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа // Социологические исследования. 2009. № 8. с. 58 – 65.

            6. Калинин В. Как от благих намерений перейти к реальному делу? / В.Калинин, С.Лапшина, Д.Ермаков // Первое сентября. – 2003. - № 38. – с.3.

            7. Колесникова И.А.  Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288с.