Филология/ 1. Методика        преподавания

                                                        языка и        литературы

 

Рудь С.М.

Луганский национальный университет имени Тараса  Шевченко

Работа над образными средствами  языка на уроках чтения в начальной школе

 

    На современном этапе обучения чтению большое внимание уделяется анализу художественного произведения. Он включает исследование как идейно-тематического содержания текста,  так и его языковой организации. План выражения (языковая организация текста) служит формой существования плана содержания (идейно-тематическая, информационно-эстетическая стороны текста). Поэтому уже на начальной ступени литературного образования учащихся  необходимо обращаться к «анализу образных средств, используемых писателем  в художественно организованной речи» [1, с. 68].  Работа над словом должна быть направлена на то, чтобы  «помочь детям уяснить образный смысл произведения, мысли и чувства, писателя, которые воплощаются в подборе лексики, в ритме фразы, в каждой художественной детали» [3, с. 322].

    В данной статье будут рассмотрены слова со значением  цвета,  с помощью которых передается зрительное восприятие человеком окружающей действительности. Умение различать цвета, правильно их называть, видеть в художественном тексте цветовую картину, созданную писателем, необходимо развивать у младших школьников в процессе анализа образных средств.

    Чтобы целенаправленно проводить  в начальных классах работу  над словами, имеющими цветовое значение, учителю необходимо иметь четкое представление о семантике таких слов, о выполняемых  ими функциях в речевом общении людей, их роли как изобразительно-выразительного средства в художественных произведениях.

    В лингвистической литературе выделяется три типа слов-цветообозначений [2]. К первому типу относятся слова с собственно колористическим значением (зелёный, красный синий, чёрный, белый),  ко второму типу – слова с предметно-колористическим значением (лимонная перчатка, пепельная борода, соломенные кудри), к третьему типу относятся слова, указывающие на естественную окраску предмета: молоко (белое), мак (красный), небо (голубое), у которых цвет – явление второстепенное или потенциальное, поэтому их можно назвать словами с  потенциальным цветовым значением.

    Работая с детьми над освоением подобных слов, следует иметь в виду разнообразные способы их семантизации: объяснение цветового значения  слова 1) средствами наглядности, 2) с помощью слов-синонимов, 3) антонимов, 4) посредством словообразовательного анализа (для слов с предметно-колористическим значением), 5) при помощи описания их значения. Кроме того, анализируя цветовую картину, созданную писателем, следует помнить, что значение цвета имеют и слова с потенциальным цветовым значением.

    Цветопись в настоящее время является одним из средств художественной выразительности, к которому обращается большинство писателей.

    В исследованиях идиостиля писателей отмечается ряд приемов использования слов с собственно колористическим и предметно-колористическим  значением в роли эпитета. Причём  многие авторы часто вкладывают в один и тот же цвет различное символическое значение. В связи с этим при анализе художественного произведения необходимо обратить внимание  детей на индивидуальное авторское отношение  к цвету. Так, читая с учащимися произведения М.Пришвина, необходимо обратить их внимание на  то, что у Пришвина любимый цвет – голубой, поэтому в его рассказах часто встречаются такие словосочетания: голубой сон, голубая стрекоза голубое поле льна.  Использует писатель и контрастные цвета:  голубой – жёлтый (голубой  у него чаще всего символизирует весну, жизнь, а жёлтый – осень и увядание).

   Часто использует слова-цветообозначения и К.Г.Паустовский, с произведениями которого школьники знакомятся как на уроках классного, так и внеклассного чтения.

    Школьная программа связывает произведения К.Паустовского в основном с темой природы (во 2 классе дети читают рассказ «Первый снег»,  в 4-ом – «Жёлтый свет», «Алмазный  язык», на уроках внеклассного чтения – «Барсучий нос», «Подарок»). Выбор темы для чтения не случаен: в рассказах этого писателя природа «не привеска к прозе и не украшение» (как замечал он сам), – она живёт на страницах рядом с другими персонажами, через отношение к ней проявляются характеры и взаимоотношения героев.

   Для создания образной картины мира писатель широко использует слова со значением цвета, которые не только воспроизводят в цвете окружающую нас действительность, но и способствуют передаче авторского мироощущения, создавая контрастные цветовые картины, становясь ключевыми словами в художественном тексте и даже словами-символами в творчестве писателя.

    Читая  рассказы Паустовского, дети (с помощью учителя) должны обратить внимание на то, что он часто использует эпитеты, предающие цветовой признак приглушенно: желтоватый туман, гряда холодных синеватых облаков, тёмно-зелёные травы, бледно-зелёная твёрдая листва. Много у него прилагательных, которые передают цвет обобщённо: светлый туман, тёмная вода, зимний день, неяркий закат.

    Учить детей находить  слова со значением цвета, узнавать их в тексте лучше всего  на примере слов, имеющих прямое цветообозначение предмета. Таких слов достаточно в произведениях К.Паустовского: и в рассказе «Жёлтый свет»,  и в рассказе «Барсучий нос», с которым можно познакомить учащихся в 3 классе на уроке внеклассного чтения.

     В  «Барсучьем носе» писатель показывает многообразие мира природы: знакомит с повадками, образом жизни барсука и других обитателей леса. Весь рассказ состоит из четырёх частей. Первые две части завершают пейзажные зарисовки. Анализируя эти части рассказа, можно предложить детям выполнить такие задания: 1.В описаниях озера, леса  найдите все слова, которые передают цвет. (Дети должны назвать словосочетания жёлтые листья, голубая вода, синий воздух, чёрное озеро, горы розового снега). 2. Какие краски вы бы взяли, если бы рисовали картину «Вечернее озеро»? (Учащиеся рисуют словесную картину, объясняя с помощью текста, почему они выбрали ту или иную краску.) 3. Прочитайте  отрывок: «Приходилось выезжать на остром челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода  казалась чёрной, как дёготь». Как вы думаете, для чего Паустовский, описывая воду, использует прилагательные голубой, чёрный? С чем это связано? (Дети, внимательно прочитав текст, должны ответить, что по мере удаления от берега глубина водоема увеличивается и вода меняет свой цвет – из голубой становится чёрной, как дёготь.)

    Такие задания помогут детям увидеть цветовую картину рассказа, созданную  писателем.

     В монографии «Эстетическое воспитание школьников и культура слова» И.С.Чернявская отмечает, что уже во 2-3 классах «очень полезно … предлагать учащимся рассказать, какие бы картины они нарисовали к прочитанному рассказу, сказке, стихотворению. Пусть они рассказывают подробно, с деталями, в цвете, в движении» [4, с. 90]. Если в учебнике рядом с текстом помещена иллюстрация, можно обсудить, точно ли художник передал содержание произведения. Автор монографии далее пишет,  что надо терпеливо, не навязывая своего мнения, добиваться того, чтобы школьник обогащал палитру слов, изображающих картину, которую он хотел нарисовать, стремиться к тому, чтобы слова подбирались точно.

    Метод словесного рисунка помогает развивать воображение ребёнка. И.С.Чернявская обосновала это такими доводами: «Когда ребёнок рисует на бумаге, он не всегда умеет изобразить то, что хочет.  В отличие от дошкольника, школьник уже понимает, что он многого не умеет, а сделать плохо, нескладно ему уже неловко. Словесный рисунок помогает создать образно целый сюжет.  Это  развивает и речь ребёнка. Поскольку в его голове есть ясная, красочная картина, он находит нужные слова для её изображения»  [4, с. 90]. Учитель же по тем картинам, которые возникают перед ним по рассказам ребёнка, судит о впечатлении, произведенном  на него книгой: ведь для иллюстрации к тексту дети выберут те эпизоды, которые оказали на них наиболее сильное эмоциональное воздействие. Это, в свою очередь, позволит учителю лучше узнать характер ученика, особенности его личности. Таким образом, данная работа имеет и большое воспитательное значение.

    Чтобы подготовить маленького читателя к целостному восприятию художественного текста, нужно научить его понимать и чувствовать образное слово,  и в частности, слово, прямо или косвенно обозначающее цвет и воссоздающее в художественном произведении цветовую картину окружающей нас действительности. Поэтому на уроках чтения   необходимо проводить с младшими школьниками постоянную работу   над словами со значением цвет, ибо она будет способствовать умственному и речевому развитию ребёнка, его эстетическому воспитанию.

 

Литература:

1. Методика обучения чтению. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т.П.Сальникова. – М.: ТЦ Сфера,  2001. – 240 с.

2. Назарьян Р. Цвет как категория поэтики (к постановке проблемы) / Р. Назарьян . – Труды Самаркандского ун-та, вып. 254.  – Самарканд, 1974. – С. 35 – 47.

3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения»  [ М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.];  под ред. М.С.Соловейчик.  – 4-е изд., стереотип.  – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 384 с.

4. Чернявская И.С. Эстетическое воспитание школьников и культура слова: уроки внеклассного чтения в начальной школе / И.С.Чернявская. – М.: Просвещение, 1982. –  112 с.