Педагогические науки / 1.

Стратегические направления реформирования системы образования

К. филос. н. Чуприна А. А.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный педагогический институт», Россия

Культуроформирующий потенциал педагогической деятельности в условиях информационного общества

 

        Информатизация и компьютеризация всех сфер жизнедеятельности современного общества представляют собой закономерный этап в развитии человечества. Информация выступает движущей силой развития общества, эффективно воздействующей на процессы становления человека, науки, экономики, социально-политические и духовные отношения.

        Сегодня информатизация представляется одним из основных путей модернизации системы образования. Во многом это объясняется тем, что в условиях информационного общества основными ценностями становятся  информация и умение работать с ней. Это предъявляет принципиально новые  требования к качеству педагогического труда и актуализирует проблему непрерывного обучения и образования. Понятно, что информатизация способствует изменению всей образовательной системы с преимущественной ориентацией на новую информационную культуру, овладение которой обеспечивается за счет внедрения в учебный процесс перспективных информационных технологий.

        В современном обществе основу формирования информационной культуры составляют компьютерные технологии, которые позволяют обеспечивать доступ к самой разнообразной информации в любой точке мира, общаться в режиме реального времени. Для успешной ориентации в информационных потоках современному специалисту требуются умения получения, обработки и использования информации с помощью компьютерных технологий и телекоммуникаций. Для этого необходимо обладать информационной культурой, соответствующей современному уровню развития общества. Под информационной культурой понимается «новый тип общения, обеспечивающий возможность свободного выхода в информационное пространство на всех уровнях: от глобального до локального» [1, с. 324]. Это не может не предъявлять более высоких требований к культуре педагогической деятельности. Развитие электронных средств мультимедиа предоставляют для осуществления процесса обучения принципиально иные дидактические возможности. Применение современных информационных технологий, мультимедиа, систем интерактивного обучения не только увеличивают скорость передачи информации обучающимся, но и повышают уровень её восприятия и понимания, способствуя развитию образного мышления и  интуиции. В то же время этот процесс сопровождается определенными противоречиями и трудностями, которые актуализируют проблему обеспечения технико-гуманитарного равновесия посредством использования культуроформирующего потенциала педагогической деятельности.  

        Философы отмечают утрату современным человеком способности рефлексировать в себе наличие внутреннего ядра, сущностной самости, что облегчает возможность проникновения и распространения разрушительных тенденций. Как известно, закон технико-гуманитарного равновесия заключается в том, что в переходные периоды общественного развития выживают те нации, где наряду с механизмами экономики действуют ещё и механизмы духовности и культуры. Абсолютизация чего-либо всегда приводила к искажённым результатам.

        Культура является важной сферой интеграции всех областей знания, рассматривающей их в единстве с общим прогрессом человечества. Человек всегда вписан в конкретное историческое время, а культура «всемирна» и «всевременна». Каждое новое поколение пытается переосмыслить полученное культурное наследие с позиций своего социального опыта. Культура выступает способом познания мира человеком и способом его выживания в реальных конкретно-исторических условиях. Культуроформирующий потенциал педагогической деятельности очевиден, что делает необходимым возрождение и внедрение в  образовательную деятельность культурологической парадигмы. 

         Современные ученые характеризуют информационное общество состоянием аномии, представляющей собой «результат конфликта или рассогласования между культурной и социальной структурами и выражающейся в невозможности достичь определяемых культурой целей нормальными, законными, установленными обществом средствами и побуждениями, а, следовательно, в поиске иных – девиантных способов удовлетворения потребностей» [5].  Но стоит заметить, что ещё в 60-е гг. ХХ века западноевропейские представители информационных моделей культуры М. Маклюэн, О. Тоффлер, Д. Несбитт прогнозировали, что наступление информационного общества ознаменует собой качественно новый этап в бытии человечества. Высокие технологии способны изменить не только «лицо планеты, но и саму суть человека как социального существа, что грозит сломать способность человека адаптироваться к новым условиям». По мнению О. Тоффлера супериндустриализм (термин, определяющий информационное общество) есть точка наибольшего отрыва человека и от земли, при котором он лишается культурной и исторической индивидуальности.  Информационное общество, по мнению О. Тоффлера, формирует «одноразового человека», обладающего повышенной мобильностью и не нуждающегося в сохранении каких-либо национальных, культурных или исторических особенностей. Поскольку информатизация общества не способствует целостности и гармоничному развитию личности, а скорее наоборот, - наблюдается разбалансированность, фрагментация личности, что формирует, по словам ученых, аномичное общество и затрудняет процессы адаптации человека и новым условиям. Это предъявляет качественно новые требования к осуществлению педагогической деятельности, которые были бы направлены на гармонизацию информационной и духовно-нравственной сторон личностной культуры. 

        Сегодня важно стремиться к соблюдению технико-гуманитарного равновесия. Именно в этом заключается культуроформирующая роль педагога в обеспечении образовательного процесса. Необходимо формировать общую культуру личности студента наравне с информационной культурой. Только равновесное состояние духовной и информационно-технологической культуры может обеспечить успешность и эффективность образовательного процесса и подготовить личность к позитивной социализации в обществе. Тем более, что проблема социальной адаптации обусловливается особенностями современного информационного общества, порождающего сложности и феноменальное многообразие открывшихся вариантов приспособления индивидов к условиям современного аномичного общества.  

         Значимость культуроформирующей направленности педагогической деятельности определяется необходимостью и возможностями разрешения противодействия или рассогласования культурной и социальной структур и должна быть направлена на обеспечение условий достижения определяемых культурой и образованием целей, установленными современным обществом. Прикосновение педагога к личности учащегося должно побуждать его на выбор таких форм взаимодействия с окружающим миром, которые бы соответствовали уровню современной культуры с одновременным совершенствованием личностной культуры.

        Понятно, что информационные технологии являются особенностью  культуры современного общества. Но не следует переоценивать их влияния, потому, что часть не может претендовать на целое, а уж тем более заменять это целое. В информационном обществе происходит совершенствование условий быта человека, но не совершенствование личности. С точки зрения философского осмысления культура – это жизнь индивида в пространстве ценностей, а человек есть реализация в этой культуре определенных ценностей. Конкретное содержание ценностей может быть различным, а сама форма выражения их – универсальна. Понятно, что человек создает культуру, мир, преобразует общество, словом все то, в чем он живет и действует, но не следует забывать, что именно культура формирует эти универсальные чувства, которые и выступают движущей силой и побудительным мотивом преобразовательной деятельности человека. Традиционно универсальными формами культуры выступали искусство, религия, нравственность, знание. Очень точно подметил по этому поводу К. Л. Стросс, относя культуры и цивилизации к «неким конструктам человеческого сознания с четким коррелятом».  

         Педагогическая деятельность направлена, прежде всего, на обеспечение условий взаимодействия субъектов образовательного процесса и представляет собой концентрированное выражение интеллектуального, профессионального, общекультурного, духовно-нравственного содержания личности педагога. В условиях информационного общества требования к организации и осуществлению непосредственно образовательного процесса значительно повышаются. Этого нельзя не учитывать в практической педагогической деятельности. В то же время, современные педагогические технологии не могут быть успешно реализованы без достаточного уровня культуры педагогического труда, личностной  культуры.

         В современных условиях для полноценного обеспечения качества образования наряду с процессами совершенствования, модернизации, разработки программ и технологий необходимо также, повышение культуроформирующего потенциала педагогической деятельности, поскольку именно педагогическая деятельность направлена на формирование ценностей в сознании подрастающего поколения. Как отмечают современные ученые, «одной из реальных опасностей в условиях информационного общества становится опасность низвержения ценностей, и сегодня надо уметь противостоять вертикальной шкале ценностей; необходимо подумать о том, чтобы сохранить в сознании молодого поколения разницу между культурными ценностями» [4, с. 121]. Это обусловливает культуроформирующую направленность педагогического труда в современных условиях. И, прежде всего, культурный потенциал педагогической деятельности заключается в формировании у студентов способности к личностному совершенствованию.

        Одной из основных характеристик личности молодого поколения является мотивационная сфера сознания как направленность личности на репродуктивную и инновационную деятельность. Она является производной условий жизнедеятельности в процессе социализации молодежи, выступающей субъектом общественного производства и общественной жизни.

         Сегодня все институты социализации переживают трудную эволюцию, отягощающуюся ослаблением поддержки со стороны общества и государства. Институциональное и внеинституциональное влияния на личность разбалансированы, в результате чего социализация приобретает черты неуправляемости и стихийности. При этом весьма заметным является  дисбаланс среди институтов социализации в ущерб целенаправленным средствам воздействия, что снижает интенсивность усвоения личностью нормативных элементов культуры, овладению социально-одобряемыми формами и способами поведения. Так, понятия, традиционно ассоциировавшиеся с негативными явлениями переносятся в ряд положительных и одобряемых характеристик, а традиционные ценностные установки смещаются на периферию общественного сознания. Например, к безнравственным качествам личности  в традиционной культуре относились «лень», «небрежность», «недисциплинированность» и т. п. В современном общественном сознании (по исследованиям психологов) это переходит в разряд положительных качеств. Подобные поведенческие установки внедряются в жизнь современной личности СМИ, следствием чего является отрыв от традиционной культурной идентичности и пользование эрзацобразцами культуры. Как отмечают ученые, на фоне мировоззренческой неопределенности «экспансия массовой коммерческой культуры, агрессивно насаждая психологию потребительства и выгоды, способствует нравственной деградации личности и снижению ценности человеческой жизни»  [3, с. 257].

          Культура является важной сферой интеграции всех областей знания, рассматривающей их в единстве с общим прогрессом человечества. Человек всегда вписан в конкретное историческое время, а культура «всемирна» и «всевременна». Каждое новое поколение пытается переосмысливать полученное культурное наследие с позиций своего социального опыта. Культура выступает не только способом познания мира человеком, но и способом его выживания в реальных конкретно-исторических условиях.  Очевидно, что культурологическая парадигма современного образования требует активизации культуроформирующего, культуротворческого  потенциала деятельности педагога и более масштабного внедрения в общий процесс образования на всех уровнях, потому, что все навыки и практика идут от культуры. Сегодня очень важно формировать образовательное поле культуры, поскольку это выступает главной стратегией подготовки будущих специалистов и условием благополучной социальной адаптации к новым условиям информационного общества. Данное направление научно-исследовательской деятельности имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку способствует тому, что образование становится многомерным пространством культурного творчества, а деятельность образовательного учреждения – полем культурной среды социума.

       Образование, обращённое к человеку и ориентированное на культуру и личные смыслы, имеет своей целью формирование личности, познающей и творящей культуру. Такое образование способно обеспечивать ценностное смысловое развитие человека, раскрывая и поддерживая индивидуальность, уникальность и неповторимость каждой личности во взаимосвязи с вековой культурой её народа.

         Важной задачей, стоящей перед системой образования наряду с задачей воспитания человека мобильного, является воспитание человека духовного.  В условиях информационного общества очень важно формировать культурное пространство личности, поскольку от этого напрямую зависит состояние технико-гуманитарного равновесия и социальная стабильность общества.  

         Приходится признать тот факт, что современная массовая информационная культура обладает огромной агрессивной силой. И человек, не имеющий внутреннего «пространства культуры», уникально-индивидуального творческого начала, становится беззащитным перед репрессирующим воздействием  социума  и всей эрзац-культурной среды. Противостоять этому возможно только путем целенаправленного ознакомления студентов с лучшими образцами мировой культуры в процессе организованной педагогической деятельности.

        Культурологическая компетентность включает в себя комплекс механизмов, направленных на обеспечение оптимальной адаптации человека к социокультурным условиям и предполагает формирование умения выявлять культурные основания любой социальной практики, процессов, социальных явлений, тем более в условиях информационного общества.

        Как отмечалось на III Российском Культурологическом конгрессе с международным участием «Креативность в пространстве традиций и инноваций», в условиях современности необходимо встраивать национальную культуру в мировое культурное пространство и через культуру формировать национальное самосознание. В числе приоритетных задач была обозначена задача первостепенной важности – преподавание культурологии как интегративной  области знания. В частности, отмечалось, что сегодня  «надо уходить от ментальности инерции преподавателя и фокусироваться на ценностях и смыслах культуры, формировать культурологией область человеческой деятельности» [2, с. 30].

         Усилия мыслителей прошлого были направлены на то, чтобы, учитывая специфику культуры, особенно её духовную компоненту, защитить духовную культуру от сциентизма и позитивизма, игнорирующих смысл и особенности человеческой деятельности, ориентирующей на освоение человеком культурных феноменов. Состояние информационного общества характеризуется снижением общего энергопотенциала народа, причиной чего является разбалансированность и противоречивость большого объема информации, оказывающего влияние на личность. Это затрудняет ориентацию в ней, а также культивирование традиционных духовно-нравственных ценностей. Понятно, что идеальные ценности не могут господствовать в реальной жизни. Они существуют для того, чтобы уравновешивать ценности реальные, в какой-то степени ориентировать их в сторону идеала, видоизменять и совершенствовать. Но полное выхолащивание этих ценностей из жизни общества приводит, в конечном счете, к невосполнимым утратам и потерям. Педагогическая деятельность направлена, прежде всего, на то, чтобы уравновешивать эти ценности и обеспечивать гармонизацию личности и общества на приоритете общечеловеческих ценностей. То есть, деятельность педагога должна транслировать, прежде всего, личностную культуру. В этом заключается  культуроформирующий потенциал педагогического труда.  

         Таким образом, каждая эпоха раскрывает перед человеком совершенно новую картину видения мира, в которой он встречается с иными творческими принципами, идеями, поисками, ценностями и смыслами. Это обновление затрагивает все основания и компоненты личности и общества. Важность реализации культуроформирующего потенциала в процессе совершенствования личности требует повышения роли и ценностного значения педагогической деятельности через формирование онтологического пространства культуры на приоритете фундаментальных философских знаний, смыслов, ценностей.

 

Литература:

  1. Артемьева И. В. Информационные технологии в современной образовательной системе // I Международный симпозиум «Социальная теория и проблемы информационного общества». Ижевск, «Удмуртский государственный университет», 2009. С. 323 – 325.
  2.  Зверева Г. И. Российское профессиональное культурологическое образование в сопоставлении с зарубежными образовательными программами по культурным исследованиям // Материалы  III Российского Культурологического конгресса  с Международным участием «Креативность в пространстве традиций и инноваций». СПб., 2010. С. 30.
  3.  Ковалёва А. И., Луков В. А. Социология молодёжи. М., 1999.
  4. Конев В. А. Культура как категория философского анализа // Международная научная конференция «Философия – Философия культуры – Культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия». М., 2010.
  5. Никонов А. В. Социально-философские аспекты адаптации в аномическом обществе. Интернет-ресурс: http://articles.excelion.ru/science/filosofy/40945980.html.