Абдуова Б.С. к.ф.н., доцент

Евразийский национальный университет  им. Л.Н.Гумилева

Кодирование концепции времени и форм морфологического времени

 

      Понятие времени у казахского народа, выражаясь языком  Вселенной, имеет много привлекательных сторон. Наряду с тем, что время представляет в концептуальной системе очень сложное явление, оно еще охватывает в реальной действительности связи и отношения. Категорию времени можно характеризовать с философской и физической точки зрения. В соответствии с этим конкретное время подразделяется на два типа: метрическое и топологическое. Если метрическое время выражает долготу и продолжительность и связано с пространством, то топологическое время выражает временные отношения через такие   признаки как постоянство, беспрерывность, связность, порядковость, направленность. «Время - одна из форм существования  жизни материи. Оно постоянно находится в связи с движением материи. Всякое явление проходит в одном и том же месте и в определенный отрезок времени. Однако в пространстве  вне времени  или же в определенный отрезок времени вне пространства явлений не бывает. У времени есть признак необратимости. Оно проходит в одном направлении от прошедшего до будущего времени. Если это так, то его измерение одно, его прошедшая часть назад уже не возвращается»  [1, 642].  Языковое отражение времени связано с моментом говорения. В реальном времени язык не отражает явления в том состоянии, когда оно проходит. Прошедшие состояния не передаются постоянно через формы прошедшего времени. Сложность временного понятия познается через грамматическую категорию времени, которая характеризуются качеством классификации. Категория времени формируется на основании понятия времени как одной из форм существования материи и знаний о вселенной. Наряду с философскими и физическими характеристиками дается значение и использование в языкознании.

      Значение времени – одна из поздних форм концепции познания человеческой деятельности. Информация о реальной действительности, собранная в итоге обобщенного опыта находит свое отражение в языке.  Языковое отражение мира в своей основе субъективно, ибо оно отражает взгляд и мировидение одного конкретного человека. Оно передается и воспринимается от деда к ребенку, в готовой категории по системе в форме кода. Значение времени постоянно формировалось на основе определения взаимоотношений предметов быта и явлений. Основой для понятия времени служили конкретные явления: күзгі жиын-терімде (в период осенних сборов), сабан тойда (в сабантуй), ақ қар, көк мұзда (в лютый мороз), қансонарда (в первый снег), жаңа оқу жылында (в новый учебный год), наурыз қарсаңында (накануне наурыза), шіліңгір шілдеде (во время жаркого июля), сарша тамызда (в самые жаркие дни лета), астық бастырарда (во время жатвы), қыс көзі қырауда (в середине зимы), др. Например, «Қансонарда бүркітші шығады аңға» (Абай). – С первым снегом беркутчи выходит на охоту.     

      Наши предки еще с давних времен понимали казусы природы и умели их использовать в своей жизни. Одним из ярких примеров можно считать прогноз погоды. Проводя круглый год свою жизнь в степи, наш народ настолько глубоко знал природные особенности и тайны своего края, что в сильные бураны по траве мог найти свое селение по полету птиц, животным и насекомым,  мог предсказать погоду и предпринять необходимые меры. Главные из них:  өліра, самарқанның көк тасы жібитін күн, құралайдың салқыны, қырық күн шілде, мизам шуақ, сүмбіленің тууы, қарашаның қайтуы, и др. Казахи отрезок времени между двумя месяцами называли өліара «безвременье/ безлунье». По этому признаку делали прогноз следующему месяцу. Если в безвременье шли дожди, то и в следующим месяце должно было быть таким же и чаще это было безошибочным. Самарқанның көк тасы жібитін күн - «День размягчения Самаркандского синего камня» по восточному календарю начинался с 22 марта. В этот день  на Востоке день становился теплым, земля таяла, начинался теплый сезон. С общепринятыми правилами Самаркандской обсерватории имени Улыкбека это слово обозначало «весна», «начало нового года». Холодные ветры в конце мая называют «похолодание куралай» - құралайдың салқыны. Это дождливый период с похолоданием, когда детеныши (куралай) сайгака начинают бегать. Сколько бы много не было сайгаков, они успевают окотиться в течение 2-3 дней и против этого ветра успевают ставить на ноги и выпасти своих детенышей. Известный писатель, этнограф С.Кенжеахметулы приводит следующие интересные факты: «Отличительная особенность сайгаков –  они вскармливают любого детеныша и стараются его выпасти. Видимо с этим явлением связано то, что детеныши сайгаков не остаются сиротами, брошенными в степи одни».   «Солнечный сентябрь» (тенетник) начинается во второй десятидневке сентября. Это время начало похолодания, дождей и росы. После этого периода дни становятся более теплыми и солнечными. Такой период длится более десяти дней. (Русский народ называет его «бабье лето»).

      Понятие времени напрямую связано с концептами событий, движения, пространства. Порядок времени дифференцируется с прохождением событий раннее или позднее. С точки зрения философии время в тесном контакте рассматривается с пространством, движением и бытием. В связи с тем, что понятие пространства сформировалось раньше, чем понятие время, оно рассматривается едино с понятием движения. Значение времени находит отражение в названиях движения (беспрерывность, связанность). По заключению ученых-физиологов, в мозге человека присутствуют  нейроны, направляющие движение, однако отсутствуют нейроны, определяющие время [2]. То есть человек может напрямую воспринять и ощутить движение. Поэтому движение является начальным понятием в концептуализации понятия времени.

      Изображая период времени в роли точки прямой, а время между двумя периодами можно рассматривать в роли отрезка прямой. Этот отрезок называется «отрезком времени» [1,642]. Это понятие «отрезок времени» можно использовать и в лингвистике. Отрезок времени это период между прошедшим и настоящим, настоящим и будущим временами.  Рубеж отрезка времени, выраженный прошедшим и настоящим временами  ограничен.  Момент говорения в отрезке времени используется как рубеж. Действие, совпадающее в настоящем времени передает происходящее событие. Время говорения уточняет границу завершения прошедшего времени и начало будущего времени.

      Концептуализация времени в языке тесно связана с такими познавательными действиями как восприятие, память, представление. Классификация времени в прошедшем, будущем и настоящем времени возникает на последней стадии развития  человечества. Категория времени также связано с моментом говорения: если действие совпадает с моментом говорения, то здесь речь идет о настоящем времени, если действие проходить после момента говорения то это будущее время. Поэтому в репрезентации значения времени говорящим момент говорения является межой-рубежом. События, описанные в настоящем времени и происходящие перед глазами говорящего в данный момент, поддаются наблюдению, впечатления от увиденного и пройденного говорящим являются основой для прошедшего времени. Еще не исполнившиеся планирующиеся в будущем события  можно себе представлять. По сравнению с настоящим и прошедшим временами, будущее чаще представляющееся в абстрактном значении, развилось позже. У настоящего времени не бывает конкретного измерения, оно является промежуточным отрезком между прошедшим и будущим временем.  Настоящее время в языке используется в абстрактном значении. В связи с этим у грамматического настоящего времени очень широкая семантика. Совпадение событий в настоящем времени с моментом говорения  (собственно-настоящее время), несовпадение с моментом говорения, т.е. это могут быть события повторяющиеся в своей основе, обычные реальные события (переходное настоящие время) [3,517]. З.К.Ахметжанова, сравнивая казахский и русский языки, отмечает, что часть аспектуальной семантики, передающаяся категорией вида в русском языке в казахском языке передается через глагольные времена [4,51].

      Настоящее время, имеющее определенную длительность является промежуточным отрезком между прошедшим и будущем временем. Концептуализация настоящего времени связано с влиянием самого человека на тот момент. Поэтому настоящее время приравнивается к моменту говорения, в таком случае между ними нет расхождений. В связи с чем значение настоящего времени актуализируется.

     В прошедшем времени описываются события, происходящие после момента говорения. Однако человек описывает сохранившиеся в сознании события, возобновляя и внося коррективы. Следовательно, значение прошедшего времени у человека связано со способностью его памяти. По этой причине концептуализация прошедшего времени требует принятия во внимание промежутка характеристики событий и сохранившихся знаний об этом. Понятие о прошедшем времени – это опыт синтетического познания действия. Любое событие оставляет след и примету в сознании человека. Чтобы понять информацию, нужно знать причинно-следственные отношения события. В этой связи для человеческой логики знания причинно-следственных  отношений прошедшего времени очень значимы. Концептуализация прошедшего времени связано с воссозданием событий в памяти и возобновлением сохранившейся информации.

      В порядковости событий будущее время занимает особое место. Значение будущего времени можно рассматривать с объективной    и субъективной точки зрения: с объективной точки зрения  будущее время находится в одной системной взаимосвязанной целостности с прошедшим и настоящим временем. У будущего времени есть и субъективные суждения и понятия. Концепция времени, выраженная морфологическим путем, является одновременно единицей концептуального уровня и основой для этой категории. Как классификационный концепт он опирается на субъект и языковую систему. Выбирая видо-временную систему, говорящий может по-разному описать одно и то же событие. По этой причине при помощи категории времени можно понять мысль субъекта. Это заметно по метоязыку категории времени. Известный ученый К.Жубанов подчеркивает, что понятие «прошедшее время» воспринимается носителями языка по-разному [5]. А.Ыскаков классифицирует прошедшее время по признаку, когда говорящий передает информацию как видевший и знающий, заставляющий поверить в эту информацию [6]. Для того, чтобы описать одно событие в языке имеются много различных средств. Это показывает роль языка в концептуальной категории.  Таким образом выясняется картина концептуальных средств и путей их выражения в морфологии.  Морфологические концептуальные пути и средства связаны с онтологией языка. Морфология в единстве с синтаксисом уточняет внутреннее значение и особенности использования языка.

      Таким образом, концепция времени, как знания мира, вбирает в себя языковую картину времени, выражающуюся через грамматические категории и формы. То есть значение времени выраженное морфологически, говоря энциклопедическим научным языком, показывает пути кодирования времени.    

                                  Использованная литература:

1.     «Қазақстан» ұлттық энциклопедиясы. Алматы, 2006. 8-том.  -642б.

2.     Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М.: Госполитиздат, 1960. -471б.

3.     Қазақ грамматикасы. Астана, 2002  -784б.

4.     Ахметжанова З.К. Функционально-семанические поля русского и казахского языков. Алма-Ата, 1968.  -108б.

5.     Жұбанов Қ. Қазақ тілі жөніндегі зерттеулер. Алматы, 1966.

6.     Ысқақов А. Қазіргі қазақ тілі. Алматы,  1992.